Три мира шаманизма

изделия ручной работы тримира ольхон

Текст: Ольга Сергеева
Фотографии: Екатерина Кожевникова

Анжела Алсаткина встречает нас в своем доме, в Усть-Ордынском. Мы возвращаемся с Ольхона в Иркутск, завтра — самолет домой. И, кажется, неслучайно это последняя встреча, последний разговор, последняя съемка в нашей экспедиции. Как будто духи этих мест открываются нам, принимают и приглашают за хлебосольный стол дархана, настоящего Мастера. Рассыпающаяся картошка, густые сливки, буузы, варенье из тыквы, чай с травами. Двор укрыт снегом, по расчищенной тропинке идем в мастерскую — и там нам открываются чудеса.

Эти три божества — тенгри теплых ветров, весны и лета. Основа маскоида вырезана из кедра, на нее натянута кожа и вставлены глазницы из свинца по канону. Предки как бы следят за нами, спрашивая: что вы там, потомки, делаете, чего творите на этой земле?

В шаманизме рассматривается три мира: верхний, средний и нижний. В верхнем светлые боги живут, средний — мир людей, нижний — мир темных демонов. Я раньше остерегалась изготавливать тенгри нижнего мира, но, изучая нашу бурятскую демонологию, открыла столько всего, такие образы.

Работаешь в мастерской, одна, тихо, и только мысли в голове ходят табунами. И понимаешь, что во всем баланс должен быть. Где свет, там и тьма. Так я начала делать и черных тенгри. Любое хорошее событие тащит за собой зло. А зло, бывает, оборачивается добром. Я всегда говорю сыновьям: благодарите своих завистников, врагов, недоброжелателей. Только они подвигают нас расти на здоровой злости, на сопротивлении. У меня старший сын ювелир, учился в Петербурге, в Академии имени Штиглица, сейчас живет в Иркутске. Прошлым летом нам удалось открыть семейную галерею на Ольхоне — «Тримира». И вот мы часто работаем — он у себя, я у себя, телефон включим и говорим часами, философствуем.

И в долгих этих разговорах пришли к тому, что наша задача — не упустить, не растерять народную традицию. Нас же мало, по всему миру всего 600 тысяч бурят. Исчезнуть-то легко, а вот попробуй сохраниться. Мы с сыном раньше проводили обряды — покровителям ремесел, покровителям где мы живем. И он в какой-то момент сказал: давай не будем больше делать тяжелые обряды с жертвоприношениями, мне баранов жалко. По первости шаманы меня пугали: ой, тебя загнет, по детям шмякнет, болеть будете, то-се. А я понимаю, что в эту жизнь пришла не просто так. Я посредник. Тебе предки дали в руки мастерство — работай не размениваясь. Каста дархана у нас считается выше шаманской.

изделия ручной работы тримира ольхон

Дархан несет жреческую функцию. Мифология, обряды, атрибуты, шаманские костюмы — это носители исторической памяти. Из этого взрастает человек, представитель небольшого народа.

Один сын у меня в Петербурге учился, второй в Китае. Муж умер, денег не было. А что делать: родила, так неси ответственность. Что у нас в нулевые творилось! Жутко. И я им от боли своей материнской говорила: при первой возможности уезжайте из страны. Но как будто их предки пинками вернули все-таки домой. То ли это мудрость родовая, то ли что.

Каждая работа дархана — как молитва. Кость, дерево, камень — это символы вечности.

К шестидесяти годам я поняла, что главное для мамы — иметь мощное терпение. И родительское плечо вовремя подставить. Поддержать, приласкать, похвалить. Моих детей против шерсти бесполезно гладить. Бог испытывает, испытывает, испытывает, а потом начинает одаривать.

Старший приехал домой из Питера и говорит: «Мама, я закатаю весь твой огород под асфальт». Я отвечаю: «Не трогай мой фитнес-зал». Я полгода на огороде. Хочешь не хочешь, берешь лопату, тяпку — и пошел махать. Ведрами огурцы у нас, ведрами помидоры, зелень, картошка, тыквы, дыньки, ягоды.

Меня до шести лет бабушка с дедушкой воспитывали. Ездила к ним в деревню каждые каникулы. Проводила время около стариков, которые выделывали конскую кожу. И вот этот запах молочной закваски, кожи, приспособления для выделки — все впиталось, и в какой-то момент пробудилась генетическая память. Есть такой термин — этнопедагогика. Это воспитание через сказки, традиции, жизнь рядом со старшими, трудовые навыки. У стариков же просто так не посидишь, обязательно надо что-то делать. А маме огромное спасибо за любовь к литературе. У нас дома большая библиотека была, и я постоянно читала.

Моя мама была атеистка, по образованию филолог, специалист по русской литературе. Какие шаманы? Какие обряды? Дед у нас на Восточном фронте воевал, служил начальником милиции в Ангарске в свое время. Поколение коммунистов.

А я получила образование архитектора. Но в 90-е эта профессия была совершенно ненужной. И вот так я оказалась в Центре художественных и народных ремесел в Усть-Ордынском. С девяти утра до пяти вечера была директором центра, а потом шла домой снова работать. И на ножах гравировки делала, и штаны с юбками подшивала — придет дедушка, расплатится сметаной. И шила богатым клиенткам шубы и меховые шапки. Работа с мехом мне потом пригодилась, когда я занялась кожей, конским волосом. Когда пришлось погрузиться в бурятскую культуру и традиции, вот тут детство у бабушки с дедушкой и вспомнилось.

Шерсть, конский волос, кожа, дерево. Каждый материал имеет свои сакральные метки. Конский волос — оберег, по нити из конского волоса боги спускали людям с неба удачную судьбу, богатство, здоровье. Ивовый прут используется в обрядах подношений водным духам. Шерсть сплеталась с конским волосом, и этими жгутами обматывали юрту — от злых духов. Взять подбрюшье России, Среднюю Азию, там веревки плетут из конского волоса с овечьей шерстью, чтобы змеи и тарантулы в жилище не пробрались. Чем больше изучаю разные культуры, традиции и мифологию, тем больше понимаю, что мы со всем миром едины.

изделия ручной работы тримира ольхон

Древние капища сохранились от Средней Азии до Кавказа и дальше, через моря-океаны — и на Британских островах, и у североамериканских индейцев, и в Австралии. Один корень, одна колыбель, откуда все четыре великие религии мировые поднялись.

Дарханы — кузнецы, ювелиры, художники. Это не заслуга конкретного человека, а наработка родовой системы.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов
Нажимая «Подписаться», я даю согласие
на обработку моих персональных данных
Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!