Великая сила вещей: учимся уюту у героев литературных произведений

Осенью мы задумываемся об уюте и тепле. Как сделать так, чтобы дом стал местом силы и положительных эмоций, дарил вдохновение и помогал восстанавливаться? Спросим у авторов известных литературных произведений.

Вещи — показатель нашей сути, привычек, воспитания, образа жизни, социального статуса и т.д. Обстановка дома, безделушки на полках могут сказать о человеке больше, чем многочасовой разговор.

«В комнате Ирэн все было изящное, свежее, душистое; все в идеальном порядке. На широкой кровати, покрытой сиреневым шелковым одеялом, лежал мешочек для ночной сорочки, вышитый ее собственными руками; ночные туфли стояли возле самой кровати; край пододеяльника был откинут, точно постель ждала ее прихода». (Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах»)

Вам никогда не почувствовать себя отдохнувшей, полной сил и энергии, живя в захламленной квартире, проводя ночи на продавленном диване, укрываясь стареньким одеялом. Поэтому, пока вы занимаетесь генеральной уборкой и составляете список вещей, которые нужно заменить, приведем вдохновляющие цитаты о том, как мелочи повседневной жизни и предметы интерьера могут повлиять на позитивный взгляд на мир.

«Что ни говори, а приятно утром проснуться в просторной спальне. Обитой светлым штофом, и тут же ощутить под рукой атлас тяжелого стеганого одеяла; очень недурно также, когда к первому завтраку в так называемой «балконной», куда сквозь растворенную в сад стеклянную дверь, проникает утренний свежий воздух, тебе подают не кофе и не чай, а шоколад – да, да, каждый день праздничный шоколад! И к нему большой кусок сладкого пирога». (Томас Манн, «Будденброки»)

Некоторые, прочитав это, с сожалением вздохнут, думая, что позволить себе такой образ жизни могут далеко не все. Хочется возразить. Что мешает вам иметь уютную спальню с красивым постельным бельем (пусть всего одним комплектом, но шикарным), мягким ковриком у кровати и шторами, которые приятно раздвигать утром, чтобы выглянуть на улицу. А кто мешает встать не впритык к выходу на работу, поспешно проглотить кофе и выскочить из дома, а пораньше. Сварить любимый напиток и не спеша посмаковать его, настраиваясь на новый день. Вы — хозяйка своего времени и своего настроения. Создавайте приятные моменты и ритуалы сами.

«Круглый стол, с белоснежной скатертью и с вышитой зеленым дорожкой посередине, был уставлен фарфоровой посудой с золотыми ободками, до того прозрачной, что временами она мерцала, как перламутр. Шумел самовар. В плоской сахарнице из тонкого серебра, имевшей форму чуть свернувшегося зубчатого листа, лежали непочатые и нарезанные ломтиками сдобные булочки. Под одним хрустальным колпаком горкой высились маленькие рифленые шарики масла, под другим был разложен сыр разных сортов – желтый, светлый с зелеными мраморными прожилками и белый». (Томас Манн, «Будденброки»)

Нет ничего проще, чем приобрести фарфоровую чашку и тарелки, в которые можно положить масло и сыр. И вот обычный завтрак превращается в приятный для глаза и желудка ритуал. Подставки под яйца, блестящие маленькие ложечки, салфетка из красивой ткани, и вуаля — вот вы не просто завтракаете перед работой, а священнодействуете, превратив обыденные мелочи в изящные моменты жизни.

Пересмотрите все свои вещи, начиная с ложек, вилок, мыльниц и полотенец, заканчивая мебелью. В книге Мориса Дрюона «Сладострастие бытия» есть показательный эпизод. Пожилая графиня Санциани постоянно рассматривает себя в старинное флорентийское зеркальце. Молоденькая горничная Кармела с любопытством наблюдает эту сцену. Заметив девушку, графиня дает ей зеркало, замечая, что:

«<…> просто смотреться — это еще не все… Надо, чтобы зеркало было красивым. Умелые руки ювелира времени Возрождения, неизвестного ученика Бенвенуто Челлини, изобразили вокруг слегка позеленевшего от времени стекла переплетенные виноградные лозы и фигурки богов. Эта цепочка переплетенных тел, золотых рук, охвативших виноград в состоянии наслаждения и опьянения, обрамляла лицо девушки, отделяя ее от всего остального мира».

Надо ли говорить, что, смотря на себя в это зеркало, горничная, считавшая себя дурнушкой, обрела уверенность в собственной привлекательности, начала любить свою внешность. Такова сила красивой вещи.

Любите путешествовать? Не привозите из дальних стран магниты на холодильник и открытки с достопримечательностями. Пройдитесь по местным рынкам, галереям современного дизайна или антикварным лавкам, в зависимости от предпочтений. Тогда вы сможете привезти с собой не только сувенир, но и оригинальный элемент интерьера, с которым будут связаны воспоминания, у которого будет своя история. Кстати, так делали во все времена. Вот, к примеру, что молодой эстет Сергей Дягилев привозил из заграничных вояжей.

«В Венеции и Флоренции Сергей начал покупать столы и мебель XV XVI веков. Мы бегали по старьевщикам, и нам удалось найти чудесные вещи. Особенно хороши были кресла, покрытые кожей, и низкие кресла «Савонарола», затем замечательный длинный стол с ящиками и несколько стульев; в Неаполе и в Риме мы приобрели несколько чудесных бронзовых ваз и статуэток». (Сергей Лифарь, «Дягилев и с Дягилевым»)

Согласитесь, в старинных вещах есть особый шарм. Глядя на них, представляешь, кто, когда и где их изготовил, в чьих домах они находились, что за люди ими владели.

«К старости люди черствеют. Только вещи с годами становятся прекраснее. Хотя бы эти медные ручки: когда они вышли из рук ремесленника, они были, наверное, ничем не замечательны. Время сделало их произведением искусства». (Анри Труай, «Семья Эглетьер»)

Только не переусердствуйте, стараясь украсить свое жилье. Оригинальные предметы интерьера, как аксессуары у женщины, должны лишь дополнять, несколькими эффектными штрихами подчеркивать общую атмосферу жилища. Избыток их приведет к безвкусице.

«Мы никогда не заботимся о том, чтобы сделать наши жилища воплощением основных принципов жизни; мы загромождаем дома обстановкой, всякой мишурой, устраиваем в комнатах какие-то ниши – что угодно, лишь бы развлекало глаз. Глаз должен отдыхать;…». (Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах»)

Создавая интерьер своего дома, никогда не забывайте о его функциональности. Ваше жилье – не музей, где собраны редкие экспонаты, а место, где вы отдыхаете душой и телом, где живет ваша семья, куда приходят родные и друзья. Всем в нем должно быть комфортно.

«С трепетом вхожу в дом. Но что это? Там так уютно, роскошные вещи так приспособлены служению людям, так все стоит на месте, кресла протягивают вам подлокотники, приглашая сесть, шкура белого медведя разостлана, чтобы окунуть в ее шерсть пальцы, к тому же на ней бесцеремонно растянулась собака, все так искусно устроено для удобства, уюта, а не напоказ, что роскоши не замечаешь, она проста». (Дмитрий Засосов, Владимир Пызин, «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов: Записки очевидцев»)

Коко Шанель однажды сказала, что роскошь – это не противоположность бедности, роскошь – это противоположность вульгарности. Приведенная выше цитата стопроцентно подтверждает это высказывание. В романе «Семейная реликвия» Розамунд Пилчер мое внимание привлек разговор о том, что такое роскошная жизнь. И она совсем не связана с материальными благами.

«…роскошная жизнь – это когда все твои пять чувств полностью удовлетворены. Вот как сейчас. Мне тепло. Если я захочу, я могу коснуться твоей руки. Я вдыхаю запах моря, а в гостинице кто-то жарит лук. Восхитительно! Я смакую холодное пиво и слушаю крики чаек, и плеск воды, и деловитое попыхивание мотора: чу-чу-чу».

«Каков вывод?» — спросите вы. Он в том, что, окружая себя красивыми предметами, делая свой дом место силы и вдохновения, остерегайтесь стать рабом вещей. Они должны лишь украсить вашу жизнь, сделать ее более приятной и комфортной, внести эстетику в повседневность, но отнюдь не заменить собой что-либо: отсутствие любимого человека или дела, невозможность реализоваться и т.д. Главные вещи на свете – это совсем не вещи. Помните об этом.

Фото: Florencia Potter, Jasmin Schreiber, Julian Hochgesang, Alisa Anton, Timothy Buck

Материал обновлен: 17-06-2021