The Makers 2022: лучшие в малом творческом бизнесе

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Разные города, разные голоса, разная эстетика. Но есть то, что связывает всех финалистов конкурса The Makers, победивших в этом году, — почти каждый говорит о важности ежедневной работы, о том, что усилия всегда приносят результат. Мечтать они, конечно, тоже умеют. Но в своих проектах они прежде всего делатели.

Ko ceramics

Наталья Коншина

Наталья Коншина

Калининград

Больше 10 лет я занималась фотографией, работала фотографом на себя, а один год была арт-директором российской торговой марки. Вообще закончила математический факультет РГПУ им. Герцена, потом училась психологии и в магистратуре на культурологии. Сейчас у меня еще бывают съемки, но керамика занимает 95% всего времени.

Познакомилась с лепкой и керамикой я совершенно случайно: где-то в соцсетях увидела информацию о занятии, записалась, сходила и после уже не смогла расстаться с этим. В первую очередь впечатлили новые тактильные ощущения. И сама идея, что можно говорить через объект, завораживала.

Керамика для меня — это личная практика художника, я каждый раз «создаю» объект, а не «изготавливаю» его или «произвожу». У меня своя мастерская, правда, сейчас она в состоянии затянувшегося обустройства после переезда.

Керамические черные вазы с ребрами обычно публику впечатляют сильнее всего, их особо отмечают. Над большими скульптурными работать труднее всего. Часто это 12 часов лепки, дальше еще сушка, обжиги и глазуровка. Сама я люблю чувственные биоморфные формы. На заказ работаю очень редко и обычно продаю только готовые предметы.

Мне привычно работать на себя и вести свой проект Ko ceramics. Думаю, самое важное — чтобы желание создавать и творить перевешивало все сложности. Открывая свое дело, не надо ждать быстрого результата. Ежедневная практика лепки поддерживает. Как только делаешь перерыв в работе на несколько дней, тут же теряешь энергию. Есть поговорка про художников, что вдохновение приходит к трудолюбивым, — подтверждаю! Мне нравятся мои будни, возможность лепить каждый день — это уже много. Вообще, хочется больше всего успевать. В мечтах и планах — организовать свою выставку.

Zastrug furniture

Семен Ключанцев

Семен Ключанцев

Красноярск

Застругом на севере называют волнообразный снежный гребень, оканчивающийся острым обрывом. Снежные линии, северный минимализм и характер тундровой природы — это и есть эстетика Zastrug.

Я закончил Политехнический университет по специальности «художественная обработка материалов». Идея мастерской возникла после того, как я начал работать шлифовальщиком и сборщиком. Пока работал и наблюдал, как устроено производство, понял, что хочу свою мастерскую. Снял в этом же помещении уголок в шесть квадратных метров, купил маленькие первые станки и начал свое дело. 

Первыми предметами, сделанными в моей мастерской, были небольшие стульчики, тумбочки и стеллажи для рассады. Примерно в это же время я открыл для себя японских мастеров и дизайнеров. Ishitani Furniture, Kobeomsuk, Koma — педантичный подход к изготовлению мебели и интерьерам, внимание к деталям. Я начал применять это и в создании своих предметов.

Первым изделием, которое продвинуло меня как мастера, стали деревянные птицы. В них воплотились мои детские воспоминания о том, как после долгой зимы первыми в небе появлялись чайки — значит через пару дней ледоход и вода, а потом и долгожданное лето.

Какое-то время назад я узнал про направление органический модернизм и такую важную фигуру японско-американского дизайна, как George Nakashima. Это буквально перевернуло мое представление о мебели. Я полюбил работать с «живыми» краями столешниц, открыл для себя новые материалы и продолжаю двигаться в этом направлении.

Особенных сложностей в открытии своего дела я не вижу. Нужно быть готовым трудиться, очень много учиться самому, в любое свободное время. Развиваться в смежных профессиях, таких как проектирование, создание 3D-моделей, верстка буклетов, основы дизайна и даже фотография.

Если случается момент выгорания и усталости, обычно я включаю документалку, рассказывающую о жизни моего любимого режиссера Хаяо Миядзаки. Когда видишь, что у таких талантов, как он, тоже не все гладко и есть куча трудностей, понимаешь, что это происходит с каждым. Но я же знаю итог его стараний, понимаю, что все проблемы решаются трудом, и утром скорее бегу в мастерскую продолжать работать. 

В планах — переехать в отдельное большое помещение, участвовать в выставках и конкурсах со своими предметами, обновить парк станков и радоваться каждому денечку.

Yves Boho

Алина Гомбац

Алина Гомбац

Москва

Моя жизнь всегда была связана с творчеством. А превращение офисного сотрудника в «свободного художника» было мягким, так как день увольнения совпал с последним днем декретного отпуска. Я к тому времени привыкла жить без офиса, более того, уже создавала текстильные работы и плела на заказ.

Хотелось больше теплого декора в доме, текстиля, было желание «смягчить углы». Материалов для плетения было не так много, как сейчас, помню, как купила в хозяйственном отделе 15 метров хлопковой веревки, которую мы с мужем разматывали и превращали в три клубочка тонкого шпагата. Маленький моточек я храню до сих пор. Был период, когда я подстраивалась под интересы заказчиков и перестала слышать свой голос. Лучшим решением было приостановить все заказы и начать делать то, что просится изнутри.

Думаю, самое сложное в собственном проекте — это принять решение быть до конца верным своему делу, не глядя по сторонам.

Чем раньше мы принимаем такое решение, чем раньше берем на себя ответственность за то, что мы делаем и для чего, тем быстрее и легче учимся преодолевать трудности и оставаться в своем деле, несмотря ни на что.

Однажды мне дали совет: представить встречу себя с собой-ребенком. Рассказать, чем занимаюсь, как живу, а затем посмотреть на реакцию себя маленькой. После этого внутреннего диалога я и приняла решение окончательно уйти в «Ивбохо». Сил придает семья. Крепкий тыл «Ивбохо» — мой муж Серёжа, а также дочка Ива, в честь которой и назван проект.

Меня всегда восхищали русские мастера: чтобы окрылять других, чтобы создавать красоту, нужен источник, и этим источником зачастую они являются сами. Сами производят энергию и сами же эту энергию превращают в нечто прекрасное — это двойная сила. Мне бы хотелось создавать более глубокие работы и реализовать себя в сфере современного искусства. Хочется, чтобы «Ивбохо» вырос в более масштабный и самостоятельный проект, с дружной командой.

Tata vata shop

Татьяна Косенко

Татьяна Косенко

Королёв

С детства я очень любила рисовать, родители отдали меня в художественную школу, а позже я поступила в художественное училище Воронежа на художника-педагога. Дальше оказалась в Москве — училась на факультете графики в институте имени В. И. Сурикова. Когда я готовилась к защите диплома, появилась и моя страничка @tata_vata_shop, а позднее уже мое маленькое дело.

У меня не было специального плана создать проект, бизнес. Я любила делать подарки своими руками, чтобы просто и от сердца.

Это умение есть у детей, его я и подсмотрела, когда вела занятия и нянчилась с племянниками. Творить честно, детско, искренне. Я училась подражать детям, учусь этому до сих пор. Мой проект так и появился — из подарочков друзьям.

Для меня ткани, картон, веревочки — все это такая свобода после академического прошлого, я ведь ничего про это не знала, и от этого мне так легко выражать себя. Нет правил, рамок и избытка знаний. Даже управлять швейной машиной любопытно, я такой немного «первооткрыватель» постоянно.

Мои клиенты так же, как и я, восхищены детскостью и простотой. Их не смущают легкая неряшливость в пошиве, кривые звездочки или слишком длинные лапы у льва. Главная сложность в начале пути — найти свою аудиторию. Еще одна — когда ты любишь мастерить и творить, а вот писать посты — это не твое. Но мне верится, что на место, где трудятся с душой, всегда найдется отклик! Семья, друзья и уже найденные свои люди — вот моя поддержка.

Я не расстаюсь с мечтой о своей маленькой студии творчества для детей — там, конечно же, будет еще офлайн-магазин. Была такая история: две подружки из разных городов, не договариваясь, заказали у меня подарки друг другу, сюрпризом! Именно поэтому я и хочу шить, творить — чтобы через меня свое тепло люди могли передать тому, кто далеко.

«Словеса»

Анна Матвеева

Анна Матвеева

Новоуральск

Я из многодетной семьи, самая старшая сестра из восьми детей. По образованию — флейтистка, закончила Челябинский государственный институт культуры. В детстве год занималась в студии дизайна, думала о профессии реставратора. «Словеса» — не основная работа, совмещаю проект с работой в музыкальной школе в городе Новоуральске.

Заниматься золотным шитьем начала совершенно случайно: моя сестра — дизайнер, она готовила коллекцию для конкурса в институте и подумывала о создании реплики душегреи. Она побывала на мастер-классе у этнографа Александра Акулова и золотошвейки Ярины Николаевой, научилась основам золотного шитья и позже научила этому меня. Я вышила душегрею и больше не хотела расставаться с этим прекрасным занятием. Потом у меня появилась идея вышивать мифических животных: единорогов, львов, и амфисбен.

А еще хорошо помню самую-самую первую встречу с золотным шитьем: лет десять назад на страницах вашего журнала я прочитала про удивительную Марину Князеву, создательницу проекта по скульптурной вышивке. Очень вдохновилась тогда и удивилась, что для кого-то вышивка может быть профессией!

Особенность моего маленького бренда в сочетании золотной техники и бестиарной темы. Чаще всего заказы делают люди из разных творческих сфер: экскурсоводы, дизайнеры, краеведы, художники, вышивальщицы, ювелиры. Все они действительно невероятные.

Самой популярной брошью одно время был Лев, а сейчас многие заказывают Серафимов. Больше всех я сама люблю Гамаюнов — мифических райских птиц из русского фольклора. Если говорить про сложности ведения дела, то мне трудно продавать броши. Примерно два года назад решилась на повышение цен, и это было очень непросто.

Вдохновение получаю в процессе самой работы и творчества, когда чувствую, что начинает получаться что-то прекрасное. Мечтаю зарабатывать только вышивкой и уйти с основной работы. Из планов — вышить заказы по списку, а потом придумать новую тему. Очень бы хотелось создать какой-нибудь совместный проект с другими вышивальщицами.

«Помаши Маме!»

Юля Ковальковская

Юля Ковальковская

Москва

Если о себе коротко — мне 42 года, и мне нравится моя жизнь. По образованию я — лингвист. Со школы уважительно отношусь к речи, текстам и понимаю, каким мощным может быть их влияние. Поэтому и работа моя всегда была связана с переводами, редактурой и маркетингом. А еще я люблю фотографировать. 

Варежечная «Помаши Маме!» — это проект, форма которого несложная, а содержание важное. Для меня он про внутреннюю силу и про доверие к себе, людям, миру. Идея пришла ко мне два года назад. И на действие меня вдохновил сын Егор.

На тот момент я уже два года старалась понять и принять аутизм — поставленный Егору диагноз. Приходилось много работать с ним, искать точки взаимодействия и с сыном, и с обществом, в котором мы живем. Родители детей с РАС ищут классных коррекционных педагогов в самых разных местах, глобально перестраиваются, зарабатывают на обучение своих детей, часто приобретают необходимые знания сами, внедряют эти навыки в жизнь — и процесс идет. Мне нужны были дополнительные средства, которыми можно было бы обеспечить оплату занятий.

И я придумала варежки. Я задавала себе вопросы и отвечала на них. Что я могу сделать своими руками? Из чего я могу это сделать? Какой технологический подход буду использовать? Что я могу создавать быстро, качественно и с удовольствием? Сколько будет стоить произведенный мной продукт? Какова миссия моего дела? Ответы были простые и честные. Название пришло сразу, так и родилась варежечная «Помаши Маме!». 

Вяжу я с детства. Мама и бабушка научили меня — у нас в семье женщины любили заниматься рукоделием, так что у меня не возникало сомнений в том, насколько ценен ручной труд.

Меня сразу поддержали друзья: разнесли молву о мастерской и раскупили варежки. Мне очень приятно, что людям нравятся мои варежки. И как идея, и как сама вещь. За основу дизайна своих изделий я взяла стиль колорблок. Как правило, я сочетаю не больше четырех цветов шерстяной пряжи в одной рукавице. Мне очень близок скандинавский подход к дизайну — он практичен, удобен, не усложнен, в нем чувствуется связь с природой. 

Из личного сюда вмешался интерес к супрематизму как изобразительному жанру и к минимализму. Придумывать дизайн варежек и воплощать задумку в жизнь — моя отдушина. Каждый раз я жду финала всех процессов — стирки, сушки и расчесывания варежек, — чтобы увидеть и потрогать готовую рукавицу.

О масштабировании проекта я пока что не думаю, предпочитаю действовать и развиваться постепенно. Однако уже сейчас мне очень хотелось бы поработать с более крупными брендами, производящими одежду, аксессуары и ювелирные украшения. Попробуйте надеть перчатку на руку, украшенную перстнями! Это сложно. Хотя варежка будет как раз.

Anna Jukova Ceramic

Анна Жукова

Анна Жукова

Нижний Новгород

Глину я взяла в руки еще лет в 10, когда ходила в изостудию в соседнем дворе. Эти занятия были далеки от современных мастер-классов по керамике, где все чисто, эстетично и используются хорошие материалы, поэтому моя история с керамикой сложилась не сразу.

После школы мне казалось, что надо получить серьезное образование, и я поступила в Вышку на экономический факультет. Но даже там мой диплом был посвящен исследованию арт-рынка. Потом была работа в крупной компании, я там занималась бизнес-процессами, а по вечерам осваивала техники работы с разными художественными материалами, от бумаги до стекла, — творческой энергии нужен был выход.

Когда началась пандемия, я перевелась на удаленную работу, и появилось достаточно времени для того, чтобы всерьез заняться вопросом самореализации. Тогда я и вспомнила про глину. Сначала делала керамику только для себя. Например, я очень долго хотела декоративную голову, но не с полки магазина для художников, а нечто похожее на картины одного из моих любимых художников — Модильяни.

Постепенно я стала все глубже погружаться и в технические особенности, и в современные эстетические концепции работы с керамикой, обзавелась мастерской, собственным оборудованием. С самого начала меня поддерживал и во многом мне помогал муж.

Разрабатывая новые коллекции, я следую в первую очередь собственным внутренним эстетическим ориентирам. В основном это четкие, ритмичные архитектурные формы и линии в сочетании с естественными природными оттенками и текстурами, а также деликатное включение элементов и образов русского стиля.

Моя керамика для людей, которые любят исследовать предметы — рассматривать их плоскости и изгибы, касаться шероховатостей и потертостей, но при этом их взгляд нуждается в спокойной гармонии окружающего пространства.

Я не могу сказать, что творю по вдохновению. Скорее это соединение сознательного с бессознательным — осмысление и переработка накопленной визуальной информации. В какой-то момент она словно пазл складывается в образ конкретного предмета, а затем подвергается многочисленным модификациям, пока не обретает конечную форму.

Сейчас сложно что-то планировать. На рынке керамических материалов непростая ситуация, это сильно ограничивает в творческих поисках. Но в любом случае я вижу дальнейшее развитие в создании крупных акцентных функциональных интерьерных объектов.

Tsambic

Валентина Сундукова

Валентина Сундукова

Москва

Путь к косметике был неочевиден для меня. Я училась на химическом факультете Воронежского государственного университета. Очень люблю науку и всегда думала, что моя жизнь будет связана только с ней.

Переехав к сестре в Москву, я через некоторое время поступила в аспирантуру и увлеклась уходовой косметикой. Нашла курсы, чтобы получить структурированную информацию по технологии изготовления и принципам составления рецептур. Ходила на мастер-классы, изучала все максимально досконально и продолжаю учиться до сих пор.

Мысль о создании косметики пришла ко мне именно в Греции, поэтому, думая о названии, я хотела связать себя с ней. Цамбика — греческое имя, и оно очень распространено на острове Родос. Там находится храм святой Цамбики, покровительницы семьи. Я решила немного сократить это имя, и получилось Tsambik.

Мне хотелось создать продукт, который сможет не только работать в момент использования, но и иметь накопительный эффект. Чтобы кожа не сохла после того, как ты умылась, чтобы можно было забыть нанести крем, и ничего страшного бы не произошло. В основе рецептур Tsambik растительные жирные масла и экстракты. Масла подбираются для определенного типа кожи, экстракты — таким образом, чтобы усиливать работу масел.

Мои покупатели — это девушки и женщины, которые заботятся не только о себе, но и об окружающей среде, экологичная упаковка для них является важным параметром.

Проект пока не вырос настолько, чтобы стать моей единственной работой. Сложностей в ведении бизнеса много, и часто все упирается в финансы, поэтому оставлять основную работу сейчас никак нельзя. Вдохновение и главные силы — это семья и друзья. Очень поддерживают мои родители, сестра. Муж всегда помогает мне со сборкой и отправкой заказов, наладил систему аналитики, чтобы было удобно принимать заказы. Лучшая подруга нарисовала логотип, а другая подруга создала дизайн этикеток. Хочу открыть небольшой цех по производству косметики, выращивать ингредиенты, чтобы делать все из собственного сырья, выходить на маркетплейсы.

«Игрушки в кармашек»

Юлия Губина

Юлия Губина

Кострома

Мне всегда нравилось что-то мастерить, хотя не всегда все получалось. Пять лет я училась по специальности «художественное проектирование ювелирных изделий» и потом еще пять лет поработала на ювелирном предприятии. Еще в университете я начала придумывать что-то свое: пробовала лепить, вырезать из дерева, вышивать — тогда я сшила первые игрушечки. Эти лисы, усачи, птички и львы были скорее декоративные, не для игры. Постепенно мне захотелось чего-то более тактильного, чтобы можно было не только смотреть, но и играть, брать с собой. 

После 10 месяцев декрета я придумала то, чем занимаюсь сейчас, — «Игрушки в кармашек». Уже полтора года я шью и рисую, это очень помогает придумывать и реализовывать мои идеи. И сейчас мой проект — основная работа.

Я очень люблю пробовать новое, и если раньше я шила в основном из льна, то сейчас мне интересно работать с разными фактурными тканями. Да и сами ткани вдохновляют — например, овечку я придумала, когда мне попалась «не та» ткань. Она не подошла для шитья гуся, но не пропадать же добру.

Я люблю достаточно простые формы и цвета, почти все мои изделия единого стиля. Но при этом каждая игрушка особенная. Когда шью, чувствую себя как Софи из книги Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Она украшала шляпки и наделяла их душой. Вот и я так же: люблю каждую игрушечку и стараюсь вкладывать в нее самое хорошее…

Мои игрушки рассчитаны на людей любого возраста, и очень часто их покупают взрослые не детям, а именно себе. И это очень классно и ценно. Мне было несложно начать свой проект. Вот ткань, вот нитки — твори. 

Я сама себя мотивирую и вдохновляю. Мне очень важно каждый день уделять внимание и время своему делу. В первую очередь создаю игрушки для себя, без постоянной цели все побыстрее продать. Всегда думала, что если что-то не купят, значит у меня самой будет эта классная вещь. Но, конечно, радостно видеть сообщения и фото от счастливых покупателей моих игрушечек. Было бы классно все же сделать свою уютную мастерскую и магазинчик.

Опубликовано в журнале Seasons of Life №66. Новые и архивные выпуски ищите в нашем магазине и у дистрибьюторов.

Читайте также:

Материал обновлен: 09-10-2023