​Танцуй свой танец

Накануне летнего танцевального фестиваля More Amore мы задали шесть вопросов участникам площадок, где можно будет заняться разными видами танцев.

Что для вас танец? Как объяснить особенность танца, которым вы занимаетесь, обычному человеку? Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять это направление танца? Какие фестивали в России и мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться вашим направлением танца? Какие школы или мастер-классы посоветуете? Вы танцуете, чтобы…



Юлия Короткова


школа Moscow Dancing Rebels


РОКАБИЛЛИ

На More Amore проведет мастер-класс по рокабилли (12:30–13:30) на площадке «Будь в контакте» (сцена-ракушка).


Что для вас танец?

Это вопрос неоднозначный. Точнее, ответ на него. Сначала все начиналось как аэробика, потом переросло в кайф от движения, общения, музыки… А теперь это огромная часть жизни и основа моей реализации — именно в танцевальной среде родились многие мои проекты, каналы воплощения моих идей и площадки для бурной творческой деятельности.

Но если брать танец как таковой, как физическое явление — то это безусловно невероятное счастье. Счастье, пока готовишься к вечеру в предвкушении этого момента. Счастье, когда приходишь и видишь друзей! Счастье, когда звучит любимый трек, и парень приглашает тебя потанцевать. Счастье, когда классно получается, когда кружишься, ловя его сигналы. Счастье, когда дотанцевали, нигде не ошибившись, и все сложилось идеально.

Как объяснить особенность рокабилли обычному человеку?

Наверно, я бы попросила человека представить котел и положить туда все классические голливудские фильмы о молодежи 50-х годов, перемешать это с музыкой Элвиса, Бадди Холли и Джери Ли Льюиса, добавить пригоршню юношеского максимализма и энергии бунтарей, заправить более жесткими ритмами и тяжелым звучанием современности, плеснуть красок, потрясающих образов с прическами, татуировками и одеждой того периода и в финале ложечку сексуальности и драйва. Получается вот такой коктейль, однажды попробовав который, никогда его не забудешь!

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять рокабилли?

Если брать классику кино, то это фильм «Школьные джунгли», где впервые прозвучал гимн поколения «Rock Around The Clock». Это драма 50-х годов о трудных подростках. Там показано много аспектов их жизни, включая и танцы тоже.

Но культура рокабилли хорошо показана в «Плаксе», «Плезантвиле» и авторском фильме «Двойка пик». Фильмы с Джеймсом Дином в свое время произвели фурор. Он играл последнего романтика, ходившего по лезвию бритвы, и стал идеалом рокабилли молодежи 50-х. Но от танцев его фильмы далеки.

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

В Москве есть одна-единственная школа, где рокабилли преподают именно так, как этот стиль того заслуживает. А именно, со знанием дела, верностью стилю и безумным позитивным драйвом. Это школа Moscow Dancing Rebels. Танцевальный опыт педагогов школы стал складываться еще в 90-е годы. Когда-то это было лишь увлечение бунтарскими танцами, которое со временем стало обрастать опытом, знаниями и мастерством.

В 2016 году школа отметила свой 10-летний юбилей и за это время собрала армию благодарных учеников, и, не побоюсь этого слова, международное признание.

Какие фестивали в России и в мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться рокабилли?

Самый «крутой» и большой фестиваль проводится в США и называется «Viva LasVegas!». Туда съезжаются поклонники рокабилли со всего мира.

В Европе есть Hemsby, High Rockabilly Festival и Screamin. Их много разных, в каждой стране свой.

В Москве фестиваль один — RAYS OF SUMMER. Он проводится два раза в год, весной и осенью, и пока довольно молод и скромен, собирает до 500 человек. В Питере есть фестиваль CYCLEBILLY — яркое событие в жизни города и рок-н-ролльной среды в целом.

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы любить жизнь!


Наталья Молокова

школа elcentro


ТАНГО

На More Amore даст урок танго (19:10–22:00) на площадке «Будь в контакте» (сцена-ракушка).


Что для вас танец?

Я не буду оригинальной: как и для любого танцора, танец — это не только работа, это моя жизнь.

Аргентинское танго — целый культурный пласт, традиции которого оказались мне очень близки. Танго — это не просто движение в паре, это удивительное взаимодействие между партнерами, позволяющее слышать и понимать другого человека без слов и делить с ним эмоции и состояние.

Как объяснить особенность танго обычному человеку?

В аргентинском танго четко распределены роли между партнерами: мужчина создает и предлагает шаги и направления, а женщина принимает предложение и дополняет его своим активным и синхронным движением. Все это взаимодействие между партнерами происходит в объятии, которое, в отличие от других танцев, не является рамкой — оно живое, такое же как в жизни, способное передать чувства и настроение другому человеку.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять танго?

«Наше последнее танго» (2015).

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

В нашей школе аргентинского танго elcentro проходят ежедневные занятия для тех, кто уже танцует, а так же мы регулярно организуем серию открытых ознакомительных уроков для тех, кто только собирается начать заниматься.

Какие фестивали в России и в мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться танго?

Российский Танго Конгресс, Istanbul Express Tango Festival, Mallorca Tango Festival, Tango Torino Festival.

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы танцевать


Лариса Курбатова


Московский Свинг Данс Клуб


ЛИНДИ ХОП

На More Amore даст урок линди хопа (14:00–15:30) на площадке «Будь в контакте» (сцена-ракушка).



Что для вас танец?

Танец — это иной язык самовыражения, не вербальный, не визуальный. Совершенно иной. На нем можно выразить то, что нельзя выразить никак иначе.

Джазовые танцы — очень жизнерадостные, открытые, свободные. Они появились вместе с джазовой музыкой в ответ на тяготы жизни, в тяжелых условиях Великой Депрессии и расизма в США это был способ поддерживать бодрость духа, проверенный способ, уходящий корнями в пронизанную ритмами жизнь африканских народов.

Как объяснить особенность линди хопа обычному человеку?

Часто про джазовые танцы говорят, что в них нет изящества. Хотя никто так не говорит про хип хоп, вырастающий из них. Эстетика джазовых танцев иногда непривычна для современного человека, это правда. Однако именно это и дает свободу. Это простые, веселые, расслабленные и беззаботные танцы. Не важно, как вы выглядите со стороны, делаете ли вы все правильно — главное, что вам нравится музыка и вы радуетесь общению с музыкой и с партнером. Когда вы танцуете под джаз, важна не картинка, а все то, что внутри пары, между танцорами: энергия, драйв и много ритма.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять линди хоп?

В нескольких старых фильмах запечатлены сцены с линди хопом, передающие его бурную энергетику: Hellzapoppin’, A day at the races.

Но больше всего джазовых танцев сохранилось в виде так называемых soundies, ранней формы музыкальных клипов. Радостное настроение отлично передает клип на песню «It goes to your toes».

Еще можно смотреть любой фильм, где в числе актеров значатся именитые джазовые (свинговые) оркестры или, например, Фред Астер или Эленор Пауэлл.

Также вам подойдет любой музыкальный фильм 40-х годов — в них потрясающе схвачено общее настроение эпохи. Из более современных фильмов можем посоветовать Swing Kids и Malcolm X — там тоже есть танцевальные сцены, причём очень и очень зажигательные.

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

Мастер-классы проводятся разными школами практически в любом парке. Московский Свинг Данс Клуб проводит бесплатные мастер-классы в саду «Эрмитаж», Екатерининском парке и парке Красная Пресня, также мы регулярно открываем новые группы в наших танцевальных залах.

Помимо занятий в сообществе регулярно происходят вечеринки, мероприятия с живой музыкой, летом во многих парках Москвы проходят джазовые опен-эйры: на Красной Пресне, в Парке Горького, в Музеоне, в саду им. Баумана, Екатерининском парке.

Какие фестивали в России и в мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться линди хопом?

Фестивалей джазовых танцев очень много, практически в каждой стране мира есть свои. Самый яркий — Herrang Dance Camp — проходит летом в Швеции. Там собираются люди со всех уголков мира, чтобы потанцевать и поучиться, пообщаться с «олдтаймерами». Это незабываемый опыт, атмосфера творчества, взаимоподдержки, свободы.

В России самыми крупными являются «Свингфест» в Санкт-Петербурге и Рождественский Лагерь Свинга (РЛС) в Подмосковье. Растут комьюнити в Нижнем Новгороде и Казани.

Также очень популярны фестивали под Киевом (лагерь «Свингляндия») и в Минске. Невероятно привлекателен весенний фестиваль в Литве (Harlem).

Кстати, в Москве в сентябре 2017 пройдет большое мероприятие с иностранными преподавателями по случаю 15-летия МСДК. Будут интересные занятия, лекции, сумасшедшие вечеринки с живой музыкой и зрелищные соревнования.

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы смеяться (в том числе над собой).


Лариса Курбатова

Московский Свинг Данс Клуб

БЛЮЗ

На More Amore проведет занятие по блюзу (17:00–18:20) на площадке «Будь в контакте» (сцена-ракушка).



Что для вас танец?

Танец — это естественная и неотъемлемая часть жизни. Такая как еда, сон, общение с друзьями. Блюз не требует каких-то специальных навыков, поэтому он легко и органично встраивается в тело и становится естественным элементом общения с людьми и выражением собственных эмоций и мыслей.

Как объяснить особенность блюза обычному человеку?

В блюзе нет особенностей, поэтому, если хочется разделить это время с другим человеком — можно сразу танцевать. Танцуем как ходим, как дышим — просто и естественно.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять блюз?

Об этом танце фильмов снято очень мало, а вот о блюзовой музыке и культуре много. Из последних: «Бесси» (Bessie, 2015) и «Кадиллак Рекордс» (Cadillac Records, 2008). И известный многим киномюзикл «Братья Блюз»!

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

Танцевальные школы: МСДК, Танцкласс, Swing in Moscow.

И, конечно же, на открытых площадках в парках. Например, по средам мы проводим мастер-классы в саду «Эрмитаж» и в Парке «Красная Пресня».

Какие фестивали в России и в мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться блюзом?

В мире ежемесячно проводится множество фестивалей этого направления. Отдельно стоит отметить зимние мероприятия: Рождественский Лагерь Свинга, BluesHouse в Москве; SpringOut в Нижнем Новгороде; Bluesila в Вильнюсе; Drag the Blues в Барселоне; BBE в Берлине…

Перечислять можно очень долго, все фестивали интересные, с непередаваемой атмосферой, дневными мастер-классами и вечеринками под живые бэнды все ночи до рассвета.

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы делиться.


Борис Кинтеро

школа Bailen con Boris Quintero

САЛЬСА

На More Amore проведет занятие по сальсе (16:00–17:00) на площадке «Будь в контакте» (сцена-ракушка).



Что для вас танец?

Танец для меня это чувства, эмоции, знания, которые есть в человеке, и с помощью музыки или даже без нее он может выражать их через движение своего тела.

Сальса — это выражение моей культуры, кубинского образа жизни, наших чувств, нашей религии, нашего темперамента.

Как объяснить особенность сальсы обычному человеку?

Как объяснить человеку, далекому от нашей культуры, что представляют из себя наши Кубинские танцы? Хе-хе…

Это прежде всего праздник, эмоции, которые есть в каждом человеке. Особенно это касается парных танцев: это просто соединение Мужчины и Женщины — как в жизни, в единое целое и для этого нужно понимать и слушать друг друга.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять сальсу?

La vida es silbar (1998), «Танец любви» (2001), «Сальса» (2000), «Гавана, я люблю тебя» (2012). Последний скорее для того, чтобы проникнуться духом Кубы и красотой.

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

В Москве очень много мест, где танцуют сальсу. Пожалуй, летом лучше всего посещать площадки под открытым небом, самый массовый опен-эйр, где можно и посмотреть, и потанцевать — это сальса на Пушкинской набережной.

Если вы любите комфорт и тусоваться допоздна, то приходите в ресторан «Лима» (м. Краснопресненская), «Панчо Вилья» (м. Октябрьская), «Тики-бар» (м. Баррикадная), «Либерти» (м. Лубянка или м. Площадь революции), «Мамита» (м. Чистые пруды), бар «Дорогая, я перезвоню» (м. Маяковская«), «Старая Гавана» (м. Волгоградский проспект).

И это далеко не все места.

Какие фестивали в России и в мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться сальсой?

Множество фестивалей латиноамериканской направленности во всех странах мира сейчас проходят, все и не перечислить. Я, например, со своими учениками уже несколько лет езжу на фестиваль Unidanza (Гамбург).

Вы танцуете, чтобы…

Боюсь, что одним словом не смогу. Я танцую, потому что это как жить для меня, это мое настроение, моя любовь, моя энергия, моя страсть, моя сила, мои эмоции, моя натура, мой характер, моя любимая Куба!


Артем Марков

КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

На More Amore будет учить движению на мастер-классе по контактной импровизации (13:00–14:30) на площадке «Будь собой» (терраса в глубине сада).



Что для вас танец?

Я давно запутался в поиске ответа на вопрос, что такое танец. Отличается ли танец от движения и чем? Почему одно мы называем танцем, а другое — движением? Является ли танцем движением под музыку? Музыка — это необходимый элемент танца?

Для меня это область исследования с неким моментом поэтики, поэзии, моего собственного наблюдения красоты. В танце, в отличие от движения, которое более функционально, я могу встретиться с поэзией в себе. В этом смысле танец — что-то большее, хотя и это необязательно.

Как объяснить особенность контактной импровизации обычному человеку?

В понятие контактной импровизации заложены понятия контакта и импровизации. Что такое контакт? В широком понимании — это то, без чего невозможно восприятие мира. Потому что все, что я вижу — это контакт солнечных лучей с сетчаткой глаза, все, что я слышу — это соприкасание звуковых волн с перепонкой уха, весь внешний мир для меня жив только в контакте. А импровизация — это моя возможность учиться быть новым, разным в каждую отдельно взятую секунду времени, поэтому импровизация больше соединяет меня с моментом «сейчас».

Собственно, поэтому я в этой практике. Мне нравится быть в контакте с внешним миром, и мне нравится, что практика контактной импровизации учит меня даже не тому, чтобы быть новым каждую минуту, а тому, чтобы не ожидать от себя этого нового, потому что оно все равно случится определенным образом.

Со стороны моя практика выглядит либо как мой танец с пространством (этот танец соединяет меня и пол, стены, воздух в комнате, и тогда есть какие-то такие пространственные отношения), либо как танец с другим партнером — одним, двумя, тремя. Контактная импровизация — это танец, в котором через прикосновение к другому я точнее и глубже понимаю, где я.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять контактную импровизацию?

Хочу сразу направить на наш сайт московского комьюнити контактной импровизации. В разделе «Библиотека» вы можете найти написанные на русском или же переведенные на русский язык статьи о контактной импровизации. Там вы сможете найти несколько статей Йорга Хассмана. Например, мои любимые: «Мысли о контактной импровизации». Это то, что меня в свое время очень впечатлило.

Интересен и сайт Александра Гиршона. Там в разделах «Узнать больше» вы сможете найти статьи и книги о контактной импровизации.

Если говорить о фильмах, то стоит отметить, что контактная импровизация зародилась в 70-е годы, поэтому у нее есть определенный период развития, и то, как я ее вижу, отличается от того, чем она являлась первоначально. И соответственно какие-то визуальные картинки тоже сильно отличаются. Но классика контактной импровизации — это фильм «Fall after Newton». В нем сняты первые «контактники»: Нэнси Старк Смит, Стив Пэкстон, Даниель Лепкофф. Интересно наблюдать, как на них повлияла культура хиппи, практика айкидо и релиза.

Сейчас в комьюнити контактной импровизации есть много фильмов, но они в основном об учителях или о фестивалях. Поищите человека с ником «ci2i», он есть на Vimeo. Он делал много съемок на фестивале во Фрайбурге. У него можно увидеть очень красивые кадры, показывающие то, чем являются современные фестивали контактной импровизации.

Еще мне нравится фильм с тренинга Нэнси Старк Смит, «The poetics of touch». Этот фильм немножко биографичный, на Нэнси можно просто посмотреть как на удивительно красивую 65-летнюю женщину и увидеть, что происходит с ее телом в практике контактной импровизации вот уже более 40 лет.

Очень красивый фильм «TuTness (Kiev CI Festival)», снятый на Киевском фестивале по контактной импровизации 2014 года.

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

На нашем сайте можно найти все мастер-классы, которые идут в России, и их еженедельное расписание в Москве.

Фестиваль — место встречи людей, занимающихся этой практикой. Это поразительный язык коммуникации. Можно не знать английского языка, но у людей, занимающихся одной практикой, найти общий телесный язык получится всегда.

На самом деле мы все учимся разными путями. Я помню, был период, когда мне не хватало техники, и я шел на интенсивы. Фестивали — это больше место тусовки, где весело, приятно, и это действительно вдохновляет, а на интенсивах можно перенять технику конкретных учителей, каждый из которых по-разному танцует. И это поразительная возможность — последовать за учителем, взять из его занятий все, что нужно, и отпустить лишнее.

Какие фестивали в России и в мире будут интересны людям, которые начинают интересоваться контактной импровизацией?

Самый большой фестиваль по контактной импровизации проходит в августе во Фрайбурге, в Германии. Он собирает около 300 участников. Регистрироваться можно даже новичкам. Большой фестиваль проходит в Израиле в январе. В феврале начинается международный фестиваль в Финляндии. Еще есть фестиваль в Италии, который проходит в конце мая — начале июня.

Вообще, каждый месяц в разных странах можно найти фестивали контактной импровизации, которые открыты для всех. Контактное комьюнити вообще очень дружелюбно настроено к новым людям, поэтому не стоит стесняться. Если вам нравится, как это выглядит, или вы интуитивно ощущаете, что контактная импровизация — это то, чем вам хотелось бы заняться, то можно смело регистрироваться, брать билеты — вам будут рады.

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы цвести.


Анна Гарафеева

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

На More Amore проведет мастер-класс «Найди свой танец» (17:30–19:00) на площадке «Будь собой» (терраса в глубине сада).



Что для вас танец?

Телесные движения человека — отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танец помогает пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, особенно если о них сложно говорить. Также непосредственно сам танец может приносить ощущение свободы и радости, быть ресурсом в работе.

Как объяснить особенность танца, которым вы занимаетесь, обычному человеку?

Танцевально-двигательная терапия базируется на представлении, что тело и психика взаимосвязаны. Не выраженные, подавленные эмоции проявляются в теле в виде напряжений и зажимов. Танцевальная терапия работает на стыке танца и психологии. Когда подавленные эмоции, мысли, фантазии находят свое выражение в движении, становятся проявленными, видимыми, то напряжение уходит.

Во время танцевально-двигательной сессии терапевт не предлагает заучивать определенные движения, наоборот, создавая безопасное и комфортное пространство, поощряет импровизацию. Таким образом движение души воплощается в танце.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять танцевально-двигательную терапию?

Это направление зародилось в Америке в 1950-х годах, а в России появилось в 1990-е. Есть много специализированной литературы по этой теме. Например, книги Александра Гиршона «Истории, рассказанные телом. Практика Аутентичного Движения» и Джоана Ходорова «Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение».

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

Я провожу занятия при Институте психотерапии и клинической психологии.

Так как танцевально-двигательная терапия широко применяется в психотерапии, в основном по этому направлению проводятся конференции для специалистов, но на них может присутствовать любой желающий. В Москве и Санкт-Петербурге фестивали-конференции по танцевально-двигательной терапии проводит, например, Александр Гиршон (кандидат психологических наук и хореограф).

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы жить.


Екатерина Приморская


DANCING BEING

На More Amore проведет мастер-класс «Эмоциональный детокс» (16:00–17:30) на площадке «Будь собой» (терраса в глубине сада).

Что для вас танец?

Для меня танец — это разговор с телом и душой одновременно. Это исцеление. Это способ осознать случившиеся события в жизни, быть честным с собой. Это освобождение себя от псевдо-себя, от масок, от идей о том, каким я должен быть, не имеющих к моей природе никакого отношения. Это разговор с собой начистоту.

Тело никогда не врет. Если ум может изворачиваться и прикидываться, тело не позволит себя обманывать.

Так что мое направление — это мое проявление любви к жизни, к себе, к людям, удивительные открытия о природе человека, о психосоматике и, конечно, способ освобождения.

Как объяснить особенность танца, которым вы занимаетесь, обычному человеку?

Тело человека — как географическая карта мира, если понимать ее знаки, можно многое сказать о характере, травмах, о том, насколько человек соединен с собой. Так, во время моей практики Dancing Being человек знакомится со своим подсознанием и чувствами, которые он, возможно, от себя скрывал. Вспоминает, что значит радоваться, как ребенок, принимает себя, учится себя любить.

Выглядит практика совсем не страшно, мы звучим, двигаемся, танцуем, слушаем свой организм, медитируем в движении, работаем в парах, хохочем, иногда роняем слезы — и выходим из нее другими.

Эмоциональный детокс — лишь маленькая часть той практики, которая позволяет человеку раскрыться, найти в себе солнце, радость. Но прежде чем что-то искать, необходимо «очиститься» от некоторых эмоций. Поэтому эмоциональный детокс — это такая штука, после которой выходит верхний слой эмоций, спрессованных, забытых, как будто бы спрятанных от себя — и становится очень легко.

Какие книги, фильмы, статьи вы можете порекомендовать, чтобы понять это направление танца?

Практика Dancing Being появилась около пяти лет назад, когда я была на Бали, как симбиоз всего, чем я когда-либо занималась. Она основана на танце, самом разнообразном. На интуитивном танце, экстатическом танце (танец, работающий с эмоциями, ассоциациями, воображением), практике «пять ритмов», биомеханике, биоэнергетике, гурджиевских движениях и, конечно, медитации. Я включила все самое нужное из этих практик. Это как моя энциклопедия, из которой я достаю нужные странички, нужные ответы на вопросы, когда встречаю людей, с которыми я работаю, потому что одно занятие никогда не повторяет другое. Это всегда происходит из момента «сейчас» в зависимости от того, с чем человек пришел.

Есть очень много книг, фильмов, людей из совершенно разных сфер, которые меня вдохновляют. Это Экхарт Толле, с которого все началось, книги Крайона и Майкла Ньютона — все, что касается путешествия души и гипноза life between lives, книга «Две жизни» Конкордии Антаровой. Но одной конкретной книги по моему методу пока не существует.

Какие школы или мастер-классы посоветуете?

Конкретно по моему направлению — только те площадки, на которых я даю мастер-классы. Это чаще всего Абрау-йога на Петровке.

Вообще есть множество смежных направлений, на которых основана практика Dancing Being, и по каждому можно найти практику, на которой разрабатывается что-то похожее. Плюс это разные психологические практики и актерские техники, потому что моя первая профессия — актриса театра и кино. И я училась театральному мастерству в первую очередь, а это прекрасный психологический опыт и образование. Поэтому, наверное, Dancing Being без моих актерских навыков не родился бы. Это очень важно, потому что, например, копируя походку животных или походку другого человека, мы очень много понимаем про себя, про свой центр тяжести, свои страхи.

Вы танцуете, чтобы…

Я танцую, чтобы наслаждаться.

Материал обновлен: 05-05-2022