В мастерской: художник-керамист Юля Каптур

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Беседовала и фотографировала: Катя Билалова

В этом году мы решили не просто делать подборки наших любимых мастерских, но еще приходить туда в гости и брать интервью у их хозяев. 2022 год открываем разговором с Юлией Каптур, в чьей керамике угадываются женские фигуры, древние тотемы и следы природы.

Почему из всех материалов ты выбрала именно керамику? Я читала, что ты училась в МАРХИ, у вас наверняка было, из чего выбрать, но почему в итоге керамика стала главной?

Юлия Каптур

В МАРХИ курс по скульптуре был всего один год, мы там особо не углублялись в детали. Немного работали с глиной, и это совсем не было похоже на то, что я сейчас делаю. Мы просто делали какие-то временные вещи, а потом почти сразу ломали. Учась там, я пыталась найти всю доступную информацию о керамике, но тогда не было так много мастерских, тренингов и такого развития ремесла, как сейчас. Все было как-то кулуарно, я знала, что только в Строгановке есть факультет керамики. В итоге все откладывала на будущее. Но я всегда хотела поработать над созданием предметов.

Когда появились первые открытые мастер-классы, я туда сходила, попробовала, мне сразу понравился материал, процесс. Хотя сначала мы работали на гончарном круге — и вот с этой техникой у меня абсолютно не сложилось. Но потом я узнала, что есть ручная лепка: я почувствовала, что это именно то, что мне нужно.

В ручной лепке у меня получаются более живые, несовершенные вещи.

Керамика много лет была моим хобби: я лепила дома, за рабочим столом, возила куда-то на обжиг, по дороге, как правило, это еще и все ломалось. Но я развлекалась и, когда я ушла в декрет, оставив работу архитектором, подумала, что это классный шанс попробовать посвятить больше времени керамике. Нет графика, нет офиса, вот так все и закрутилось. 

Как рождаются идеи о формах ваз и подсвечников? Откуда они берутся, есть ли прообраз?

Когда я только начинала лепить вазы, года два назад, была очень сильно ограничена своим навыком. Поэтому у первых работ были простые формы. Но со временем стало получаться лучше, я больше рисовала и делала эскизы, и это была огромная радость, когда то, что я лепила, было похоже на задумку.

Если говорить про образы, я стараюсь рисовать каждый день, без привязки к конкретной цели. Меня вдохновляет старая античная керамика, иногда людей рисую. Но, конечно, это не прямые референсы, мне просто нравится исследовать, как работали с формой раньше.

Кстати, раньше я на полном серьезе пыталась проектировать вазы, делать чертежи, пробовала разные размеры, короче, подходила так, как если бы я работала с архитектурой. Но я поняла, что в керамике это сильно сковывает. Вещи становятся слишком простыми, а им как будто бы это не идет. Поэтому я стала уходить от чертежа в сторону рисунка. Плюс мне не хотелось терять ощущение свободного творчества и делать одни и те же предметы, поэтому я обязательно раз в неделю выбираю какой-нибудь день и позволяю себе хулиганить: леплю все, что приходит в голову, даже то, что может показаться бредом, и непонятно, кто захочет такое купить. И из этого появляются клевые вещи. Например, тотемы — они родились как раз из таких экспериментов.

О чем ты думаешь, когда лепишь?

Мне нравится что-то смотреть или слушать аудиокниги. То есть, сложно о чем-то серьезном раздумывать, потому что ты все-таки концентрируешься на процессе лепки. Но я уже умею расслабляться настолько, что даже могу смотреть кино. Последнее, что мы смотрели с моей соседкой Сашей (@89gradusov), все части «Гарри Поттера».

Бывает ли, что с объектами жалко расставаться? Есть ли самый любимый?

Да, у меня есть несколько ваз, которые я до сих пор не продала. И меня про них часто спрашивают, но я их оставила у себя. Это вазы, на которые у меня ушло так много сил, что теперь у меня просто нет сил с ними расстаться. Но на самом деле я такие объекты не зажимаю у себя дома, а оставляю для выставок, open-call и тому подобное. Я себя сейчас пробую в этом направлении, то есть создавать не только функциональные предметы, но и выставочные объекты. Если все продать, то нечего будет отправить на выставку.

В чем, кроме скульптуры, ты хотела бы себя попробовать?

Я сейчас параллельно преподаю и читаю лекции по архитектуре, а также работаю как архитектурный куратор. Но мне интересно развиваться в скульптуре. Я делала недавно скульптуры из гипса для выставки в Аптекарском огороде. Получилась такая классная аллюзия на садовые скульптуры, но в минималистичном виде. И мне очень понравился процесс, это точно не последнее, что я сделаю. 

Чем занимаются твои родители? Может быть, у тебя в роду есть художники?

Моя семья никогда не была связана с творчеством, мама была программистом, а отец работал в энергетике. И когда я училась в школе, каждый надеялся, что я пойду по его стопам. Но мне с детства нравилось рисовать, хотя в то время было абсолютно неясно, что с этим делать, ведь не было ни одного примера перед глазами. Долгое время думала, что рисунок — это хобби. В итоге мы начали обсуждать это с родителями, и я в то время, как это ни смешно, хотела поступать в Строгановку на кафедру керамики. Я ничего тогда не знала про керамику, мне просто интуитивно нравилось. Но большинство моих родственников были против, и я могу их понять. 

Было много страхов. Меня, на самом деле, пугал образ художников на Новом Арбате.

Повезло, что мы нашли некий компромисс — архитектурный. Как что-то не до конца творческое, не до конца техническое. И это было для всех понятно: как работать, где работать.

Кто и зачем сейчас занимается скульптурой? Правда ли, что ее ценителей намного меньше, чем, например, живописи?

Керамика сейчас реабилитируется. Я могу сказать по себе, что в те времена, когда я думала поступать в Строгановку, я считала, что керамика — это горшки, посуда. Совершенно не было ассоциаций с искусством и чем-то высоким. А сейчас, если пойти на выставки, то видно, что к керамике есть большой интерес, и ее уже воспринимают на уровне с живописью и скульптурой. Плюс в этом же и красота керамики — она может быть и чем-то очень прикладным, и арт-объектом.

Где в городе или у кого дома, в студии — в каком пространстве ты бы хотела видеть свои работы?

Мне нравится видеть свои объекты в общественных пространствах: современных книжных, библиотеках, кафе, барах. И если бы таких мест было больше, я была бы очень рада. Из последнего, что мне присылали — моя ваза стоит в Polyandria.Letters, мне кажется, это классное место по эстетике. Я иногда работаю с дизайнерами, которые заказывают вазы для какого-нибудь пространства, например, я делала объекты для ресторана «‎Кудыкина Гора». Мне и как архитектору это приятно, потому что это правда крутое пространство. А еще люблю видеть свои объекты в квартирах у друзей: когда приходишь в гости, а там стоят твои чашки.

Расскажи немного про свою мастерскую, как ты ее нашла, кто соседи? И зачем, по-твоему, художнику мастерская, какую роль она играет?

Я работала по-всякому, поэтому могу сказать, что хорошая мастерская керамисту очень нужна. Во-первых, мне нужна была большая печь, чтобы делать высокие вазы. Во-вторых, это возможность абстрагироваться, сменить обстановку — иногда важно уйти в работу с головой. 

Эту мастерскую я нашла довольно просто: мы давно были знакомы с Сашей, в какой-то момент она приняла решение переехать из своей мастерской и предложила присоединиться для аренды нового места здесь. До этого я снимала место в коворкинге, там тоже было классно, но с определенного момента я стала делать много, мне нужна была большая печь и больше места для хранения. В эту мастерскую я купила свою печь и привезла стеллаж.

Расскажи про свой путь к мастерской, любимые места вокруг и вообще в городе — про музеи, кафе, куда идти смотреть скульптуру?

У меня довольно простой путь к мастерской, от метро Электрозаводской до ГАММЫ, плюс я пока еще не полюбила этот район. 

До этого я снимала коворкинг на Цветном бульваре и там, конечно, чувствовала себя как рыба в воде. И мой университет, МАРХИ, там рядом, и кафе, и все знакомые места. Но тут я тоже стараюсь гулять, изучаю симпатичные закоулки, хотя пока не могу уделять этому много времени, так как мне нужно забирать ребенка из детского сада около пяти. Но мне очень нравится сам Электрозавод, у меня там снимают помещение друзья. 

По поводу музеев и пространств: я люблю современные музеи, в последний раз была в «‎Гараже» — мне не всегда там нравятся сами выставки, но место действительно классное. Еще я недавно сходила в ГЭС-2, туда тоже хочется вернуться из-за самого пространства. Я люблю район Аэропорта и Сокола, это места моего детства, если у меня есть возможность, то обожаю там гулять. Как правило, мы там бываем вместе с ребенком, поэтому я выбираю места, где ему будет интересно, например, парк на Ходынском поле.

Что касается любимого кафе, я консерватор: всегда иду туда, где точно знаю, что будет вкусно. Мое место в данном случае — Lao Lee.

Кого из современников ты высоко оцениваешь, с кем из художников дружишь?

Я восхищаюсь Сашей. Мы давно дружим, и мне очень нравится, как она выстроила личный бренд, я понимаю, что мастерству продаж мне у нее учиться и учиться. Еще я восхищаюсь своими друзьями на Электрозаводе — это Катя Беляева, она тоже занимается керамикой, кстати, мне кажется, ее работы в стиле Seasons. Часто встречаемся с ней, обмениваемся опытом, обсуждаем маркеты. 

Elena Salmistraro — дизайнер и художник из Милана. Мне нравится ее подход, узнаваемый стиль, многопрофильность (она создает объекты мебели, скульптуры, работает с графикой). Этот пример меня вдохновляет. Я сама все чаще думаю о том, что не хочу зацикливаться только на керамике, и мне было бы интересно поработать с разными материалами.

Frauklarer — дизайнеры из Австрии, работают с бетоном и полимерным материалом Jesmonite. Это первые мейкеры, на которых я когда-то подписалась. Я тогда работала в архитектурном бюро, и их пример меня вдохновлял. Я думала: «‎Как круто, хочу так же!» Было интересно наблюдать за развитием проекта: как они начинали с маленькой домашней студии, а сейчас у них большая мастерская и свой магазин!

​​Еще люблю работы Евгения Антуфьева — его скульптуры напоминают мне древние артефакты, мне нравится эта мифология, созданная художником. И скульптуры Надежды Лихогруд, тонкие и лиричные.

Есть ли у тебя девиз или согревающая цитата для тяжелых моментов?

Девизы и мантры мне заменяет музыка. Когда я хочу успокоиться или замедлиться, люблю слушать David Bowie, Johnny Cash, Simon & Garfunkel. А для того, чтобы взбодриться, что-нибудь потяжелее, например In Flames.

Читайте также:

Материал обновлен: 04-02-2022