Великая красота Паоло Соррентино

Текст: Евгения Скурихина

Богемные встречи и тихие прогулки на природе, вызов и святость, молодость и старость — Паоло Соррентино мастерски играет с контрастами в своих фильмах. Критики по всему миру единодушно называют его живым классиком и, кажется, вполне заслуженно.

По случаю выхода в прокат драмеди «Я же говорила», снятого Джиневрой Эльканн и спродюсированного Соррентино, предлагаем разобраться, из чего складывается творчество знаменитого итальянца. 

Что послушать

В выпуске про Паоло Соррентино музыкальный журналист Лев Ганкин рассказывает, как режиссёр работает над саундтреками к своим фильмам, зачем он сочетает серьезную оркестровую музыку с попсовыми песнями и где искать русский след в «Великой красоте».

Лучше самого Соррентино про его работу с саундтреками не расскажет никто. В подкасте британской журналистки Эдит Боуман режиссер говорит о музыкальных референсах и признается в любви The Rolling Stones. А еще советует трек Bullet Proof группы This is the Kit — Соррентино заслушал его до дыр, пока работал над сценарием «Руки Бога».

Вместе со специалистом по истории католицизма ведущие подкаста обсуждают «Молодого Папу» и его продолжение — «Нового Папу». Какие реалии из истории Ватикана можно увидеть в сериале? Почему Папа из второго сезона решил назваться Франциском? Что думает о сериале настоящий Папа Римский? Ответы ищите в эпизоде «”Новый папа”: Самый эстетский сериал о власти, вере и поисках чуда».

Филолог Армен Захарян разобрал все тот же сериал через призму литературы. Оказывается, герой Джуда Лоу повторяет путь Данте, а освобождение кенгуру отсылает к легенде о льве, которого спас Святой Иероним (кстати, эти двое — те самые персонажи из мема про ветку и зарплату). В «Молодом Папе» даже можно разглядеть весь сюжет «Одиссеи» — переделанный на соррентиновский лад, конечно.

Про «Великую красоту» — оскароносный фильм Соррентино

Из разговора о «Великой красоте» с литературоведом Евгением Жариновым вы узнаете о роли Рима в фильме, главных лейтмотивах, взгляде Соррентино на красоту и параллелях с Феллини. А здесь можно послушать обсуждение «Великой красоты» с композитором Владимиром Мартыновым — он написал одну из главных музыкальных тем к фильму (да, тот самый русский след).

Что посмотреть

Интервью

«Не люблю интервью. Я снимаю фильмы, и они рассказывают обо всем. Все, что я хочу сказать, я говорю в своих лентах. Беседы с журналистами все только портят», — сказал когда-то Соррентино, примерно в сотый раз давая интервью. Их у режиссера действительно очень много. Начните, например, с этого — здесь почти часовая беседа с Соррентино о его кинокарьере, творческом подходе и работе над «Молодостью» в честь премьеры фильма. Продолжить можно этим роликом. Соррентино с трепетом рассказывает о значимых для него фильмах и режиссерах, а ещё не забывает упомянуть любимого Марадону.

Красивейший док от Netflix про самый личный фильм Соррентино — «Руку Бога». Режиссёр путешествует по местам съёмок фильма, говорит о доме, в котором вырос, и объясняется в любви родному Неаполю.

Про мир глазами Соррентино

Соррентино в своих фильмах говорит об экзистенциальном кризисе, тоскует по уходящей молодости, оплакивает разбитые иллюзии и ищет место в жизни — а заодно истинную красоту. Как именно режиссер размышляет на эти темы и где находит ответы, смотрите в видеоэссе. А какие визуальные приемы он при этом использует — узнаете здесь.

Видеоэссе «Как Соррентино цитирует искусство в “Молодом Папе”»

Аудиовизуальный стиль Соррентино невозможно представить без отсылок к произведениям искусства. Особенно часто режиссер обращается к ним в «Молодом / Новом Папе». Девять картин, мимо которых идет герой Джуда Лоу в знаменитых начальных титрах, скульптура Венеры Виллендорфской, кавер на песню Боба Дилана — какую роль играет каждая из этих отсылок, узнаете в видеоэссе. Для полноты восприятия можно ознакомиться с подробнейшим гидом по живописи в «Молодом Папе».

Что почитать

ORNAMENT не смог пройти мимо самого эстетского сериала и посвятил «Молодому / Новому Папе» отдельный выпуск. Внутри номера — гайд по сериям, история создания сериала и много важных деталей — не только про «Папу», но и про творчество Соррентино в целом.

Роман-сценарий «Молодость»

Однажды Соррентино признался, что литература нравится ему больше, чем кино. Да и пишет он, как сам говорит, не сценарии, а романы — с обилием литературных ремарок, которые сложно перевести на кинематографический язык. Если хотите увидеть, как Соррентино справляется с этой задачей, прочитайте его роман-сценарий «Молодость», а затем посмотрите одноименную экранизацию. Книга официально переведена и издана в России — электронный вариант есть на «Литресе» и в «Букмейте», бумажный можно заказать в книжных или на маркетплейсах.

«Правы все»

У Соррентино-писателя есть и самостоятельные литературные произведения, которые — по крайней мере пока — он не экранизировал. В дебютном романе «Правы все» Соррентино рассказывает историю поп-певца Тони Пагоды. Герой пытается сбежать из родного Неаполя и заново найти себя в далекой Бразилии, но призраки Италии не отпускают его и заставлять пересмотреть планы. Онлайн-версию книги читайте на «Литресе» или в «Букмейте», а бумажный вариант ищите в книжных магазинах.

«Не самое главное»

Как-то раз к Соррентино заглянул его приятель-фотограф и принес 23 черно-белых портрета. Это были фото заказчиков, которые не вернулись за снимками в фотоателье. Глядя на портреты незнакомых ему людей, Соррентино решил выдумать каждому из них биографию. Так родился сборник «Не самое главное» — с безумными рассказами о миллиардере и ресторанном певце, боссе мафии и неутомимой картежнице, убийце и обладательнице трех университетских дипломов. Найти книгу можно на «Литресе» или в книжных.

Чем вдохновиться

Реклама, снятая Соррентино

Соррентино активно сотрудничает с модными домами — вспомнить хотя бы одежду и аксессуары в «Молодом / Новом Папе», которые создавались Armani. В «Молодости» можно увидеть драгоценности Bvlgari. Соррентино также снимал этим брендам рекламные ролики, на которые можно взглянуть как на отдельные произведения искусства. Здесь смотрите мини-фильм для Armani, а здесь — для Bvlgari (ещё есть режиссерская версия).

Фотовыставка Sorrentino’s stories

Фотограф Джанни Фиорито больше 20 лет фиксировал закулисье работы Соррентино — от «Лишнего человека» до «Нового Папы». После чего собрал из снимков выставку Sorrentino’s stories. Виртуально прогуляться по ней можно здесь.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов
Нажимая «Подписаться», я даю согласие
на обработку моих персональных данных
Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!