Великая красота Паоло Соррентино

Текст: Евгения Скурихина

Богемные встречи и тихие прогулки на природе, вызов и святость, молодость и старость — Паоло Соррентино мастерски играет с контрастами в своих фильмах. Критики по всему миру единодушно называют его живым классиком и, кажется, вполне заслуженно.

По случаю выхода в прокат драмеди «Я же говорила», снятого Джиневрой Эльканн и спродюсированного Соррентино, предлагаем разобраться, из чего складывается творчество знаменитого итальянца. 

Что послушать

В выпуске про Паоло Соррентино музыкальный журналист Лев Ганкин рассказывает, как режиссёр работает над саундтреками к своим фильмам, зачем он сочетает серьезную оркестровую музыку с попсовыми песнями и где искать русский след в «Великой красоте».

Лучше самого Соррентино про его работу с саундтреками не расскажет никто. В подкасте британской журналистки Эдит Боуман режиссер говорит о музыкальных референсах и признается в любви The Rolling Stones. А еще советует трек Bullet Proof группы This is the Kit — Соррентино заслушал его до дыр, пока работал над сценарием «Руки Бога».

Вместе со специалистом по истории католицизма ведущие подкаста обсуждают «Молодого Папу» и его продолжение — «Нового Папу». Какие реалии из истории Ватикана можно увидеть в сериале? Почему Папа из второго сезона решил назваться Франциском? Что думает о сериале настоящий Папа Римский? Ответы ищите в эпизоде «”Новый папа”: Самый эстетский сериал о власти, вере и поисках чуда».

Филолог Армен Захарян разобрал все тот же сериал через призму литературы. Оказывается, герой Джуда Лоу повторяет путь Данте, а освобождение кенгуру отсылает к легенде о льве, которого спас Святой Иероним (кстати, эти двое — те самые персонажи из мема про ветку и зарплату). В «Молодом Папе» даже можно разглядеть весь сюжет «Одиссеи» — переделанный на соррентиновский лад, конечно.

Про «Великую красоту» — оскароносный фильм Соррентино

Из разговора о «Великой красоте» с литературоведом Евгением Жариновым вы узнаете о роли Рима в фильме, главных лейтмотивах, взгляде Соррентино на красоту и параллелях с Феллини. А здесь можно послушать обсуждение «Великой красоты» с композитором Владимиром Мартыновым — он написал одну из главных музыкальных тем к фильму (да, тот самый русский след).

Что посмотреть

Интервью

«Не люблю интервью. Я снимаю фильмы, и они рассказывают обо всем. Все, что я хочу сказать, я говорю в своих лентах. Беседы с журналистами все только портят», — сказал когда-то Соррентино, примерно в сотый раз давая интервью. Их у режиссера действительно очень много. Начните, например, с этого — здесь почти часовая беседа с Соррентино о его кинокарьере, творческом подходе и работе над «Молодостью» в честь премьеры фильма. Продолжить можно этим роликом. Соррентино с трепетом рассказывает о значимых для него фильмах и режиссерах, а ещё не забывает упомянуть любимого Марадону.

Красивейший док от Netflix про самый личный фильм Соррентино — «Руку Бога». Режиссёр путешествует по местам съёмок фильма, говорит о доме, в котором вырос, и объясняется в любви родному Неаполю.

Про мир глазами Соррентино

Соррентино в своих фильмах говорит об экзистенциальном кризисе, тоскует по уходящей молодости, оплакивает разбитые иллюзии и ищет место в жизни — а заодно истинную красоту. Как именно режиссер размышляет на эти темы и где находит ответы, смотрите в видеоэссе. А какие визуальные приемы он при этом использует — узнаете здесь.

Видеоэссе «Как Соррентино цитирует искусство в “Молодом Папе”»

Аудиовизуальный стиль Соррентино невозможно представить без отсылок к произведениям искусства. Особенно часто режиссер обращается к ним в «Молодом / Новом Папе». Девять картин, мимо которых идет герой Джуда Лоу в знаменитых начальных титрах, скульптура Венеры Виллендорфской, кавер на песню Боба Дилана — какую роль играет каждая из этих отсылок, узнаете в видеоэссе. Для полноты восприятия можно ознакомиться с подробнейшим гидом по живописи в «Молодом Папе».

Что почитать

ORNAMENT не смог пройти мимо самого эстетского сериала и посвятил «Молодому / Новому Папе» отдельный выпуск. Внутри номера — гайд по сериям, история создания сериала и много важных деталей — не только про «Папу», но и про творчество Соррентино в целом.

Роман-сценарий «Молодость»

Однажды Соррентино признался, что литература нравится ему больше, чем кино. Да и пишет он, как сам говорит, не сценарии, а романы — с обилием литературных ремарок, которые сложно перевести на кинематографический язык. Если хотите увидеть, как Соррентино справляется с этой задачей, прочитайте его роман-сценарий «Молодость», а затем посмотрите одноименную экранизацию. Книга официально переведена и издана в России — электронный вариант есть на «Литресе» и в «Букмейте», бумажный можно заказать в книжных или на маркетплейсах.

«Правы все»

У Соррентино-писателя есть и самостоятельные литературные произведения, которые — по крайней мере пока — он не экранизировал. В дебютном романе «Правы все» Соррентино рассказывает историю поп-певца Тони Пагоды. Герой пытается сбежать из родного Неаполя и заново найти себя в далекой Бразилии, но призраки Италии не отпускают его и заставлять пересмотреть планы. Онлайн-версию книги читайте на «Литресе» или в «Букмейте», а бумажный вариант ищите в книжных магазинах.

«Не самое главное»

Как-то раз к Соррентино заглянул его приятель-фотограф и принес 23 черно-белых портрета. Это были фото заказчиков, которые не вернулись за снимками в фотоателье. Глядя на портреты незнакомых ему людей, Соррентино решил выдумать каждому из них биографию. Так родился сборник «Не самое главное» — с безумными рассказами о миллиардере и ресторанном певце, боссе мафии и неутомимой картежнице, убийце и обладательнице трех университетских дипломов. Найти книгу можно на «Литресе» или в книжных.

Чем вдохновиться

Реклама, снятая Соррентино

Соррентино активно сотрудничает с модными домами — вспомнить хотя бы одежду и аксессуары в «Молодом / Новом Папе», которые создавались Armani. В «Молодости» можно увидеть драгоценности Bvlgari. Соррентино также снимал этим брендам рекламные ролики, на которые можно взглянуть как на отдельные произведения искусства. Здесь смотрите мини-фильм для Armani, а здесь — для Bvlgari (ещё есть режиссерская версия).

Фотовыставка Sorrentino’s stories

Фотограф Джанни Фиорито больше 20 лет фиксировал закулисье работы Соррентино — от «Лишнего человека» до «Нового Папы». После чего собрал из снимков выставку Sorrentino’s stories. Виртуально прогуляться по ней можно здесь.