В четыре руки: жизнь вдвоем

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Василий Потапенко
Фото: Виктория Богданова, наброски Wilhelm M. Busch

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто сидеть и молчать. А рядом будут бегать две огромные немецкие овчарки, Смол и Рекс. Это родные места Валентины. Несколько лет они с Константином делят жизнь между Москвой и Смоленским Поозерьем. Валентина Бичаева и Константин Обливанцев, создатели проекта «Конный двор в Пржевальском».

О проекте «Конный двор в Пржевальском» мы писали в первом номере Afternoon Seasons. Он тоже получился про природу, сад и людей — в тематике второго выпуска Afternoon. Купить его можно в нашей студии на Петровке или в интернет-магазинах — на Ozon или WB.

Они были на любимой Сицилии, когда им позвонили из Пржевальского и рассказали, что конюшню, содержание которой Константин несколько лет оплачивал, хотят закрыть. А лошадей куда? И Константин пообещал, что заберет их тут же, как вернется, не очень понимая, что будет дальше.

«Лошади — это у меня с детства, — рассказывает он, пока мы идем к манежу. — Каждое лето я проводил в деревне, откуда родом мама. И там мы с друзьями вставали тайком в шесть утра, бежали на луга к пастухам, те разрешали нам заниматься лошадьми. А сами досыпали».

Константин — человек педантичный, не зря его бизнес много лет — международная логистика. Так что первым делом пошел в администрацию, эти места — часть национального парка «Смоленское Поозерье». Оказалось, чтобы построить конюшню в чистом поле, помимо обычных бумаг нужно разрешение Минприроды. Начали собирать документы, оформлять землю в аренду, строить конюшню и манеж.

Так десять лет назад с внезапного звонка закрутилось дело, которое потом их захватит, станет частью жизни и серьезным испытанием отношений. Они всё больше и больше времени будут проводить здесь, в родных местах Валентины, начнут терпеливо и с любовью эти места развивать, привозить сюда друзей — своих и проекта «Конный двор в Пржевальском».

силуэты, окно, лошадь
лошадь, всадник, лес

С виду это как английское поместье где-нибудь в Девоншире. Стриженая трава. Манеж для лошадей. Очень тихо. У входа в отель нас встречает пестрая кошка. «Это Машка, — говорит Валентина. — Общая любимица». «Так и есть», — соглашается кошка Машка. Правда, мысленно. На ресепшене девушка просит снять обувь. Сперва это может удивить — босиком ходить? — а дальше радостно сбрасываешь кроссовки и идешь босиком по идеально отшлифованному деревянному полу.

Здесь очень скромный набор правил, но они важны. И та самая тишина — одно из них. Нет, на лошадей не распространяется, если им хочется поржать — пожалуйста. Из этой системы правил складывается свой фильтр. После того как номер забронирован, с вами обязательно поговорят менеджеры. Очень тактично, очень любезно. Но они быстро определят — свои или не свои. Да, бывает, что отказывают под вежливыми предлогами.

Например, звонят и спрашивают: «А какая у вас новогодняя программа? Фейерверки, Снегурочка есть?» Им отвечают: «А у нас нет новогодней программы». И люди сами отпадают. Валентина рассказывает, что потратила очень много времени и сил, чтобы сделать место комфортным, как для себя, бросила все дела в Москве и нырнула в дела «двора». Она много лет работала в одном из рекламных агентств Москвы, так что поиск и определение идеи и сути бренда, визуальный код «Конного двора в  Пржевальском», пресс-релизы, соцсети — это ее работа в проекте. Айдентику помог сделать близкий друг Александр Бренер.

«В самом начале я встречала каждого гостя. Если по-простому — я не хотела, чтобы здесь звучало радио “Шансон”. Даже на уровне слов. Вместо “гостевого дома” — “апартаменты”. Это уже какой-то ориентир для людей на самом деле». Начали с манежа и конюшни, через какое-то время появился дом-дуплекс с двумя студиями для гостей, а потом решили строить семейный отель, как в любимой Италии — на несколько номеров, с хорошим дизайном, своими правилами, кухней и небольшим рестораном.

Конечно, много спорили и даже ссорились. Они и сейчас, когда мы сидим вместе за вечерним столом, могут чуть поязвить в адрес друг друга, но понятно: это так, для легкой драматургии, с улыбкой.

Валентина родом из этих мест, она — душа и хранитель здешних традиций. Константин — человек действия, без него бы не было «Конного двора в Пржевальском».

С «Конного двора» едем с Валентиной на машине в Матюшино — деревню, где они живут. По дороге заезжаем в Пржевальское. «Здесь был санаторий, в котором многие работали. Вот дом Спиридоновны, она была врачом-гинекологом, и только у нее тогда был двухэтажный. Но потом уже здесь настроили усадьбы — места редкие, заповедные. Там дом-музей Пржевальского, мы сейчас к нему сходим. А тут был местный аэродром, с которого мои родители летали на “кукурузниках” в Смоленск по делам…»
Подъезжаем к деревне, вернее, к тому, что от нее осталось — круглый год жизнь только в четырех дворах. Домик родителей стоит как ни в чем не бывало: снаружи обычная деревенская изба, а внутри заботливо реконструирован — теперь здесь можно принимать гостей. Дом бабушки и дедушки тоже отреставрирован. Для себя хозяева выстроили рядом огромный деревянный сруб, который выглядит, конечно, особенно эффектно среди дощатых заборов, кур, огородов. Это настоящее родовое гнездо, куда приезжают выросшие здесь, в бабушкином доме, родственники и друзья семьи.

Герои наши живут почти как гоголевские старосветские помещики. Только спортивные и худые. Пока в печи томится мясо, Валя приносит мне пучок разноцветной моркови: «Угощайтесь, сама сажала». Спрашиваю за ужином: «Валя, Костя, как вы вообще познакомились?» «Костя пришел ко мне учиться», — Валентина улыбается.

У Кости была мысль перебраться жить в Уругвай, самую благополучную страну Латинской Америки. А Валя окончила иняз, занималась индивидуально со взрослыми, давала объявления в газете «Из рук в руки». И двадцать лет назад это объявление увидел Костя, позвонил. (Да, просто случайность).

Косте сразу понравилось, что у Вали дом номер 13, это его любимое число. Валя тоже ему понравилась, только он постоянно опаздывал на занятия. …Им было тогда по тридцать пять. У обоих уже имелись прошлые браки.
«Как-то я сказала, что в выходные и праздничные дни тоже работаю, и Костя подтвердил занятие восьмого марта. Но букет белых тюльпанов, с которым он пришел на занятие, сильно отличался от тех, которые дарят ученики учителям».
Эти края называют смоленской Швейцарией: сосны, ледниковые озера, холмы, тропы для трекинга. В последний день идем гулять. Кругом черничные кусты, только черника в этом году не уродилась. Валя рассказывает: «Мама работала в пекарне, и меня растила тетя. Тетя Мотя меня не особенно воспитывала, мы были больше подругами, она ко мне так относилась, что я понимала: она меня любит больше всех. Ее слова “Не бывает плохих людей, они просто потеряли Бога” остались со мной на всю жизнь. И еще кое-что. Собирали мы подснежники весной или березу на банные веники летом, тетя говорила: “Прежде чем сорвать, надо спросить разрешения”. И я до сих пор так делаю».

Костя от нас отстает, он на телефоне, лицо чуть недовольное. Что-то, спрашиваю, произошло? «Просто он занимается сеном. На зиму надо лошадям тридцать тонн заготовить, а сена мало в этом году, вот он ищет повсюду». Кажется, Костя совсем не жалеет об Уругвае, в который так и не уехал.

Купить Afternoon Seasons можно в нашей студии на Петровке или в интернет-магазинах — на Ozon или WB.

Материал обновлен: 25-06-2024