Услада для глаз: куда смотреть, чтобы видеть красоту

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Фото обложки: Vika Wendish

Дизайнер Seasons Даша Уланова рисует и пишет, делает украшения, шьет и вышивает, учит французский и недавно взялась осваивать искусство печь пироги и любить зиму. Она находит вдохновение везде — в блике сизого света, оброненной перчатке, сухих цветах. Теперь раз в месяц Даша будет показывать источники своего визуального вдохновения и делиться идеями для дизайнеров. Первый выпуск внизу этой страницы, а второй — выше. В нем Даша рассказывает об издании, полностью посвященном цветам, канале о локациях из кино, безумном винтажном магазине и онлайн-тесте на креативность.

Оглавление

Второй выпуск

Даша Уланова

Даша Уланова

Дизайнер Seasons Project

Журнал Blumenhaus

Blumenhaus — молодое немецкое издание о ботанике и искусстве. Пока я мечтаю о бумажном журнале (осенью вышел уже третий выпуск) и наблюдаю за чужими счастливыми распаковками, их посты регулярно становятся источником моих новых подписок: не пытаюсь даже посчитать, скольких художников, сет-дизайнеров и фотографов я нашла благодаря этому проекту.

В отличие от других подобных аккаунтов-сборников, становящихся площадкой для рассказа о разных художниках все посты в Blumenhaus объединены темой ботаники. Цветы на снегу, цветы на теле, цветы под стеклом, цветы из стекла, мебель из цветов и еще несколько сотен вариаций на тему растений — кажется, я с удовольствием вела бы подобное исследование сама, но меня опередили. А я только рада.

Телеграм-канал «Теледжина»

Автор канала, Катя Телегина,— режиссер, который пишет о кино, а точнее о художественной стороне кинематографа — цвете, сет-дизайне, костюмах в массовых новинках и в нишевом кино. Постоянно подсматриваю у нее фильмы в список «must watch», места, куда хочется поехать, идеи цветовых сочетаний и образы для предметных съемок.

Мне нравится серия заметок под хэштэгом #локация, который объединяет статьи о популярных в кино местах и пространствах. Из последнего — Катя рассказала о замке Хатфилд и показала, как по-разному может выглядеть одно и то же, само по себе характерное пространство, в зависимости от того, появляется ли оно в «Бэтмэне», сериале «Корона» или в экранизации «Орландо» Вирджинии Вульф.

В аккаунте @strangedesires есть сапоги-казаки в блестках и кокошник, форма танцовщицы середины 50-х и расписной льняной плащ. Кажется, что, подписавшись и изучив внушительную коллекцию, можно привыкнуть ко всему, но каждая новинка все равно удивляет. Вещи, которые там появляются, не могут существовать даже в воображении, настолько они по-хорошему нелепые и неожиданные. Вот я вижу фотографию такого предмета, пытаюсь представить историю человека, который мог им обладать, и мое воображение растет вширь — теперь в нем есть контейнер для конфет в виде лобстера или костюм на Хэллоуин, сшитый из нескольких Микки Маусов. У strangedesires есть магазин на eBay, и когда-нибудь я осмелею и закажу там карнавальный костюм.

Такой проект точно понравится тем, кто интересуется историей моды, но я вижу в нем ценность для художников и дизайнеров — все, что я нахожу, становится отличной «базой» для референсов к иллюстрациям.

Этот тест на тип креативности я проходила уже несколько раз. Недавно прошла снова и опять удивилась и вопросам, и точности результата, который не меняется несколько лет. Тест состоит из 15 вопросов, которые могут быть совершенно логичными, а могут показаться совсем неожиданными: до этого теста я никогда не задумывалась, кто я — печенье с предсказанием или деньрожденный торт, и не знала, что у меня внутри уже готов ответ.

После выбора ответа запускаются короткие вставки-анимации, которые превращают прохождение теста в визуальный опыт: кажется, что ненадолго попадаешь в мультфильм от Pixar. А в самом конце открывается твой персонаж — креативный тип, у которого, как в игре, есть свои супер-способности и сильные стороны.

Первый выпуск

Даша Уланова

Даша Уланова

Дизайнер Seasons Project

Ресурс: «Орнамика»

Орнамика — это цифровой архив орнаментов и узоров, собранных в разных регионах России. Среди «экспонатов» есть как оригинальные оцифрованные узоры, так и реконструированные — векторные изображения, созданные на основе реальных орнаментов. Сейчас в архиве несколько тысяч изображений, и это огромный источник вдохновения и поход в музей прямо на экране ноутбука.

Архив может пригодиться для научной работы или проекта в креативной среде — во время подготовки моего диплома, коллекции украшений, вдохновленной культурой древней Руси, я проводила на этом сайте часы. Кружевные орнаменты тянули за собой чудесных птиц на изразцовых плитках, вслед за ними я попадала на резьбу по металлу, причудливые украшения, и в конце концов находила себя с десятками открытых вкладок, но их количество не вызывало у меня панику — скорее, предвкушение, что передо мной открывается новый бесконечный мир.

Видео: Nowness

Про Nowness мне рассказала Вика, наш куратор рассылок и ex-пиар-менеджер. Это видео-проект о культуре в самых разных ее проявлениях: каждое видео рассказывает о проектах в области кино, дизайна, музыки, искусства; там и приглашение в гости к Оливии Лэнг, писательнице, благодаря которой многие открыли для себя и полюбили автофикшн, и рассказ о «поэте среды» Артуре Паркинсоне и его саде из серии Great Gardens, и видео-портрет лондонской балерины Лорен Катбертсон.

Часто видео Nowness уже сами по себе — история и искусство. Над каждой серией работают редакторы, операторы и кураторы — все для того, чтобы создать удивительный рассказ, усиливающий восприятие сюжета и героев на всех уровнях. Как говорят создатели проекта, через такой визуал, сторителлинг и нарратив им, прежде всего, хочется показывать красоту повседневности.

Человечный дизайн, дизайн как рефлексия, дизайн как дневник — так я думаю о работах американского дизайнера Stefy Loret. Свой подход к работам она описывает как «систематический, сдержанный и идущий от содержания». Чувства и слова сведены до минимума и обретают нетипичные формы алгоритмов, схем и инструкций, сухой документации, которой при этом удается оставаться очень близкой и понятной, сохранять искреннюю интонацию.

Картинки, которые создает Стефани, объединены одним настроением, они очень материальны — напоминают отсканированные документы, старые полароиды, бумажки, сложенные вчетверо и забытые в дальнем ящике. Они рассказывают нам о сложных вещах простыми словами, заключая рассуждения на темы самопознания, несовершенства, ежедневных привычек в пару предложений и схематичные рисунки.

Что делать, когда тяжело? Вдохнуть, выдохнуть. Как соединиться с Землей? Встать голыми ногами на землю; дышать глубоко и медленно; обозревать то, что окружает в настоящий момент. Как это — жить? Начинать сначала; начинать сначала снова.

Правило не судить книгу по обложке сегодня, кажется, уже не работает. Книга давно стала мультимедийным объектом, в котором обложка, форма, цвет — не просто контейнеры для слов, а важные элементы создания опыта, которые усиливают текст. Что мы чувствуем, когда берем в руки книгу — неожиданную легкость или приятную тяжесть? Мы касаемся страниц, перелистывая их медленно или нетерпеливо, какие они — гладкие или шершавые? Основной текст набран мелким шрифтом или раздражающе крупным — почему так? Такое понимание книги как объекта я открыла для себя во время учебы после семестра, посвященного типографике, и теперь не могу и не хочу от него отказываться, часто выбирая книги именно из-за «обложки».

Книга «Выгон» Эми Липтрот сама прыгнула мне в руки, и мне не захотелось ее отпускать. Не читая содержания, я пролистала несколько страниц и почувствовала, как на меня подули холодные ветра Шотландии. Даже при беглом пролистывании книги в глаза бросились крупные заголовки, зернистые черно-белые фотографии и открытое пространство пустых страниц. Почему макет «Выгона» получился именно такой, и почему это важно для восприятия текста — об этом хорошо рассказывает создательница обложки и дизайн-макета Анна Сухова.

Читайте также:

Материал обновлен: 24-01-2023