Мой друг — велосипед

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Соня Добрынина

Кто эти люди, что в непогоду упорно крутят педали? Можно ли проехать на велике от моря до моря? Как велосипед помогает проживать грусть, справляться с трудностями и строить отношения? Вместе с велобрендом Shulz мы поговорили с людьми, для которых велосипед — это философия.

Алексей Огурцов

Алексей Огурцов

Проехал на велосипеде весь Сахалин и Алтай

Главная фишка велопохода — у тебя на спине ничего не висит, разве что маленький рюкзачок, все можно и нужно цеплять на велосипед. Длинными походами в моей практике были именно велосипедные: ты растягиваешь удовольствие. Едешь и наслаждаешься: вот дерево, похожее на какую-то сахалинскую пальму, вот кролик пробежал, лисица — покормил их. А главное — ощущение скорости: забрался на перевал, сделал кадры, снял ролик — и вниз на всех парах.

Кататься я начал в 25 лет с подачи брата. Был конец апреля, мы думали, чем бы заняться весной, и вспомнили, что у дяди есть велосипед. Почти сразу поехали в первый поход. До этого я не ходил даже в пешие, а тут сразу — на велосипедах, с ночевками, на целую неделю: мы не могли разжечь костер и три часа пытались сварить борщ. Для следующего долгого выезда выбрали гору Крузенштерна, которая оказалась абсолютно не велосипедной. Три четверти пути несли велики на себе: перед тобой гора, набор высоты — почти километр, ты толкаешь велосипед перед собой. Когда я забрался на вершину, из глаз лились слезы — я правда залез на пик самой не типичной для велопохода горы? 

Тогда мы взяли кучу ненужных вещей, зачем-то я повез с собой штатив, кучу лишних штанов и курток. Поверх велосипеда на мне было еще килограммов 40. Так что в велопоходе важно тщательно выбрать маршрут, правильно собраться, устояв от соблазна взять вещи «на всякий случай», и рассчитывать свои силы.

В 2022 году мы впервые выбрались с Сахалина на Алтай — это был мой самый длинный велопоход: 17 дней в горах. 99% велотуристов приезжают в село Артыбаш на северный берег Телецкого озера, переплывают на южный на катере или пароме и выезжают на Чуйский тракт, а оттуда уже по асфальту — в Горно-Алтайск. Но я не люблю ни такие дороги, ни места, где много людей.

Мы уехали на живописное плато к озеру Джангысколь: перед тобой на земле лежит огромное зеркало, в нем отражаются горы. Дальше через ледниковые реки, одну из которых переходили с великами вброд, до поселка Курай. Сумасшедший простор, оглушительный стрекот, который не прекращается ни на секунду, суслики в норках.

Потом снова двинулись к горам, к двум озерам Аккуль и Каракуль, заехали на мараловую ферму по пути на Ороктойский перевал и только после — в Горно-Алтайск. Когда вернулись, велокомпьютер показал, что мы проехали ровно тысячу километров.

Каждый год я уезжаю в несколько двух-трехдневных велопоходов, один недельный и еще один — длинный. Но все равно катаюсь непрофессионально: для спортивного туризма нужно постоянно подтверждать разряды, заполнять кучу бумажек, получать сертификаты. Писать отчеты о походах я не люблю, но много их читаю — они помогают в планировании маршрута: в них описывается вся дорога, вплоть до размера камней. Еще в подготовке помогают велосипедные чаты, видео маршрутов на ютубе — авторам всегда можно написать и задать вопросы. Еще важно брать с собой как можно больше спиц. И правильно подобранный и даже чуть сделанный под себя велосипед — мой Shulz Mom’s Favorite выдержал весь Алтай. Широкие колеса, бескамерная резина, на трассе ничуть не уступает товарищам на классических колесах, руль добрейший, в гору — тоже едет.

Алексей Зиновьев

Алексей Зиновьев

Ездит на велосипеде каждый день

Мне нравится ощущение самого велосипеда: ты едешь на чем-то без двигателя, и это тебя ускоряет. Я езжу на велосипеде на работу — получается 30 километров в одну сторону, но эту дорогу воспринимаю скорее как тренировку. Но еще это и мой отдых: на выходных загрузил велик, поехал куда-то на озеро (я живу за городом), покатался, выпил кофе, поел кашу, вернулся — отдохнул от шума мегаполиса.

Велосипед сильно расширяет твои границы: если идешь гулять пешком, пройдешь от силы километров пять-десять в парке, а на велосипеде ты можешь проехать сто. Я выезжаю из дома и могу посмотреть очень много мест. И каждый день на улице ты чувствуешь, как меняется погода, что происходит в городе и за ним — это интересные наблюдения за жизнью.

И ты при этом всегда в физическом тонусе, если катаешься на велике каждый — или почти каждый — день. Ощущения вибрации покрышек, руля, гудение колес, скорость — это все сплошное физическое удовольствие.

В студенческие годы я искал работу и устроился в велосипедный магазин. Сотрудников было двое, включая меня, а покупателей — много. Люди часто приходили и говорили: «Мне нужно починить велосипед». Дальше в ход шел гугл: посмотрел, почитал — вроде несложно. Такими маленькими шажками понял, как все работает, и потихоньку начал раскатываться сам. Году к 2019 начал изучать велотуризм, походную тематику, гонки — любительские и профессиональные. Уже в среде велосипедистов я столкнулся с тем, что велосипеды — это не средство передвижения и даже не спорт, это образ жизни, повод встретиться с друзьями, провести время, отдохнуть. У нас с коллегами не бывает «идем погулять» — у нас есть «поехали на великах покатаемся». Велосипеды — это повод к самой жизни. Работаю я сейчас в питерской мастерской Shulz: все их велики создаются и чинятся людьми, которые сами постоянно катаются.

У повседневного катания на велосипеде, конечно, есть свои сложности и минусы: не все города приспособлены для этого, велосипедистов часто не считают полноценными участниками дорожного движения, нужна специальная одежда. Но удовольствие все равно перекрывает это — а зимой, например, когда кататься становится совсем сложно, я прощаюсь с великом до весны.

Если хочется начать кататься, главное — не заморачиваться. Важно, чтобы велосипед в первую очередь нравился. С первого раза очень сложно вникнуть во все технические детали и вряд ли ты что-то поймешь, пока не начнешь кататься. Нравится что-то — бери, разберешься уже в процессе. Потом уже можно покупать что-то навороченнее, но главное — просто начать кататься и получать удовольствие, чувствовать велосипед.

Антон Князев

Антон Князев

Проехал 7 500 километров в двухмесячной гонке от Баренцева до Черного моря

Никогда велосипед не занимал какую-то значимую часть моей жизни. А вот приключения мне нравились всегда. В какой-то момент я решил включить в них еще и велик. Так возникла идея с Тур Юнайтом — за два месяца гонки я проехал на велосипеде в несколько раз больше, чем за всю мою жизнь. Мне хотелось увидеть как много больше разных мест в России, посмотреть, как живут люди в регионах, а Тур Юнайт проходит по маленьким деревням, поселкам. Эта гонка существует на голом энтузиазме и волонтерстве. Расстояние от Баренцева моря до Черного поделено на шесть кусочков, каждый — на одну-полторы тысячи километров. Нет никаких спонсоров, ты все продумываешь и закупаешь сам — у тебя есть только маршрут, с которого, по правилам гонки, нельзя сходить.

В 2018 году у меня уже была проба, но она оказалась не очень удачной, я проехал только половину первого сегмента — была ужасная погода, колеса все время забиты землей, приходилось тащить на себе 30-килограммовый велосипед. В 2022 году решил попробовать снова и быть если не самым быстрым, то самым хитрым: обычно общий старт гонки проходит в августе, а я решил поехать в мае и в обратном направлении — не от Баренцева моря до Черного, а с юга на север. Я уволился с работы, быстро собрал вещи и поехал на поезде в Крым.

Целиком маршрут Тур Юнайта к тому моменту никто еще за все время стартов не проехал. У меня была задача — стать первым, кто осилит все 7 500 километров. Я хотел доказать самому себе, что способен на это, а заодно — что можно проехать маршрут не на дорогих навороченных велосипедах. Для Тур Юнайта я почти сразу выбрал гравийный велосипед Shulz. Не нужно пытаться найти велик, который идеально подойдет, годы сидеть и думать над этим, лучше просто взять и поехать.

Это крутой опыт: всю дорогу у тебя все время есть конкретные цели: просыпаешься, думаешь «окей, завтра нужно быть вот там», или, что нужно успеть проскочить эти поля, потому что потом начнется дождь и ехать будет невозможно. Но такое путешествие интереснее, чем на автомобиле: ты крутишь педали, идешь пешком, из-за физической нагрузки у тебя вырабатываются эндорфины. На фоне дикой усталости, когда ты поднимаешься на самую вершину горы после 10-15 часов в пути, задумываешься — оно стоило того? И понимаешь: да, стоило.

Первые пять дней мне было все равно, что происходило: было весело, прикольно, я растворялся в этих ощущениях. Потом это больше превращается в работу: ты знаешь, сколько тебе нужно проехать, не можешь отвлечься, чтобы успеть приехать вовремя — у меня уже были свои планы на август, так что нужно было уложиться в два месяца. В таких длинных маршрутах и вообще затеях основное — это моральная составляющая, твое желание, настойчивость и цель закрыть гонку и показать себе, что это возможно.

В самом конце — или в начале, откуда все вообще-то и начинают маршрут, — было сложнее всего: в моменты, когда мотивация заканчивалась, я спал по 18 часов в день. Но это было и самое яркое время: я приехал на самую северную точку за день до начала общего старта — и по возвращении я встречался и обнимался со всеми, у кого маршрут только впереди, все меня узнавали и поздравляли. Велотуризм — это еще и очень крутые люди, заинтересованные в других, открытые ко всему, всегда готовые помочь, подсказать, поддержать. Это максимум альтруизма, эмпатии и поддержки.

Анастасия Даген

Анастасия Даген

Не закрывает велосезон даже зимой

Я катаюсь на велосипеде с детства: сначала был малышковый трехколесный, потом — двухколесный советский Школьник, последние лет 15 — женский Stels Navigator. C Shulz я познакомилась год назад, и с этого началась новая жизнь, было ощущение, что велосипед сам меня везет — я прикладывала минимальные усилия, это была мощь и скорость. Во мне, видимо, проснулся гонщик, и это привело к тому, что мы с детьми не стали закрывать сезон. Младшая дочь еще в садике, сын во втором классе, но оба уже ездят на своих велосипедах — так и прокатались весь год.

После покупки велика стала присматриваться к блогерам-велосипедистам, чатам. Очень быстро поняла: это то, что мне нужно — путешествия, природа, скорость, свобода поехать куда угодно. Я не думала, что за одно лето можно охватить такое большое количество событий и людей. Я начала кататься с турклубом Shulz, впервые ездила на гонки — сначала смотреть, потом участвовать. Потихоньку все начинало обрастать знакомствами, общением, вместе прожитыми эмоциями. Жизнь каждый раз показывает, что на самом деле люди гораздо ближе друг к другу, чем привыкли думать. Просто нужно разглядеть, чем мы похожи и что нас греет, радует.

Велосипед — это мощная объединяющая штука. Нас, велосипедистов, очень много, и мы все связаны. Тот, кто ездит на велике, — мой друг.

Большое количество разных стилей катания, типов велосипедов вызывают ряд всяких подколов. Это очень старая, как мир, тема: люди иногда зацикливаются на различиях. Мне хочется своим катанием и своим примером развивать тему единства и общности. Когда приезжаешь на выезд, на котором совершенно разные люди, можно ощутить, что есть нечто большее, чем принадлежность к велоклубу, к компании приятелей, к своему кругу общения. И это — сам велосипед и то, что мы все на нем катаемся. Нас объединяет легкость, любовь к жизни и желание быть в движении, проживать эту жизнь ярко и насыщенно. Велосипед может помочь почувствовать себя не одиноким, потому что ты можешь разделить что-то с другим. 

Если бы нужно было бы дать совет, как можно ожить, почувствовать жизнь, я бы посоветовала просто сесть на велосипед. Это помогает проживать эмоции, держать свое тело в тонусе в удовольствии, без насилия. С детьми мы каждый день ездим в школу и примерно 10 км накатываются просто так, невзначай. Раза три за зиму было очень тяжело: мороз, пурга, гололед. Это своеобразная терапия — то, что ты попадаешь в такую ситуацию. Ты знаешь, что сейчас тяжело, но это все равно для тебя радость, потому что ты знаешь: через это ты становишься более сильным, выносливым, ты способен справляться с трудностями. Но можешь и облегчать себе жизнь: благодаря велосипеду мы можем поспать подольше, всегда успеваем в школу, потому что не стоим на машине в пробках, не идем пешком, потому что это долго. Мы можем управлять своей реальностью. Это ощущение того, что твое тело дает тебе возможность все успеть, все сделать, что твоя жизнь в твоих руках — или в твоих ногах.

Реклама. ИП Чебану Наталья Евгеньевна
4CQwVszH9pSXqtWGWqy

Читайте также:

Материал обновлен: 15-03-2023