Что смотреть на театральном фестивале «‎Толстой» в Ясной Поляне

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Дарья Шаталова
Фото: пресс-материалы

Приехать в усадьбу писателя, чтобы увидеть своими глазами то, как он жил, узнать его секреты, страхи и любимые шутки, раствориться в романах и стать их продолжением — с 8 по 10 июля в Ясной Поляне пройдет Шестой театральный фестиваль «‎Толстой». Тема этого года — детство. «‎Война и мир» под открытым небом, перформансы в лесу, посвящение в «‎Муравейное братство», фортепианный концерт по мотивам текстов Толстого — рассказываем, что смотреть на фестивале.

«Детство» выбрали темой года, потому что одноименной повести Толстого этой осенью исполняется 170 лет. А еще прошло 160 лет со дня венчания Льва Николаевича и Софьи Андреевны, хотя назвать этот момент окончанием детства и началом «‎взрослости» было бы неправильным — Толстой женился, когда ему было 34. Впрочем, в семейной жизни радости и травмы детства постоянно напоминали о себе. «Они сделали Льва Толстого художником, а отчий дом Ясная Поляна стал как питательной базой творчества, так и золотой клеткой, — рассказывает программный директор фестиваля Павел Руднев, театральный критик и помощник художественного руководителя МХТ. — Театр пытается разобраться в этих противоречиях, и в Ясной Поляне снова будет тесно от эмоций».

Спектакли прошлых лет

За три дня покажут и уже известные постановки, и придуманные во время театральных резиденций специально для фестиваля. Одна из них проходила в Казани — там Толстой провел почти шесть лет, учился в университете, начал вести дневник, ставший его собеседником на всю жизнь. Другая — в самой Ясной Поляне: актеры и режиссеры жили в усадьбе, изучали архивы, общались с потомками писателя и музейными людьми, ели знаменитый Анковский пирог и обходили местные леса, пытаясь отыскать «‎зеленую палочку» — вымышленный артефакт из воспоминаний Толстого, якобы зарытый в поместье. Найти его, кажется, так и не удалось, зато появились три новых спектакля.

Театральная резиденция в Ясной Поляне

«‎Муравейное братство»

Спектакль-прогулка театра «‎Мастерская Брусникина», режиссер — Алина Насибуллина.

«‎Есть легенда про крепостной оркестр, который давным-давно исчез, но иногда чудесным образом вновь появляется в лесах и лугах Ясной Поляны. Зрители отправляются в путь, знакомясь с парадоксальными персонажами, которые несут в себе осколки музыки. Погружаясь в легенды и магические истории места, каждый своим путем придет к финальной точке, где уже знакомые герои соединятся в крепостной оркестр и споют песню».

Зрители перемещаются по лесу, вместе принимают решения, сталкиваются с неожиданностями. Спектакль похож на детскую игру или квест, в которой возникает то самое ощущение братства, когда хочется «спрятаться всем вместе под пледом, любить друг друга и быть друг для друга интересными. И в самом слове ”братство”, и в муравьях есть что-то объединяющее, цельное — то, чего нам всем так сейчас не хватает». 

Режиссер Алина Насибуллина призналась, что никакой легенды про исчезнувший оркестр на самом деле нет. Но могла бы быть — у князя Волконского, дедушки Льва Николаевича, был крепостной оркестр, а потом его не стало. Принцип работы над спектаклями такой — брать некоторые факты и преобразовывать их.

Спектакль сложился непосредственно в Ясной Поляне. «‎Все, что я “‎нафантазировала” до поездки, пришлось отменить и придумать заново, с живыми впечатлениями и мыслями», — говорит Алина. Чтобы составить маршрут, выбрать точки, брусникинцы много гуляли по усадьбе, проходили ежедневно по 15-20 километров, узнавали историю каждой тропинки и каждого дерева. Особенно пригодились архивы с воспоминаниями Ильи Львовича Толстого, сына писателя, — его рассказы о семье и жизни в усадьбе стали частью постановки.

«‎Лес. Дневники»

Спектакль петербургского театрального проекта «‎Лес», куратор — Борис Павлович, авторы и актеры — Ангелина Засенцева, Анастасия Пронина, Кристина Токарева.

Независимый театральный проект «‎Лес» — это спектакль-альманах, части которого идут в самых непредсказуемых местах Петербурга, придумываются и играются разными авторами и артистами, а объединяют их только тексты философа Владимира Бибихина. В Ясную Поляну решили привезти несколько готовых питерских частей, а одну сделать на месте, по книге Бибихина «‎Дневники Льва Толстого».

«И ужи, которые ползают в траве, и сапоги, в которых Лев Николаевич прятал свой «дневник для самого себя » — всё это открывалось нам и складывалось в фактуру действия», — поделился режиссер Борис Павлович.

«‎На меня самое сильное впечатление произвела тишина рано утром. Я вышел из гостевого корпуса и пошел среди деревьев. В такие минуты разница между настоящим временем и историческими событиями стирается. Потому что лес — он такой же, как и сто, и двести лет назад».

Главное, по словам автора и актрисы Ангелины Засенцевой, это невидимый и непроизносимый текст: «‎Я увидела, как жил Толстой, где он ходил, на что смотрел, что носил. И мне не нужно вставлять это в постановку, достаточно того, что оно в меня попало. Я стала больше, и во время спектакля, во мне будут бродить эти кусочки, ситуации, картины».

Во время премьеры зрители вместе с артистами попробуют писать дневники, подобно Толстому. После их можно будет забрать с собой, как артефакт.

«‎Детство. Коромысли. Глава 3»

Аудиальный перформанс от команды режиссера из Новосибирска Полины Кардымон.

Новосибирский проект «‎Коромысли» — это исследование русского фольклора, его традиций, ритуалов, образов через голоса и песни. Вторую главу «‎Коромыслей» номинировали на «‎Золотую маску», а третья — появилась как раз в Ясной Поляне. В отличие от других постановок, придуманных во время резиденции, это спектакль не о Толстом, а о крестьянском народе и его обрядах.

Наверняка вы знаете, что Лев Николаевич терпеть не мог крепостное право и считал едва ли не делом жизни покончить с ним. Всей душой он был с крестьянами: много общался с ними, лечил, помогал деньгами, кормил в голодные годы, открыл бесплатную школу для детей в Ясной Поляне, где сам учил их математике, истории, физике и даже гимнастике, создавал столовые, приюты, а еще отказывался от роскоши и требовал от Софьи Андреевны, чтобы и их семья жила скромнее.

«‎Коромысли» продолжают толстовскую традицию интереса к народу, его культуре: третья глава рассказывает о том, как относились к детям в давние времена, какие песни пели им и какие — они сами.

Что еще посмотреть на фестивале «‎Толстой»:

«‎Воспоминания о том, чего не было»

Музыкальная программа пианиста и композитора Виктора Осадчева.

Музыкальная программа на фестивале «‎Толстой» появится впервые за шесть лет. Виктор Осадчев, пианист и заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры в Гнесинке, написал несколько ностальгических композиций о детстве. После времени, проведенного в Ясной Поляне, на композитора нахлынули личные воспоминания, ставшие звуками: «‎В этой музыке сошлась и очень простая мелодия, и много имитационной полифонии, которая напоминает то, как, бесконечно повторяя, учишь Баха в детстве».

В повести «‎Детство» Толстой писал, что музыка — высшее в мире искусство. Не все знают, но существует вальс, автором которого предположительно был Лев Николаевич: в фондах музея хранится нотная тетрадь с ним. Считается, что Толстой сочинил мелодию в Ясной Поляне, а записал ее за ним — композитор Сергей Танеев. Виктор Осадчев переосмыслил произведение и добавил в него «‎шопеновские» пассажи: «‎Это диалог с композитором, которого сам Толстой бесконечно любил и под чью музыку “он плакал”, о чем часто можно прочесть в воспоминаниях».

«‎Война и мир»

Масштабная постановка Театра Вахтангова, режиссер — Римас Туминас.

Премьера «‎Войны и мира» Римаса Туминаса прошла осенью 2021 года: постановка стала главной эпопей последнего театрального сезона и подарком к столетию Вахтанговского театра. Номинированный на «‎Золотую маску» спектакль с лаконичными декорациями в глубоких темных оттенках и пустыми, как в балете, пространствами, которые заполняются мощью игры актеров, длится пять часов.

В Ясной Поляне — месте, где был написан роман, и которое стало прообразом имения Болконских «‎Лысые Горы» — постановку впервые сыграют под открытым небом. Кирилл Крок, директор Театра Вахтангова, рассказал, что выступить в живых толстовских декорациях мечтали все, поэтому состав на фестивале будет звездный — на сцену выйдут Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Евгений Князев, Ирина Купченко, Людмила Максакова и другие известные артисты.

С полной программой и афишей можно ознакомиться на сайте фестиваля.

Читайте также:

Материал обновлен: 06-07-2022