Beat Film Festival: документальное кино о современной культуре

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Мари Губиева
Фото: пресс-материалы

Фестиваль документального кино о современной культуре Beat Film Festival каждый год привозит из-за рубежа и находит в России самые разные истории — о которых никто не догадывался или, наоборот, которых уже давно ждали. В этом году фестивалю 13 лет, и он будто держит нашу связь с большим миром: в программе этого года – фильмы о Дэвиде Линче, Патти Смит, Альфреде Хичкоке и Хельмуте Ньютоне. Мы поговорили с создателями фестиваля Аленой Бочаровой и Кириллом Сорокиным о том, что такое Beat Film и зачем смотреть документальное и фестивальное кино сегодня.

Алена Бочарова и Кирилл Сорокин

Алена Бочарова и Кирилл Сорокин

Создатели Beat Film Festival — международного фестиваля документального кино о новой культуре

О том, как начинался Beat Film Festival

Прекрасная Россия прошлого: начало 2010-х годов, урбанистический расцвет Москвы, гудит клуб «‎Солянка», открываются «‎Гараж» и «‎Стрелка». Кажется, что все в наших руках – молодых активных ребят из креативного класса. Тогда мы с Кириллом уже успели поработать в симпатичных московских проектах и хотели попробовать сделать что-то свое, что обогатит город и изменит его к лучшему. 

Фильм «”‎Роллинг Стоунз” в изгнании», 2010

С самого начала мы задали довольно высокую планку — открылись фильмом про группу The Rolling Stones, премьера которого прошла за две недели до Beat Film на Каннском фестивале. При этом налета Лазурного берега у нас не было и в помине, и это было частью концепции — никакой красной дорожки, много молодых лиц. Кирилл, кажется, был в белой рубашке, джинсах и полурваных конверсах.

Провести летний вечер в кинотеатре под открытым небом или встретиться с друзьями можно ради такого кино, а после — бесконечно обсуждать, делиться впечатлениями и осмыслять увиденное. Просмотр документального кино — это тоже форма городского досуга.

О фестивальном кино

Как правило, фестивальным называют кино, которое нельзя назвать блокбастером. В то же время это уже достаточно расплывчатое определение, учитывая, что даже в Каннах показывают, например, «‎Топ Ган» с Томом Крузом и другие студийные хиты. Мы этим определением не ограничивались, потому что показывали много документальных фильмов, которые были известны не только фестивалями. 

Но если понимать фестивальное кино как кино интеллектуальное и новаторское, то это, конечно, то, что нам всегда было близко. Что  еще важнее, фестивали – это по-прежнему место встречи с кино и его создателями. Что бы ни говорили про стриминги, но даже топ-менеджеры Netflix и Disney проводят бессонные ночи в Парк-Сити во время фестиваля «‎Сандэнс», пытаясь заполучить ту или иную картину к себе на сервис – чтобы потом ее увидели миллионы. Фестивали — часть культуры, благодаря которой кино не остается сугубо рыночным продуктом в индустрии развлечений, и это важная ее часть.

О том, почему продолжают свое дело

Как и многие, в прошлом году мы столкнулись с кризисом смыслов, но нашли свой путь. Той весной как никогда хотелось собираться и разговаривать с единомышленниками. Поэтому мы придумали сделать такое место из нашего фестиваля – где кинопоказы будут поводом для разговоров и размышлений. Так нам удалось объединить большое количество людей, и мы поняли: очень многим важно, что фестиваль есть. Это место, где встречаются люди со схожими ценностями. И сам факт того, что мы легально показываем фильмы из Америки и Европы, держим планку качества, сейчас дорогого стоит. 

Конечно, некоторые зарубежные компании сейчас отказываются от сотрудничества с нами, но отношения между людьми и между институциями – разные вещи. И люди в документальном кино понимают это как никто.

Самое важное, что заставляет двигаться вперед, — осознание, что у зрителя есть острая необходимость эстетического переживания, желание попасть в реальность, с которой у тебя совпадают координаты, чтобы помнить, что она вообще существует. С документальным кино появляется возможность погрузиться в современную культуру на новую глубину, подняться на новый уровень.

О любимых фильмах и режиссерах

Скорее есть любимые режиссеры, чем фильмы, и любимые связанные с ними истории. Из фестиваля родилось очень много дружб, которые сейчас нам сильно помогают. С кем-то из режиссеров мы ходили в бассейн «‎Чайка», с кем-то — в баню, с кем-то — в бар до утра. Из таких подружек фестиваля — Сюзанна Мойерс, режиссер фильма «Рейв в Иране»: в программе этого года есть ее новый фильм «Девушки, живущие в сети»

Фильм «‎Девушки, живущие в сети»

О том, что такое Beat Film Festival сегодня

Конкретно в этом году — островок европейской цивилизации в Москве, осколок прошлых надежд, который нам предстоит выплавить во что-то новое. А снаружи — по-прежнему самый большой фестиваль документального кино в России, ставший важной частью культуры, который осенью отправится с программой самых популярных фильмов в 15 российских городов. Наше послание в 2023 — «‎Мы здесь».

Фильм «‎Мода с чистого листа»

А до 18 июня увидеть премьеры европейских и российских документальных фильмов и пересмотреть самые популярные хиты фестиваля можно в Москве.

Читайте также:

Материал обновлен: 14-06-2023