Свое дело: профориентация

О том, что такое профориентация сегодня, как помочь детям найти свое дело, мы поговорили с директором «Проекта ГРАНИ», психологом, коучем, куратором курса «Профориентация» Наталией Рожинской.


Как родители могут помочь ребенку в выборе профессии?

Прежде всего, родителям нужно слушать и слышать своего ребенка, относится внимательно к его увлечениям, какими бы они ни были.

Обычно у ребят, у которых хороший контакт с родителями, проблема выбора не стоит так остро — дети с уважением относятся к себе и своим желаниям. Многое можно проговорить, обсудить, это очень важно.

Сначала родителям стоит задать вопрос себе: а вы нашли свое призвание?

Для чего вы ходите на работу? Это тяжкая повинность для вас или любимое дело? В первую очередь, ребенок считывает ваше отношение к работе, и ваш пример может как помогать ему, так и мешать, вне зависимости от того, какие правильные слова вы ему говорите.

Часто подростки ищут другие примеры для подражания, не родительский опыт. И здесь очень важна роль значимых взрослых. Наверняка, в вашем кругу есть друзья, родственники, которые увлечены своим делом, таким, которое кажется привлекательным вашему ребенку. Зовите их в гости, расспрашивайте их о работе, о подводных камнях в профессии, о пути, который им пришлось пройти — все это очень полезно услышать вашему подростку. Большая удача, если такие увлеченные люди пригласят ребенка на экскурсию к себе на работу, а, может, даже возьмут на стажировку на каникулах.

Что может быть знаком для родителей, что подростку нужна профессиональная помощь в выборе профессии?

Если ребенок выбирает специальность «за компанию» с подружкой или ориентируется на модные профессии, про которые ничего не знает и даже не может объяснить, чем они его привлекают; если у человека в 14–15 лет нет никаких мыслей, чем бы он хотел заниматься в жизни; если он плохо знает свои сильные и слабые стороны и вообще с трудом осознает свои желания — это знак, что ему нужно помочь разобраться в себе.

Часто говорят, что современные подростки очень инфантильные, им сложно принимать решения, сложно без помощи взрослых выстраивать план действий. Так ли это, на ваш взгляд?

Я много работаю с подростками, и на выездных проектах, и на наших курсах. И согласиться с таким утверждением не могу. Конечно, все очень разные.

Но современные дети очень творческие, инициативные, деятельные, смелые, умеющие отстаивать свою точку зрения.

Недавно у нас был случай, когда девочка сама накопила деньги для оплаты нашего курса «Профориентация», потому что родители считали, что лучше потратиться на репетиторов для поступления в ВУЗ, а если выбор ВУЗа окажется ошибкой — не беда, можно потом перевестись. Но дочь настояла на своем. Ей было очень важно не потерять время, сразу «попасть в яблочко».

Сейчас огромное количество курсов профориентации, которые предлагают свои услуги. Как выбрать те, которые оказывают реальную помощь?

Понимаете, тут надо определить, что такое «реальная помощь». К нам приходят ребята с очень разными запросами. Кто-то довольно хорошо себе представляет, в какую сторону хочет идти, и ему нужно дать нужную информацию и показать, как достичь того, что он хочет.

Но в большинстве случаев нам приходится иметь дело с подростками, которые совершенно не представляют себе, чего они хотят.

И проблема не в том, что они не знаю, кем быть. Проблема в том, что они не знают, какие они, не могут сформулировать свои желания.

В чем будет заключаться помощь такому ребенку? В первую очередь, в том, чтобы научить его слышать себя, свой собственный голос. Это очень глубокая работа, совсем не про тесты и презентации на тему современных профессий. Профориентация это не только про профессии, это про жизнь.

И, скорее всего, после курса ребенок не выйдет с четким пониманием, кем он будет, и родителям надо быть к этому готовыми. Но совершенно точно, что он будет лучше понимать себя, увидит свои сильные и слабые стороны. А это необходимое условие, чтобы двигаться дальше к выбору дела своей жизни.

Главное, чтобы психологи работали с конкретными запросами конкретного ребенка и его родителей, не предлагая универсальные решения для всех, и были нацелены на серьезную, глубокую работу. Ведь каждая история индивидуальна. Вот приходит молодой человек, у которого мечта — помогать людям в профессиональной деятельности при помощи инновационных платформ. Но серьезно он к этому не относится — «ведь такой профессии нет». А оказывается есть, и областей, в которых двигаться — много, и подростку просто нужно это показать. И он совершенно окрылен — в его руках теперь точный маршрут движения.

Или многие ребята хотят работать с детьми, но родители их отговаривают — «что же ты в школе будешь работать за крошечную зарплату»? И мы подробно разбираем варианты — какой может быть работа с детьми? Только ли это работа в школе или еще множество вариантов — от психологии до организации своего детского клуба. И выясняется, что можно выбрать дело по душе, не принося в жертву материальную составляющую профессии.

Иногда ребенок увлечен сразу всем, и из моря любимых дел не может выбрать одно. Тогда мы разбираемся с приоритетами — что будет главным, а что останется на уровне хобби.

Часто родители осознают, что ребенку нужна помощь, но заставить его отправиться на курсы профориентации не могут.

Как мы поступаем, когда дети болеют? Отводим к врачу, уговариваем их принимать лекарства и проходить медицинские процедуры. Так и здесь — надо найти способы убедить подростка обратиться к специалистам, не ждать, пока он «перерастет», «разберется сам». Чаще всего достаточно уговорить прийти на курс один раз, а потом и самому ребенку становится интересно.

Как устроены курсы профориентации у вас?

Наш курс ориентирован на ребят 13–17 лет. Мы работаем с группой в общей сложности месяц, и за это время проходим большой путь.

Весь курс разделен на четыре модуля, в каждом — трехчасовой тренинг и персональная коуч-сессия по скайпу.

На первом модуле мы ищем ответ на вопрос «что ты хочешь?». Здесь мы учимся слышать свой собственный голос и отделять свои желания от ожиданий родителей и друзей. Мы знакомимся с миром профессий, проверяя, как камертоном, на свой внутренний слух — что откликается, а что нет.

Однажды к нам пришла девочка, которая чуть не с порога заявила, что никаких особых способностей у нее нет, и поэтому ей решительно все равно, чем заниматься в жизни. В процессе долгой работы вдруг выяснилось, что она обожает устраивать перестановки в квартире и делает это совершенно виртуозно — у человека оказался настоящий дар выстраивать пространственные композиции.

Она никогда не воспринимала свое увлечение всерьез («подумаешь, какое-то дурацкое умение») и очень удивилась, что это необходимый талант для дизайнера интерьера.

А еще история одной нашей студентки про то, что она любит учить папу танцевать, подсказала нам, что ей нравится — нет, как оказалось, не танцевать, а именно учить. И сейчас девочка поступает в педагогический университет.

Таких историй про то, как профессия находится там, куда ребята и не думают заглядывать, я могу рассказать миллион. По крупицам мы выуживаем эти забытые или закопанные таланты.

На втором модуле мы говорим о смыслах — ради чего, зачем мы выбираем себе именно такую профессию. Тут часто выясняется, что в банковскую сферу, например, многие собираются «чтобы зарабатывать много денег». Здесь мы разбираемся, достаточный ли это мотив для того, чтобы выбрать дело в жизни, и нет ли других способов «зарабатывать много денег». Найти свой главный мотив очень важно, иначе рано или поздно по дороге к цели движение станет бессмысленным и идти никуда не захочется.

На третьем модуле мы помогаем ребятам принять решение: соотнести всю информацию о себе с выбранной профессией — подумать о том, в чем они сильны, а над чем нужно поработать. Мы предоставляем широкую информационную поддержку — знакомим с ведущими вузами, ходим на экскурсии и в учебные заведения, и в те компании, которые ребят интересуют — это могут быть и рекламные агентства, и банки, и редакции журналов. Часто мы приглашаем к себе в гости настоящих профессионалов своего дела. Они рассказывают не только о парадной стороне своего дела, а о том, как они шли к своей профессии, какие трудности встречались на пути, и как они их преодолевали.

На последнем, четвертом модуле мы подводим итоги — как понять, что ты достиг результата, что ты идешь в правильном направлении. Соотнеся полученную на курсе информацию, ребята защищают проекты о наилучшей профессии для себя.

Курс «Профориентация» стартует 30 сентября
+7 (495) 518-57-05 // grani.pro

Материал обновлен: 27-04-2022