Может ли один человек изменить мир? Нет, но он может сделать то, что подхватят остальные. Архитектор Дарья Василькова не только поддерживает тренд на устойчивое развитие, но смотрит дальше — в работу над дизайн-объектами она вовлекает детей с ограниченными возможностями (потому что у всех должно быть любимое дело в жизни), а в дальнейшем планирует работать с ремесленниками и дать платформу для реализации каждому, у кого есть ценная творческая идея.
Архитектор Дарья Василькова
ОБ ИДЕЕ УСТОЙЧИВОГО ДИЗАЙНА
За время пандемии поменялось все и в первую очередь мы сами — важны теперь настоящие вещи, а вот понтов стало меньше. И в дизайне тоже. Для меня важные темы: думать об экологии, работать с материалами, которые можно вторично использовать, сотрудничать с благотворительными фондами.
Пусть глобально мы не способны изменить экологическую ситуацию, но мы можем создать тренд, который подхватят другие. У моей подруги Наири Багратисян салон свадебных платьев в Нью-Йорке, и она придумала шить из остатков материи шторы, постельное белье… Сейчас таких примеров становится все больше, и это здорово.
Наша главная фишка — это плитка. Я занимаюсь ею десять лет, с тех пор как стала работать архитектором. Мы разрабатываем собственные принты, интегрируем плитку в интерьерные проекты, делаем мебель. За это время мы наладили контакты с производством на юге Италии — там керамику делают по технологиям столетней давности. Каждую партию мы заказываем с запасом в 15% — на случай, если не все плитки доедут целыми. Если проектов несколько, и часть из них — большие дома, где плиткой облицовывают целые бассейны, битой керамики остается очень много. В то же время посмотрите на парк Гуэль в Барселоне — даже из осколков можно сделать очень красивые вещи. Так появилась коллекция Broken Art — комоды, облицованные осколками.
Комод из коллекции «Гжель», нарисованный на Алтае
О ГАЛЕРЕЕ РОССАНЫ ОРЛАНДИ
Два комода из коллекции Broken Art выставляются в галерее Россаны Орланди — великой итальянки, которая умеет замечать среди молодых дизайнеров тех, кто в скором будущем будет менять мир и задавать тренды. Первый комод — из коллекции «Гжель». Я рисовала ее на Алтае, для паттерна в традиционных гжельских бело-синих тонах придумала несуществующий орган — наполовину сердце, наполовину мозг, как соединение разных энергий в человеке. Второй комод называется Wall. Это воплощение идеи стрит-арта, который я очень люблю. Точно так же, как на стене появляются разные рисунки, на фасаде этого комода — осколки разных плиток, которые делают этот предмет произведением искусства.
О РАБОТЕ С ФОНДОМ «СЕМЬИ СМА»
Я верю, что искусство может дать ответ на то, что происходит в мире, и наш проект с фондом «Семьи СМА» — про это.
Детям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, мы начали помогать в прошлом году. Я ездила в детский дом под Смоленском, проводила там мастер-класс. Таких детей много поддерживают в материальном плане, но куда важнее научить их конкретным вещам, которые пригодятся им в жизни, дать то, ради чего они захотят вставать по утрам, — любимое дело. Для выпускников детских домов это очень важно. После этого опыта пришла идея сделать что-то для детей, которые из-за тяжелых заболеваний ограничены в творческой деятельности. Дать им эту возможность — и использовать то, что они создадут, в дизайне предметов, которые создает наше бюро.
Мы выбрали детей со СМА (спинально-мышечная атрофия) из-за особенности этого заболевания: с каждым годом человек теряет нейроны, которые приводят в движение мышцы, и постепенно перестает двигаться. При этом он может быть очень умным и сообразительным — такой диагноз был, например, у Стивена Хокинга. Сегодня ребенок уверенно держит карандаш, а через год он может не суметь уже ничего нарисовать. Но если дать этим детям то, ради чего стоит бороться, болезнь можно замедлить. Мы связались с президентом фонда «Семьи СМА» Ольгой Германенко и рассказали ей об этой идее, она согласилась. Проект стартовал в середине июля, и из-за карантина мы не могли видеться с детьми, но смогли объяснить им задачу, и они прислали свои рисунки, а наши художники перенесли их на плитку. Темой мы выбрали мечту: кто-то нарисовал собаку, кто-то — новые ботиночки. Одна девочка уже не могла рисовать, и картинку за нее сделала сестра: на рисунке она изобразила ее совершенно здоровой.
Мы так назвали эту коллекцию we live / we hope / we love. Самое сильное здесь, по-моему, we live — «мы живем».
В коллекцию вошли пять комодов (последний мы, оставаясь верными себе, собрали из остатков плитки), она называется We Art 2020.
В этой концепции art — глагол, и это наш рецепт для всех, кто сегодня переживает кризис. В любой непонятной ситуации — креативь.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Я очень верю в идею сотрудничества, в том числе с людьми с ограниченными возможностями. Потенциал здесь огромный. Наша следующая цель — создание платформы. Это будет сайт, где любой человек сможет купить дизайн со смыслом — не обязательно наш, но соответствующий принципам осознанного потребления, в котором этика и эстетика всегда рядом. Представить свою коллекцию или предмет смогут не только профессиональные дизайнеры, но вообще любой человек с классной идеей, а наша задача — сделать из нее рыночный продукт. Вдобавок мы собираемся сотрудничать с ремесленниками — старинные крафтовые технологии сегодня забываются так же, как древние языки и редкие диалекты, на которых перестали говорить.
Мы живем в сложное время, и лучший способ справиться с этим — объединяться. Один человек ни когда не может построить космический корабль. Помните случай, когда журналисты пришли в SpaceX и застали там уборщика. Они спросили, что он делает, и он искренне сказал: «Мы запускаем ракету».