Текст: Ольга Сергеева
Фото: Мари Губиева
Неподалеку от Тревизо, среди виноградников Венето стоит дом, в котором встретились дизайн XVI и XX веков. Здесь под фресками Каналетто стоит оттоманка Cappellini, на стенах по соседству висят православные иконы и работы современных европейских художников. Мы в гостях у пары итальянцев, которые познакомились в Москве. Приезжаем вечером, в окнах первого этажа горит свет. Из прохладной Венеции, где можно не гладить вещи (все пропитано влагой), попадаем к огню. Живому огню огромного очага на кухне, теплу дружеских разговоров за столом, щедрости порций пасты алла вонге ле, уютным одеялам облакам в гостевой части дома. Сейчас уже кажется, что нам это все приснилось. Но, наверное, вот в таком сказочном доме и должно было закончиться наше итальянское путешествие.
Марианджела оказалась в Москве в начале 90-х, приехала студенткой учить русский язык в МГУ. На дискотеке в клубе «Санта Фе» встретила Мауро. Говорит, он хотел познакомиться с ее подругой, задел Марианджелу, почему-то на итальянском спросил: «Ты ведь не русская?» Дальше год дружбы, потом мысли про общее дело (какой бы бизнес начать в Москве? Столько возможностей!). Мауро, обожавший дизайн и работавший в тот момент в строительной компании, предложил попробовать привести на российский рынок современных итальянцев.
Середина 90-х, в мебельных салонах дуб, орех, позолота, ампир и рококо. А красивая кудрявая девушка с оливковой кожей приносит на встречи с директорами этих магазинов каталоги Cappellini, Moroso, Memphis. Минимализм, структура, эргономика, душа идеи видна в форме предметов. Ей чуть снисходительно говорят: «Ну, оставьте каталог, может, пару вещей в год продадим».
В это время в Америке входят в моду лофты: кирпич, металл, окна во всю стену. И Мэри с Мауро чувствуют — надо делать свое место. Они уже к тому моменту поженились, партнеры во всем. На Шмитовском видят пустующую фабрику, приходят к директору и договариваются об аренде 1000 метров за смешные деньги. Залили пол цементом, отмыли цех, оставили оборудование, а рядом с ним поставили диваны, светильники, столы, комоды, кресла самых актуальных итальянских марок. Так появился первый в Москве, да и первый в России шоурум современного итальянского дизайна Spazio (сейчас у Марианджелы в Москве новое место — Pure Design).
В пространстве с фресками чувствуешь себя немного как в музее. Но здесь живут. Под огромной люстрой из муранского стекла стол с лего-городом, а напротив — еще один стол, письменный, за ним делает уроки сын Павел. Ему 16 лет.
Они привезли в российскую столицу не только мебель, но и авторов, тех, чьи имена сегодня уже во всех словарях дизайна, а тогда это были еще мало кому известные Джулио Каппеллини, Патрисия Уркиола, братья Буруллеки, Паола Ленти. «Патрисия Уркиола со своим будущим мужем познакомилась у нас в Spazio! — Марианджела смеется, подкладывая нам вторую порцию пасты. — Он был экспорт-менеджером Moroso».
Наступил момент, когда центр их жизни снова переместился в Италию, захотелось свой дом. Начались поиски. Сразу думали про север, регион Венето. Смотрели разные варианты. И Марианджеле, и Мауро хотелось дом с историей. Как-то, полушутя, спросили у агента: «А у вас есть руины?» И их привезли в деревеньку под Тревизо.
Руина XVI века, вилла Сфолио (названная по имени построившей ее семьи). Крыша провалена, сквозь дыру в потолке видны небо и деревья, по лестнице страшно подниматься, на стенах второго этажа слабые следы росписи. Дом в ужасном состоянии, при этом он числится памятником архитектуры. Власти требуют привести здание в порядок, но нынешний хозяин живет в Канаде и не собирается вкладывать деньги в его восстановление. Наши герои покупают дом с землей очень дешево. А дальше — пять лет работ: исследовательских, строительных, реставрационных, ландшафтных. В документах дома, которые Марианджела и Мауро получили после сделки, фрески второго этажа были атрибутированы — Антонио Каналетто. Мы знаем его как пейзажиста, но он расписывал виллы богатых венецианцев на заказ. Античные сюжеты, пасторальные сцены на стенах и потолке — на их восстановление ушел год.
«Сейчас бы я сделала другой дом — две коробки из стекла и дерева, стоящие рядом, минимум вещей. Мис ван дер Роэ». И можно не сомневаться, что это случится. Эти двое знают про то, как превращать мечты в реальность.
В пространстве с фресками чувствуешь себя немного как в музее. Но здесь живут. Под огромной люстрой из муранского стекла стол с лего-городом, а напротив — еще один стол, письменный, за ним делает уроки сын Павел. Ему 16 лет.
Утром, когда мы завтракаем, Марианджела говорит: «Сейчас бы я сделала другой дом — две коробки из стекла и дерева, стоящие рядом, минимум вещей. Мис ван дер Роэ». И можно не сомневаться, что это случится. Эти двое знают про то, как превращать мечты в реальность.