Текст: Саша Гирший
«Цех книги» — художественный проект, лишенный границ и времени. Одно большое исследование форм искусства, которое старательно проводят Наташа Маркина и Женя Сушков — художники, мастерски связывающие человека с природой. Мы поговорили с Наташей, чтобы узнать о корнях «Цеха книги», его целях, а еще о новом курсе «Театр наблюдений», который стартует в Школе Seasons 10 ноября.
Как в нескольких словах можно описать «Цех книги»?
Проект-исследование, посвященный принципам древнего искусства, работе с природными материалами и экспериментам с формой. Темы с которыми мы работаем: память, время и свет.
Как вы придумали проект?
Когда-то я работала в книжной иллюстрации, потом — в кино и авторской анимации. Совместила интерес к книгам и мои эксперименты с драматургией и монтажом в одно динамичное искусство. Так появились мои первые книги-театры из дерева и керамики, с механизмами и звуками. Для меня было важным экспериментировать с формой — с напряжением времени внутри книги, с драматургией. Об этом первоначально был наш проект.
Сейчас я ушла довольно далеко от создания книг. Открываю новые горизонты, например, работу с лэнд-артом и природными материалами, с древними техниками. Наношу эмаль на медь, занимаюсь резьбой по камню в горах, смешиваю минеральные пигменты, пробую и изучаю наскальную живопись. Но к книжной форме я возвращаюсь всегда. «Цех книги» меняется и развивается вместе со мной, но всегда остается пространством для исследования. Я всегда учусь и стремлюсь открыть что-то новое.
Чем вы вдохновляетесь, когда работаете? О чем для вас лично «Цех книги»?
Нас вдохновляют простые вещи: ветер, свет, память. Мы с Женей, сокуратором «Цеха», выросли на природе, в деревне. Женя был пастухом. Это очень мощные воспоминания. О простоте, о тишине. В рамках «Цеха книги» мы как будто постепенно возвращаемся к природе, к детскому чувству растворения себя в окружающем пространстве — через работу с природой в горах, через темы, за которые беремся.
Откуда появилось такое необычное название?
Мне нравится слово «цех»: представляю средневековую гильдию художников, где каждый работает в синергии с остальными. Так я себя чувствую на воркшопах и курсах, когда преподаю. Стараюсь поделиться идеями, экспериментами и восторгом от того, что меня саму вдохновляет. Ведь от сотворчества с другими людьми я получаю еще больше.
Каким был «Цех» в самом начале и какой он сейчас? Как проект изменился?
Мы прошли путь от экспериментов с книгой до лэнд-арта и полевых исследований. Сейчас мы постепенно сокращаем образовательные проекты и фокусируемся на крупных исследованиях в области культурной памяти и древнего искусства. Готовим большие выставки. Но совсем от преподавания отказываться не хочется. Это много для меня значит, много дает.
Нас вдохновляют простые вещи: ветер, свет, память. В «Цехе книги» мы как будто постепенно возвращаемся к природе, к детскому чувству растворения себя в окружающем пространстве — через работу с природой в горах, через темы, за которые беремся.
Кстати, о преподавании. Мы с вами сейчас придумываем Школы Seasons курс «Театр наблюдений». Как бы вы его описали для наших читателей?
Это курс о том, как театр пришел в нашу жизнь. Театральное искусство началось с вертепа — самой древней формы мистериального театра. Когда-то мне был интересен вертеп в рамках исследования византийского искусства. А сейчас мы играем его каждый год на Рождество.
Меня очень зацепило, как со светом работали византийские художники. И тогда мы начали исследовать древние формы восточного свето-теневого театра. Соединили светоживописные идеи и восточный теневой театр в новую технику театра света и цвета. Как раз в этой технике мы будем работать на курсе «Театр наблюдений».
Театр — всегда создание образов через взаимодействие элементов: звука, пластики движения, времени, слова. В «Театре наблюдений» будем работать над образностью звука, а еще — с документальным материалом, с памятью и воспоминаниями или с переживанием реальности, непосредственным мультисенсорным опытом восприятия. Главный инструмент здесь — наблюдения. Мы же наблюдаем каждый день.
Будем собирать сокровища своих наблюдений: как течет время, как меняется природа. Я думаю, у многих из нас есть потребность что-то с этими сокровищами сделать. Для этого мы и придумали этот курс — создать пластическое действие, основанное на наблюдениях каждого из участников.
Время очень сильно ускорилось и ускоряется каждый день. Мы предлагаем на курсе сохранить жизнь в форме почти нематериального театра, созданного из света и цвета. Мне кажется, такая форма отражает образ памяти, механику воспоминаний, их нематериальность.
Курс «Театр наблюдений» начнется 10 ноября. На нем вместе с командой «Цеха книги» мы поговорим о поэтике наблюдений, обратимся к переживанию времени и сезонности в восточной культуре и поэзии. Будем экспериментировать со светом и тенью, оживлять силуэтные куклы, исследовать звуки и создавать наивные музыкальные инструменты. А в конце создадим спектакль, объединяющий этюды каждого из участников и передающий индивидуальное ощущение времени. Над спектаклем будем работать в технике театра света и цвета, основанной на принципах восточного свето-теневого театра и наших экспериментах с драматургией цвета и световыми модуляциями.
Кому будет особенно полезно прийти на курс?
Этот курс подойдет для художников и для тех, кто уже работает с театральными формами. Для них это будет заход в какое-то новое пространство для размышлений о драматургии и о месте повседневных наблюдений в искусстве. Но еще курс понравится тем, кто с театром никогда не сталкивался, но хранит теплые воспоминания о детских представлениях: когда по вечерам в гостиной сажаешь на диван всех родственников и на пару с братом перевоплощаешься в разных персонажей. Обязательно нарядившись в дедушкину меховую шапку, украшенную перьями соседской курицы, и мамин халат — самое то, чтобы изображать индейцев из любимой книжки.
На курсе будем работать с куклами, экраном и декорациями. Мы расскажем обо всех нюансах и поделимся специальными инструментами. Такой театр легко может стать домашней традицией. Темными зимними вечерами в домике из подушек и одеял. Или летом в саду на натянутой между деревьями простыне. Звуки сверчков, тени трав и цветов становятся частью среды, декорации. Волшебство для детей и взрослых
С каждым участником мы поставим сцену по его личному наблюдению. Будем друг другу помогать играть, потому что в одной сцене часто нужно много рук — для озвучки, игры куклами, работы со светом. Весь спектакль, собранный из наблюдений, мы покажем в конце курса зрителям — такую сказку под Новый год. Позовем друзей и родных, будет теплая и волнительная премьера. Потом опубликуем видео-версию спектакля, так что будет еще и онлайн-премьера.