Борьба за свободу и женские права: подборка иранского кино

Автор: Николь Громова

7 сентября в российский прокат вышел триллер Мани Хагиги «Вычитание». К релизу фильма мы собрали подборку современного иранского кино, которая поможет разобраться в иранской культуре.

Современное иранское кино занимает уникальное место в мировом кинематографе: фильмы, как правило, отражают социальные и политические проблемы, с которыми сталкиваются сами иранцы, — общемировой контекст в них редко встречается. Режиссеры кинокартин осмысляют, анализируют и в кадрах обсуждают жизнь в стране, религию, права женщин, борьбу за свободу.

А еще произведения глубоко погружают зрителя в культуру — красоту и богатство архитектуры, музыки, танца, показывают, как устроен иранский мир. Благодаря смыслам и художественной ценности — проработанным сценариям, операторской работе, актерскому исполнению, самобытным сюжетам — многие иранские режиссеры получают признание на международных кинофестивалях и номинируются на престижные награды. Среди этих авторов режиссеры Аббас Киаростами, Асгар Фархади, Джафар Панахи, Мани Хагиги, Самира и Мохсен Махмальбаф, Бахман Гобади, о которых мы рассказываем ниже.

Режиссер Мани Хагиги, Франция, Иран, 2022 (18+)
В ролях: Таране Алидости, Навид Мохаммадзаде и др.

Нуарный триллер в стиле Хичкока, аллегория на тему бытности в современном Иране. Фарзане и ее муж Джалал живут в Тегеране. Их размеренные дни закончатся, когда однажды они случайно встретят на улице своих двойников.

Режиссер фильма — Мани Хагиги, постоянный участник главных международных кинофестивалей и мастер социальной сатиры. Критики отмечают, что актеры продемонстрировали глубокие, психологически проработанные образы. Главные роли исполнили Навид Мохаммадзаде и Таране Алидусти, сыгравшая в фильме «Коммивояжер» — в 2017 году он получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В декабре 2022 года Таране Алидусти была арестована за поддержку женского движения в Иране, но в январе 2023 года освобождена после внесения залога.

Режиссер Асгар Фархади, Иран, Франция, 2016 (18+)
В ролях: Шахаб Хоссейни, Таране Алидости, Бабак Карими и др.

Еще одна семейная драма: Эмад и Рана, семья из двух актеров, вынужденно переезжают в квартиру, которую предоставил им коллега, и спокойной семейной жизни приходит конец. 

«Коммивояжер» установил кассовый рекорд в прокате иранской киноиндустрии.

Возможно, одна из причин тому — отраженные в фильме желания, разочарования и надежды иранского среднего класса. Фильм был поддержан иранскими пользователями социальных сетей, а после его показа и получения двух наград в Каннах некоторые иранские государственные деятели поздравили Фархади. При этом консерваторы заявили, что режиссер рисует мрачный портрет иранского общества.

Фильм Асгара Фархади получил в 2017 году премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». При этом Фархади не поехал в США на вручение премии в знак протеста против введенного Дональдом Трампом запрет на въезд в страну гражданам Ирана и шести других мусульманских стран. Вместо этого Фархади выбрал двух американцев иранского происхождения — ученую Ануше Ансари, первую женщину-туристку из Ирана в космосе, и бывшего ученого NASA Фируза Надери — в качестве представителей на церемонии «Оскар».

Режиссер Сюзанна Регина Мойрес, Швейцария, Иран, 2016 (16+)
В ролях: Ануш Ракизаде, Араш Шадрам и др.

Дипломная работа журналистки и режиссера Сюзанн Майерс о свободных людях, живущих при теократическом режиме. Кропотливый документальный фильм показывает реальную историю двух диджеев и промоутеров Ануше и Араше, которые не представляют свою жизнь без электронной музыки, несмотря на ее запрет в Иране. Ирония фильма в том, что риск и постоянные полицейские рейды вдохновляют героев на бунт, и это настроение передается через камеру и зрителям.

Из-за опасности ареста участников съемок и риска ограничения Майерс въезда в страну все четыре года работы над фильмом проходили в постоянном стрессе: «Рейв в Иране» практически полностью снят на мобильный телефон через отверстие в кармане рубашки.

Режиссер Аббас Киаростами, Иран, Франция, 1997 (16+)
В ролях: Хомаюн Эршади, Абдолрахман Багери, Ахмад Ансари и др.

Драма Аббаса Киаростами получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля-1997 и подарила режиссеру мировое признание. По сюжету господин Бадии путешествует по окрестностями Тегерана, пытаясь найти человека, который сможет похоронить его после самоубийства за денежное вознаграждение. 

Основное действие фильма происходит внутри джипа. При этом Киаростами снимал господина Бадии и его пассажиров по отдельности, из-за чего персонажи не появляются в кадре вместе. «Моя машина — мой лучший друг… Находиться в ней с кем-то рядом очень интимно для меня», — говорил Аббас Киаростами. У фильма не было подробного сценария, как и профессиональных актеров: режиссер часто встречался с ними в своей машине, разговаривая и обсуждая их роли, а их ответы записывал.

Режиссер Джафар Панахи, Иран, США, 2018 (16+)
В ролях: Джафар Панахи, Бехназ Джафари, Маржие Резаэй и др.

Фильм Джафара Панахи, снятый вопреки двадцатилетнему запрету на кинематографическую деятельность для режиссера. На него наложили ограничение, потому что Папахи выступил против в заключения авторов Мохаммада Расулоф и Мустафы Алехахмада, которые требовали наказать чиновников после обрушения крупного здания в Иране. Несмотря на это, Панахи снял фильм, когда демонстрация его фильмов в стране была запрещена. 

Две главные роли в картине сыграли сам Джафар Панахи и актриса Бехназ Джафари. По сюжету героиня получает видео, в котором юная девушка умоляет о помощи: родители запретили ей учиться в Тегеранском театральном университете, из-за чего она собирается совершить самоубийство. Джафар и Бехназ едут в отдаленную деревушку, чтобы отговорить девушку от непоправимого поступка. Основное внимание здесь уделяется женщинам — трем лицам, трем иранским женским «‎архетипам» и окружающему их миру.

Фильмы Панахи, одного из самых известных авторов современного иранского кино, становились лауреатами престижных международных кинонаград, в том числе «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля, «Золотого леопарда» кинофестиваля в Локарно и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

Режиссер Бахман Гобади, Иран, 2000
В ролях: Аюб Ахмади, Роджин Юнеси и др.

Первый полнометражный фильм Бахмана Гобади тоже отмечен кинонаградами. После гибели отца двенадцатилетний Айоуб взваливает на себя содержание трёх сестёр и брата, которому срочно требуется операция. Заработать на жизнь можно только контрабандой, доставкой товаров из Ирана в Ирак. Мины, засады пограничников, горный массив и холод не останавливают людей, пытающихся хоть как-то достать деньги. Чтобы лошади не замерзали на морозе, в воду приходится добавлять алкоголь. 

В этом фильме реальность Ирана показана такой, какая она есть на самом деле, без лишних декораций и наигранных эмоций. Роли во «Времени пьяных лошадей» исполнили не профессиональные актеры, а самые обычные люди. «Люди, которые играли в этом фильме, сами никогда не смотрели кино. У них даже не было телевизоров», — рассказывает режиссер, и это особенная ценность фильма.

Режиссер Аббас Киаростами, Иран, Франция, 1999 
В ролях: Бехзад Дурани, Ногре Асади, Рушан Карам Элми и др.

Название этого фильма Аббаса Киаростами отсылает к стихотворению поэтессы Форуг Фаррохзад. Журналист едет в курдскую деревню под прикрытием местного инженера, чтобы задокументировать ритуалы местных жителей, которые предвидят кончину старой женщины. Ожидание ее смерти затягивается, журналист вынужден остаться и наблюдать за жизнью деревни. Пока журналист ожидает смерть женщины, он знакомится с местными жителями. Однажды он заговорил с девушкой, для которой прочитал строки из стихотворения Фаррохзад. Главная тема фильма (жизнь и смерть) метафорически отображена в этом стихотворении.

В этом фильме режиссер умышленно «забывает» о канонах драматургии, требующих от автора завязки, кульминации и мотивации героев, так как для него самое важное — не нарратив, а наблюдение. Фильм получил высокую оценку критиков — Майкл Аткинсон, писатель и кинокритик, сказал: «Это лучший фильм, который мы увидим в этом [1999 — прим. ред.] году».

Режиссер Форуг Фаррохзад, Иран, 1962
В ролях: Форуг Фаррохзад, Эбрахим Голестан, Оссейн Мансури и др.

Единственный короткометражный документальный фильм поэтессы Форуг Фаррохзад, который она сняла после знакомства с режиссером и литературным деятелем Эбрахимом Голестаном. 

«Дом — черный» рассказывает о жизни в лепрозории. Внешность людей, страдающих от тяжелого недуга, противопоставлена красоте их религиозного чувства. «Почти две недели мы жили. На несколько дней отупляющее, бессмысленное существование уступило место яркой, удивительной жизни, когда она и её помощники превратили нас в героев своего фильма», — вспоминали участники съемок. Свою жизнь они называли «бессмысленным существованием», так как они считались изгоями из-за болезни, отрезанными от мира. После съемок они вспоминали Форуг как человека, который смог показать им — в их жизни тоже есть смысл.

В 1963 году фильм был удостоен главного приза на Международном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене. А По окончании съемок Форуг усыновила ребенка из лепрозория.

Читайте также: