Три молодые художницы с тишиной в работах

Арт-директор журнала Seasons of life Таня Чулюскина поговорила с 3 современными художницами, творчество которых ее тронуло. Сама она описывает их так: «Чуть-чуть наивности, много состояния, сосредоточенности, тишины».

Знакомьтесь с Олей Леонтьевой, Дашей Вигори-Усовой и Машей Ивановой.


Оля Леонтьева

@olya_leontieva

Где училась рисовать

Сейчас мне 25 лет, я родилась и выросла в Москве, закончила Британскую Высшую Школу Дизайна по специальности «Иллюстрация».

Я всегда неплохо рисовала. Но поверить в себя и свои силы было сложно даже во время обучения. Быстрые наброски, мимолетные идеи и эскизы были намного лучше финальных работ, за которыми я проводила долгие ночи.

Мой преподаватель Крис Рэйнбоу часто обращал на это внимание. И после его очередного замечания в моей голове что-то щелкнуло и постепенно стало меняться. Я перестала стремиться к абстрактным идеалам и начала больше прислушиваться к себе. К концу учебы я взялась за живопись и почувствовала, что это очень мое.

Творчество

Большинство моих работ, так или иначе, про пространство: абстракция и пейзаж, что в моем случае почти одно и то же. Я живу за городом, и это волшебно.

Совсем недавно у меня родилась дочка, поэтому сейчас я рисую не много, но каждый день. Мне удобно работать одновременно над несколькими картинами. Стараюсь не заниматься одной работой больше часа, и возвращаюсь к ней уже в другой день, со свежим взглядом.

Правильный настрой — это не вдохновение, а внутренний физический и эмоциональный ресурс, который мне необходим. Я живу за городом, и это волшебно.

Любимая техника

Я предпочитаю работать руками: краски, карандаши, пастель, дерево, ткань, бумага. Руки в клею, нос в краске — вот оно, счастье. Я очень люблю и чувствую фактуру — гладкое, матовое, шероховатое, приятно ли дотронуться до листа рукой и взглядом — это очень важно.

Я люблю сочетать разные техники, использовать вместе живописные и графические материалы.

Когда я рисую, передо мной открывается картина мира. Я словно отправляюсь в путешествие, где законченная работа — это снимок или открытка.

Сейчас я много пишу маслом по дереву, холсту и бумаге. Довольно серьезно занимаюсь коллажем. Иногда медитативно шью. Интересно, что из этого выйдет. Заканчиваю две большие серии, надеюсь, когда-нибудь случится выставка.

Любимые художники

Любимых художников много, и все они — важные. Эти трое — Cy Twombly, Lorenzo Mattotti и Roger Ballen — совсем разные, но одинаково удивительные.


Даша Вигори-Усова

@dasha.grafica

Где училась рисовать

После русского детства я переехала в Италию. В разных ее городах я многому училась. Я решила стать художником под конец школы и поступила в Академию Изящных Искусств во Флоренции на кафедру живописи скульптора Адриано Бимби. Одним из первых ректоров Академии был Буонарроти, там учился Модильяни, Фаттори, Марини.

Творчество

В искусстве меня поражают внимательным глазом подмеченные мелочи, слабости, тонкости, никому незаметные волнения и несовершенство происходящего.

Я считаю фотографическое сходство пошлостью. Создавая образ, хочется, чтобы он больше походил на стих без слов. Образ, в который зритель погружался бы полностью, самостоятельно договаривая и дополняя его.

Я быстро рисую: или получается сразу, или не получается совсем. Стимул больше от живота, чем из головы; больше инстинкт, нежели рассудок.

Мне интересен сам процесс поиска: новых фактур, поверхностей или вкуса бумаги. Но когда начинаю злоупотреблять и дохожу до стерильного эстетизма — делаю паузу, могу не рисовать месяцами. Иногда хочется терять баланс, рисковать.

У меня есть фобии — большой формат и цвет. Надеюсь когда-нибудь преодолеть. А, быть может, это просто не мое.

Любимый сюжет и техника

Я люблю смешанную технику, алхимию офортных лаков, масла, литографического карандаша, грунт, непредсказуемости и уверенности. Я много экспериментирую в технике графики.

Любимый сюжет — неисчерпаемая тема тела, портрет и автопортрет, человеческое поведение. Во время учебы меня больше всего привлекали неповторимые формы человеческого лица и тела. Мне было важно поймать одной тонкой линией каждый изгиб.

После переезда на природу открылась возможность целый год наблюдать за ее ежедневными метаморфозами, и меня потянуло к пейзажу. Природа многое открывает, если внимательно наблюдать.

Еще мне близка городская тема, чаще всего это пустынные улицы, площади и фасады.

Свет — один из главных моих персонажей, свет контрастный, он выявляет себя в своей наивысшей силе, он обнаруживает, он раскрывает, лепит и рисует, резко затем переходя в свою противоположность: черная темнота, которая прячет, таит, молчит. Тот невероятный свет, что бывает только за 15 минут до заката.

Любимые художники

Рембрандт, Серов, Ван Гог, Дети, Тициан, Левитан, Лоренцо Лотто, Джоржоне, Врубель, Адриано Бимби, Джакометти, Моне, Хаммершой, Андреа Луккези, Паола Анджелини, Веласкес, портреты Файума, Мантенья, Роберто Драгони, Черкэ Маас, Джотто, Джоржо Моранди, Пьеро Делла Франческа, Рублев, Элиа Маучери.

В список любимых художников и творцов еще входят многие фотографы, режиссеры, родственные души, поэты и сумасшедшие.


Маша Иванова

@mash_iv

Где училась рисовать

Я из Санкт-Петербурга, мне 26 лет. Училась я в СПбГХПА имени А. Л. Штиглица (если проще, то в Мухе). Не скажу, что образование в институте было самым важным обстоятельством моего становления как художника. На меня намного больше повлияло общение с хорошими художниками вне учебы, самообразование, чтение книг, изучение истории искусств.

Творчество

Очень важные слова, которые часто крутятся в моей голове: «насмотренность как намоленность». Чтобы стать хорошим художником, надо очень много смотреть, иметь большой объем знаний, понимание культуры, знать, откуда что растет. Профессия художника требует очень много труда, чаще всего невидимого.

Любимый сюжет и техника

Сейчас я по большей части занимаюсь живописью. Ориентируюсь в основном на художников-примитивистов (насколько мне хватает сил «делать криво» после полученного художественного образования) и на ленинградскую школу живописи. Много занимаюсь гравюрами.

Если говорить о сюжетах, которые я сейчас изображаю, то можно описать это простой фразой «что вижу, то пою». Сейчас чаще всего это пейзажи завода «Скороход», где я снимаю мастерскую.

Ставлю себе натюрморты, рисую по впечатлениям от прожитого дня. Это истории из моей жизни, связанные с мыслями и переживаниями.

Любимые художники

Люблю Николу Пиросмани, Любовь Майкову, Алфреда Уоллиса, Анри Матисса, Мориса Утрилло Рихарда Васми, Иру Васильеву, Ивана Сотникова и многих-многих других.