В мастерской художника: Миша Никатин

Продолжаем рассказывать, как и где работают современные московские художники: какие студии они снимают и как рабочее пространство отзывается в их работах. Еще один материал из этой серии — про Степана Краснова — можно почитать по ссылке.

Мастерская художника Миши Никатина находится в здании довольно популярного в артистических кругах Электрозавода на Семеновской. Это призрачный памятник архитектуры 1910-х годов постройки, город в городе, настолько большой, что несмотря на огромное количество творческих арендаторов, по-прежнему частично работает как производство. В остальных помещениях трудятся художники (среди многих мастерских — и небольшая студия Миши), делают керамику, шьют одежду, фотографируют и печатают фотографии, реставрируют антикварную мебель.

Сумерки, в больших окнах Завода мерцают вспышки фотокамер. С крыши соседнего корпуса вспорхнула стая ворон, вниз посыпался дореволюционный кирпич. «Это здание давно не функционирует, медленно разрушается», — комментирует Миша.

В 2011 году художник поступил в ИПСИ (Институт проблем современного искусства). «На этом кабаковском чердаке (Мастерская художника Ильи Кабакова в районе Сретенского бульвара. — Прим. автора.) все дышало концептуализмом. Иосиф Бакштейн, Стас Шурипа преподавали, а Дмитрий Гутов, Таус Махачева и другие художники давали мастер-классы. За соседними партами сидели Алина Глазун, Протей Темен, Ваня Егельский, Аслан Гайсумов, Дима Филиппов — все нынче практикующие современные авторы».

Затем около трех лет Миша осмыслял те знания, что получил в ИПСИ, продолжая трудиться в сфере дизайна. «Я искал подход к материалам, историям, которые я хочу рассказывать в живописи. В какой-то момент процесс осознания удачно завершился: я снял студию на Электрозаводе, чтобы начать работать», — рассказывает художник.

«В группе Завода на Facebook ты можешь занять у соседей рабочие материалы, обсудить какие-то находки, обличить негодяя, который не выкинул мусор. Так и живем, — говорит Миша. — Приходя в студию, я ощущаю, будто я пришел на смену — весь этот антураж, проходная: я заводской рабочий нового типа».

Одна из отличительных черт Мишиной мастерской — огромное количество растений в горшках, аккуратно расставленных повсюду. Их можно встретить и на его холстах. Эстетизация пространства — его фирменный стиль. «Я, конечно, не Магритт, который работал в костюме, но считаю, что в рабочем пространстве все должно быть на своих местах».

Работы Миши — небольшие и среднего размера холсты — немного мрачноватые, и несут в себе атмосферу недосказанности, какого-то саспенса. «Через простой сюжет можно сказать очень многое. Это могут быть жалюзи, закат, иллюминатор в самолете — то, что каждый видел хоть однажды. Моя работа вернет зрителя в то состояние ума, воскресит в нем какие-то его личные переживания. Это возможно именно благодаря тому, что я «сказал» на холсте достаточно, но далеко не все», — говорит художник.

В своих работах Миша уделяет большое внимание деталям изображаемого объекта, его форме, фактуре, пропорциям. Так он отдает дань уважения мастерам-патриархам дизайна — Жану Пруве, Чарльзу и Рэй Имзам, Алвару Аалто. «Я обращаю внимание людей на те красивые вещи, которые их окружают в повседневности — простые формы с идеальными пропорциями, преображающие пространство вокруг себя и самым лучшим образом служащие человеку. Дизайн — наша современность, а настоящий художник — это всегда история про современность». Так Миша ставит дизайн на один уровень с живописью.

В Москве Мише все время хочется что-то делать, работать, включаться в эту немного безумную гонку за условной «мечтой». «Это один из немногих городов, где на эскалаторе в метро левый ряд всегда свободен — для тех, кто все время куда-то спешит, такая характерная черта, — говорит Миша. — После работы я почти всегда иду из мастерской пешком до центра. Люблю гулять и много времени провожу в пеших прогулках — это помогает сконцентрироваться, разложить какие-то идеи, которые я держу в голове, по полочкам, в целом как-то развеяться и настроиться на дальнейшую работу. Не хочется рекламировать нашу мэрию, но, надо отдать им должное, пешеходам в Москве стало удобно».