В начале было слово: чему можно поучиться у древних греков

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Разговаривала: Мария Жаворонкова
Иллюстрации: Даша Уланова

Мы поговорили с Асей Штейн, преподавателем литературы, одним из основателей образовательного проекта Vagantes, о том, чему мы можем поучиться у эллинов и почему Античность куда ближе, чем нам кажется. Ниже приводим отрывки из этого разговора, а полностью его можно прочитать в зимнем номере Seasons of Life №66.

Ася Штейн

Ася Штейн

С Ахиллом пытаются договориться вся «Илиада» построена на диалогах. Но он захвачен гневом и поэтому не способен никого услышать. А эллины — это те, кто умеет разговаривать, решать проблемы посредством слова и диалога, риторики и диалектики. Собственно, вся Античность строится на этом: на соразмеренности, на соотношении всего со всем, на выстраивании причинно-следственных связей. Это краеугольный камень античной цивилизации, из которой выросла цивилизация европейская.

Эллин — тот, кто владеет греческим языком, умеет излагать мысли, убеждать собеседника. Не бревном по голове, не пинком под зад, а именно словом. Нельзя сказать, что греки не воевали. Но больше всего они гордились тем, что умеют договориться, войны избежать.

Новому царю Македонии Александру всего-навсего 16 лет. Его учитель — Аристотель. И одна из главных его идей — идея о создании идеального государства с идеальным правителем. Александр мечтает стать таким правителем и создать такое государство. Но поскольку он подросток, человек незрелый, то ждать, убеждать, доказывать, уговаривать он не умеет и не хочет.

То есть Александр ведет себя как варвар, хотя у него есть прекрасная идея, прекрасный план, красива мечта. Ему удается собрать под своими знаменами огромную армию, завоевать огромную территорию. Но он не делится своими планами с союзниками и сподвижниками, не умеет их вдохновить, его империя разваливается никакого идеального государства не выходит.

Все идеи создания идеального мира, идеального государства восходят к платоновско-аристотелевским, но каждый раз они упираются в одно и тоже. Те, кто пытаются реализовать эти утопические идеи, не умеют договариваться. 

Как только диалог превращается в монолог, происходит страшная вещь — утрата меры. Ведь каждому тезису должен соответствовать антитезис, каждому аргументу — контраргумент. Как только это исчезает, все рушится. И дальше неминуемо начинается ахиллово безумие, мания.

Носитель, казалось бы, прекрасных идей об идеальном обществе, хватается за меч, дубину, гранатомет и идет уничтожать своих оппонентов — не в силах выстроить диалог, систему убеждений, пойти на компромиссы. И все это неминуемо приводит к насилию.

Читайте также:

Материал обновлен: 29-01-2023