Носители смысла: где брать идеи ювелирному дизайнеру - Seasons

Носители смысла: где брать идеи ювелирному дизайнеру

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

На обложке: картина Hand with Pearls and Lovers’ Eyes, Fatima Ronquillo

Аня Кольцова, ювелирный дизайнер, основательница марки kaloskagathos.xxi и собирательница винтажных украшений (moreismore.ru), рассказывает, с чего начать изучение ювелирного дела — в каких музеях хранятся лучшие коллекции, какие альбомы стоит иметь под рукой и на кого подписаться в Инстаграм.

Аня Кольцова

Аня Кольцова

Украшения — это талисман, скрытый смысл, способ донесения своих идей. Это не про модные тренды и не про статус. Можно носить треники и футболку, в одежде выбирать униформу, но «‎отрываться» на украшениях: прятать в них свои коды и послания. 

По образованию я искусствовед, поэтому изучаю ювелирное искусство ретроспективно: музейные коллекции, блошиные рынки, аккаунты с подборками винтажных украшений. Или слежу за дизайнерами, которые вдохновляются стариной, обращаются к корням.

Блошиные рынки

Ювелирные «‎археологические раскопки» я провожу на блошиных рынках и аукционах — там, среди груды всячины можно внезапно наткнуться на неизвестных, но самобытных авторов. Тут редко встречаются шедевры своей эпохи музейного уровня, зато можно увидеть, что люди того времени носили каждый день.

Музеи

Следующий уровень — музеи. Это может показаться странным, но я, скорее, пойду в отдел декоративно-прикладного искусства, чем живописи или ювелирного дела. Быт людей интересует меня в первую очередь: его детали, узоры, формы, технологии. Так замеченная на старинных китайских нюхательных бутылочках резьба, проходя через сознание, становится кольцом или текстурой подвески.

Эрмитаж. «‎Античный отдел» и «‎Золотая кладовая». Начать советую с отдела камней, но не забывайте, что античность, в первую очередь, про архитектонику объекта, то как гармонично соединяются в нем разные элементы. Обращать внимание можно не только на украшения, вдохновение можно найти и в керамическом горшке.

Фото: Эрмитаж

Британский музей и Музей Виктории и Альберта. За время правления королевы Виктории сменилось около десятка ювелирных течений, поэтому лондонские музеи — раздолье для увлеченных. Часть их коллекций оцифровано: 400 избранных экспонатов из Британского музея у Google arts, их собственная галерея на сайте музея, и почти 15 тысяч из Музея Виктории и Альберта. 

Фото: The British Museum

В археологическом музее в Афинах, ожидаемо, прекрасная коллекция сильно любимых мной античных украшений.

Книги

Музейные и выставочные каталоги имеет смысл покупать или хотя бы просматривать после того, как увидел саму коллекцию, для визуального закрепления. Лучшие у Британского музея и Музея Виктории и Альберта (они делают каталоги с подборками, например, только колец разных эпох), Музея Декоративного искусства в Париже. Один из моих любимейших каталогов, «‎Золото ацтеков», я купила на временной выставке в Музее Гетти.

Старые книги 50-60-70-80-х годов купить можно на блошках, у букинистов или «‎с рук». В доинтернетную эпоху такие издания иллюстрировали вкусы и предпочтения конкретного автора, поэтому в них часто входят работы локальных мастеров, про которых мало кто уже помнит.

Неочевидные книги в жанре «‎исторический портрет», отдельные случайные каталоги декоративно-прикладного искусства разных стран, каталоги по так называемой костюмной бижутерии — роскошных украшений из синтетических материалов и недрагоценных сплавов, имитирующих драгоценности. «‎Костюмной» она называется, потому что украшения были не сами по себе, а частью ансамбля, который чаще всего шился по меркам заказчицы вручную. Из костюмной бижутерии родился дизайн украшений, каким мы его знаем сейчас. Материалы для нее стоили дешевле, чем драгметаллы — появилась возможность экспериментов (тем не менее, есть коллекционная бижутерия, которая стоит несколько тысяч долларов).

Модные сегодня каффы, украшения на ухо, которые можно носить без проколов, появились в конце 50-х годов в Америке.

Мой любимый каталог Warman`s Guide 4th edition, каждую из четырех его частей писал новый автор. На Ebay можно купить недорогие каталоги по костюмной бижутерии, чтобы разобраться в брендах, а потом приступать к более глубокому изучению каждого. 

В России старые альбомы, книги и каталоги можно поискать на букинистическом сайте alib.ru, но нужно точно понимать запрос.

На кого подписаться

Винтаж:

@vincentvintage_bijoux — итальянец с хорошим чувством юмора

@lawrence.and.schmidt — американский проект, специализируется на украшениях эпохи mid century

Ювелирные обзоры

@willsnotebook — колумнист Мексиканского Vogue и NY Times разбирает в основном «‎тяжелый люкс»

@donna.jewelнаходки современной авторской ювелирки от «‎охотницы за ювелирными талантами»

Современные дизайнеры-классики:

@prounisjewelry — украшения из 22 каратного золота созданные вручную по античным мотивам. Больше всего тут люблю сплетенные вручную золотые цепи. Вдохновившись проектом, начала учиться цепевязанию сама.

@jessicaseaton — девушка с перчинкой из Лос-Анджелеса с тягой к ювелирной классике.

Искусный минимализм, переосмысляющий историческую ювелирку и современные церемониальные кольца — два проекта одного дизайнера.

Современные дизайнеры

Ana Khouriуникум с чувством меры, но без ущерба изысканности в мире дорогущих ювелирных изделий, где обычно преобладает классическое «‎дорого-богато».

Marco Panconesi — итальянский дизайнер, в работах которого очень сильно чувствуется влияние винтажной бижутерии 50-60-70-х годов.

Joanne Burke — англичанка, живущая в Риме, где я провела студенчество — ее работы для меня ностальгия по итальянскому нутру.

Anne Manns — немка из индустрии моды, разрабатывающая небольшие но очень продуманные коллекции. 

Zohra Rahman — еще не видела дизайнера, который бы лучше Зоры оформлял в современные украшения свое восточное наследие.

Читайте также: