Текст: Алиса Таёжная
Обложка: кадр из фильма «Эмма», Focus Features
Кинокритик Алиса Таёжная делится десятью фильмами, которая она с удовольствием будет пересматривать в этом мае.
США, 1942
Анимации «Бэмби» уже больше 80 лет, но до сих пор это одна из самых утонченных и поэтичных работ студии Disney. Легендарный мультфильм рассказывает историю взросления маленького оленёнка и приглашает зрителя прожить с ним путь от первой робкой весны до осенней зрелости. Природа здесь — полноправный герой: смена времён года становится не только фоном, но и живым символом внутреннего роста. Сложнейшая по пластике анимация, нежная акварельная палитра и музыкальный ритм сцен делают «Бэмби» произведением вне времени: оно напоминает о хрупкости жизни и вселяет тихую веру в ее неразрывную красоту.
Режиссер Роберт Уайз, США, 1965
В ролях: Джули Эндрюс, Кристофер Пламмер, Чармиан Карр
Пёстрый мюзикл «Звуки музыки» — не только музыкальная драма, а гимн свободе, свету и силе человеческого духа. В образе Марии, простой девушки с неиссякаемой любовью к жизни, заключён вызов тьме: на фоне надвигающейся катастрофы герои сохраняют верность себе через песню, вдохновение и любовь. Фильм виртуозно соединяет великолепные панорамы австрийских Альп, незабвенные мелодии Роджерса и Хаммерстайна и тёплую человечность актёрской игры Джули Эндрюс и Кристофера Пламмера. Несмотря на некоторую старомодность «Звуки музыки» — не тоска по идеалу, а живая вера в то, что даже в самый мрачный час красота способна прийти на помощь.
Читайте также: «Больше жизни: 10 фильмов для весеннего обновления»
Режиссер Лукино Висконти, Италия, Франция, 1963
В ролях: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудия Кардинале
Монументальный исторический эпос «Леопард» Лукино Висконти — фильм о закате итальянской аристократии на фоне революционных бурь XIX века. Экранизация романа Джузеппе Томази ди Лампедузы восхищает своей тщательной исторической реконструкцией, величественностью и одновременно с этим меланхолией. Висконти создает картину уходящего мира и философскую медитацию о неизбежности распада старого порядка. Великолепные декорации, ослепительная изысканность костюмов, неспешный ритм и блистательная игра Берта Ланкастера делают «Леопарда» фильмом, который не описывает историю, а впускает в нее.
Режиссер Альфред Хичкок, США, 1954
В ролях: Кэри Грант, Грейс Келли, Джесси Ройс Лэндис
Один из самых лёгких и игривых фильмов Хичкока, известного язвительным чувством юмора и любовью к экспериментам. В «Поймать вора» Хичкок демонстрирует мастерство легкого, почти танцевального саспенса. Превратив криминальную интригу в утонченную игру на фоне лазурного побережья Франции, он создает романтический сюжет, где опасность и романтика идут рука об руку. Грейс Келли и Кэри Грант блистают непринужденным шиком и делятся искренней химией: недосягаемый Лазурный берег годами представляли именно по этому кино.«Поймать вора» — идеальный образец того, что легкость стиля может сосуществовать с безупречной режиссёрской точностью.
Режиссер Федерико Феллини, Италия, Франция, 1965
В ролях: Джульетта Мазина, Сандра Мило, Марио Пизу
Нежное признание в любви жене, человеческому воображению и подсознательному. «Джульетта и духи» — первый цветной фильм Федерико Феллини, в котором он достигает новых вершин в визуальном новаторстве. Здесь, как и часто у режиссёра, реальность переплетается с мечтами, символами и вытесненными чувствами. Джульетта — зрелая женщина, теряющая себя в лабиринте страхов, сомнений и желаний — интуитивно движется к внутреннему освобождению. Стиль «Джульетты» — дерзкий, барочный, театральный, но при этом необычайно человечный, как это присуще кино Феллини. Захватывающая фантасмагория, полная юмора, наблюдательности и незабываемых образов.
Режиссер Маджид Маджиди, Иран, 1999
В ролях: Хосейн Махджуб, Мосен Рамезани, Саламе Фейзи
Нежный, печальный и тёплый фильм о способности видеть — не глазами, а сердцем. Скромное по форме, но глубокое по содержанию произведение — как это свойственно иранскому кино — где главные вещи подразумеваются или произносятся вполголоса. История слепого мальчика Мохаммада раскрывает перед зрителем почти мистическое восприятие мира через прикосновения, запахи и звуки. «Цвет рая» избегает пафоса и манипуляций, а режиссёр показывает красоту в малом и близком: в шелесте листьев, в скрипе дерева под рукой, в прикосновении любящих людей, в тёплом свете заходящего солнца. Необычайно светлое кино о способности чувствовать добро и принятие в самых трудных обстоятельствах.
Режиссер Ким Ки Дук, Южная Корея, Германия, 2003
В ролях: О Ён-су, Со Джэ-гён, Ким Ён-мин
Неописуемо красивая и медитативная философская притча о вечном круговороте жизни. В почти монастырской тишине одинокого храма, плавающего на озере среди гор, разворачивается история человеческой души: от невинности до страсти, от греха к искуплению. Минималистичная структура фильма подчеркивает внутренние изменения героев, а медитативная съемка позволяет зрителю почувствовать ритм природы как собственное дыхание. «Весна, лето, осень, зима и снова весна» — кино, которое очищает восприятие, погружая в интуитивное понимание себя и мира вокруг.
Режиссер Жан-Пьер Жёне, Франция, Германия, 2001
В ролях: Одри Тоту, Матьё Кассовиц, Рюфюс, Лорелла Кравотта
Сентиментальная и сюрреалистичная «Амели» Жана-Пьера Жене — гимн маленьким радостям, большим одержимостям и чудесам повседневности. Яркая палитра, эксцентричный монтаж и магнетизм брюнетки Одри Тоту создают портрет идеального ностальгического Парижа, которого нет и никогда не было в реальности — зато так часто можно увидеть на кинопленке. Молодая официантка решает принимать активное участие в жизни окружающих, а не просто наблюдать за ними — и запускает череду невероятных событий. Странные совпадения, детективные поиски и неожиданные приключения вырвут интровертку из ее кокона. «Амели» до сих пор способна поднять на ноги самых отчаявшихся — песнями на аккордеоне, комическими камео или улыбкой главной героини, замышляющей очередную шалость.
Режиссер София Коппола, США, Франция, Япония, 2005
В ролях: Кирстен Данст, Джейсон Шварцман, Стив Куган
София Коппола в «Марии-Антуанетте» создает вдохновляющий симбиоз исторической драмы и поп-манифеста. Переосмыслив образ юной королевы, она отказывается от скучной репрезентации в пользу эмоциональной правды. Копполу интересует не фигура на троне, а девочка-подросток: Мария-Антуанетта была в первую очередь живым человеком — тинейджеркой в сердце политической бури, которая почти ничего не знала о жизни и была выдана замуж без спроса. Роскошные костюмы, пирожные, брит-поп и пустынные коридоры Версаля сливаются в единый образ: беззаботная внешняя роскошь и глубокая внутренняя изоляция. Коппола с любовью и трагизмом рассказывает о том, что привилегии совсем не означают свободу, а веселье невозможно купить ни за какие деньги.
Режиссер Отем де Уайлд, Великобритания, Китай, США, 2020
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Джонни Флинн, Миа Гот
Экранизация «Эммы» Джейн Остин — тонкий, ироничный портрет дворянского мира, где каждое слово и жест неслучайны и имеют социальное значение. Яркая стилистика, графическая строгость кадров и безупречная актёрская игра превращают роман Джейн Остин в визуальное переживание. Эмма, остроумная и самонадеянная, проходит путь к взрослению через маленькие трагикомичные эпизоды: любой взгляд, слово, поступок должны быть взвешены, хотя главная героиня и пытается быть сама себе хозяйкой. С иронией режиссёр говорит о гордости, неудобном выборе, социальных условиях и желании любви. Фильм сохраняет настроение Остин, но говорит на современном языке — живо, остроумно и подкупающе прямолинейно.
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов