Мягкая сила: что такое социальный театр

Текст: Мария Крашенниникова-Хайт, Анна Шалунова, Анастасия Бабаева
Фото:
Рамиль Фасхутдинов, из архивов театров

Социальный театр или театр социальных изменений — одно из направлений современного театра, который позволяет услышать голоса, сделать видимыми тех, кто обычно незаметен. Он выводит из слепой зоны людей с особенностями развития, мигрантов, подростков, выгоревших учителей, а спектр тем и проблем, которые он затрагивает, очень широк — от опыта бездомности и пережитого насилия до кризиса среднего возраста или взаимоотношений родителей и детей. В нашей стране проектов социального театра пока мало, но все же они есть. Мы поговорили с режиссерами четырех из них, чтобы показать, сколько под силу сделать творческим и неравнодушным людям.

Проекты социального театра создают пространство совместного проживания человеческих историй, которые меняют и тех, кто их рассказывает, и тех, кто готов их выслушать. Это всегда работа вдолгую, бережная и деликатная, для того, чтобы помочь людям заговорить о наболевшем, найти тот язык, который подходит именно им. Во всем мире социальному театру давно не надо доказывать то, что истории «просто» людей могут быть важнее, чем судьбы книжных героев, что такие спектакли могут быть не только художественным высказыванием, но и терапией, событием, меняющим жизнь и актеров и зрителей. 

Сердце команды «Метод Прокофьева» — это молодая супружеская пара — режиссер Леонид Прокофьев и продюсер Анастасия Галанина, которые два года назад начали работать в Наро-Фоминске по гранту Президентского фонда культурных инициатив. 

Когда-то вся жизнь Наро-Фоминска выстраивалась вокруг Шелкового комбината. Это очень красивое здание из красного кирпича в историческом центре города, которое едва не исчезло из памяти горожан. В начале 2000-х фабрику закрыли и много лет она простояла в запустении за глухим серым забором, перегораживая доступ к набережной реки Нары. Только недавно после продолжительной реконструкции фабрика вернулась городу, превратившись в современное культурное пространство.

Оказалось, что вернуть фабрику городу еще не означало, что она вернется в память людей. Выросло целое поколение, которое привыкло к ее отсутствию. Мы стали работать над тем, чтобы помочь жителям Наро-Фоминска увидеть свой город

Театральную студию открыли на Фабрике, и это неслучайно. Когда-то при ней был один из первых в Подмосковье Народных театров. Стали проводить театральные лаборатории, на которых люди разного возраста делились своими переживаниями и воспоминаниями, связанными с городом. На основе этих историй родилась аудиопрогулка по Наро-Фоминску, ее, кстати, озвучивали сами горожане.

Когда мы только начинали работать, то часто сталкивались с тем, что участники лабораторий говорили: «Да мне не о чем говорить. Я же обычный инженер или учитель». И было очень здорово наблюдать за тем, как у человека менялось восприятие себя, когда он рассказывал со сцены свою историю, и она вызывала в зрителях живой отклик.

За два года жизнь в городе стала другой — благодаря Насте и Лене здесь постоянно происходит что-то интересное — фестивали, спектакли, творческие мастер-классы современных художников и режиссеров, маркеты, лекции, концерты. Удалось устроить перфоманс «Живая библиотека», на котором можно было распросить об истории фабрики ее ветеранов. И главное, возникло неравнодушное и деятельное городское сообщество.

В «РяДом» приходят дети, подростки, родители и учителя, чтобы вместе создавать комьюнити, говорить о том, что важно, и раздвигать границы театра. Кроме постоянно действующих театральных студий, в центре часто запускаются экспериментальные проекты: например, образовательная программа «Школа счастливых педагогов» —  и совместные лаборатории для детей и родителей.

Через театральные практики мы помогаем людям развивать в себе «счастливый иммунитет» — замечать хорошее, уметь брать на себя ответственность, работать в команде. Мы хотим, чтобы театр воспринимался как место, где ты можешь быть услышанным. Здесь можно найти своих. Как говорит Борис Павлович (интервью с режиссером Борисом Павловичем читайте в зимнем номере Seasons of life), нельзя успокаиваться, пока не найдешь всех, пока все не станут своими.

Светлана работает в разных форматах, но один из любимых — жанр форум-театра, который придумал во второй половине XX века бразильский режиссер Аугусто Боаль. В основе форум-театра всегда — конкретная проблема, актуальная и для команды, которая играет спектакль, и для зрителей. 

Например, первый форум Светланы «Error 404» был посвящен девочке, которая хочет поступать в театральный институт против воли родителей («вечная» проблема отцов и детей, приглашающая к диалогу о самоопределении, о взгляде на будущее, о диалоге поколений). А второй, созданный с подростками из детских домов, — отношениям в приемной семье. Команда подробно прорабатывает характеры своих персонажей — героя и того, кто ему противостоит, обстоятельства их жизни, и выстраивает спектакль так, чтобы на глазах у зрителей довести ситуацию до предела, когда выхода, казалось бы, нет — ни один из участников конфликта не готов меняться. И тогда спектакль останавливается и слово передается зрителям. Диалог с залом ведет модератор, или, как его называют в форум-театре, Джокер. Он предлагает обратить внимание на детали, увидеть, в какой момент все зашло в тупик, и предположить, как можно было бы конфликт разрешить. После этого спектакль играют заново, проигрывая те варианты, которые предложили зрители. Каждый человек из зала может остановить действие, чтобы изменить поведение героев и даже попробовать выйти на сцену вместо одного из них. В форум-театре никому не навязывается правильное решение, и от зрительского соучастия зависит, разрешится ли конфликт или разгорится заново. 

Я как Джокер вижу, когда тема попадает в аудиторию. Зрители активно включаются — значит, проблема реальная и важная. Форум-театр помогает рассмотреть ситуацию с разных сторон, ищет пути выхода, дает возможность что-то изменить. И если у меня есть ощущение, что благодаря проекту что-то меняется, — это показатель успеха

Весной 2023 года в Томском ТЮЗе Светлана вместе с командой подростков создала спектакль о буллинге в жанре форум-театра. Он не только стал репертуарным, но и ездит по школам области. В конце ноября 2023 в тюменском театре «Ангажемент» Светлана выпустила ещё один форум — о взаимоотношениях подростка с родителями.

Фонд «Живой город», театральная площадка MOÑ, магистратура «Социальный театр» ГИТИСа. Куратор проекта — Елена Ковальская.

«Видимо-невидимо» — театрально педагогический эксперимент. Каждое лето творческие команды режиссеров-педагогов отправляются в села и деревни Татарстана, чтобы провести с местными подростками десять дней и создать документальный спектакль о себе самих. Этот спектакль ребята сначала играют дома, а потом показывают на профессиональной сцене в Казани. 

Школы для участия в проекте выбираются по итогам открытого опен-кола. Во время работы подростки знакомятся с основами сторителлинга, документальным театром и театром предмета. Дни наполнены творческим поиском: ребята пишут музыку и тексты, рисуют, работают с телом, много играют, и, конечно, создают свой собственный спектакль.

Многое ли можно успеть за десять дней? Да, ведь это погружение в новую жизнь, где твой голос становится важен, а из собственных слов и мыслей вырастает целый спектакль.

Я проводила обсуждения спектакля, который мы сделали с ребятами, и видела, как родители и учителя открывают для себя своих детей, слушая истории про то, что их по-настоящему волнует. Подростки презентуют на сцене себя самих, а не играют далекие от их реальности роли. И это не оставляет равнодушным ни односельчан, ни городских жителей, которые узнают в услышанных историях себя. Конечно, многое из рассказанного в процессе лаборатории осталось за кадром: ребята не были готовы делиться перед зрителями некоторыми историями. И каждый раз решение о том, делать ли публичным своё высказывание, оставалось за участником

Создать пространство для честного и искреннего разговора, где голос каждого участника оказывается слышимым — в этом одна из задач социального театра. Он никого не спасает, не лечит. Но дает порой недоступный в действительности опыт встречи, поддержки, видимости, принятия. А это очень важно, особенно в подростковом возрасте.

Мы очень много проводили времени вместе с ребятами, и до сих пор продолжаем общение. Кто-то из них благодаря проекту нашёл новые интересы, стал лучше понимать себя, открыл в себе скрытые таланты, задумался о своем будущем и получил уйму вдохновения, а кто-то просто классно провел время, что тоже совсем не плохо. Кто знает, как сложится жизнь ребят дальше? В любом случае в проекте «Видимо-невидимо» театр стал для нас поводом для знакомства и взаимодействия. И эта встреча стала ценной и обогащающей для обеих сторон

«Аулак» — это экспериментальная инклюзивная театральная площадка, которой руководит выпускница магистратуры «Социальный театр» (ГИТИС + Инклюзион + Центр им. Мейерхольда)  Эльвира Галеева. «Аулак» был ее дипломной работой, который стал реализоваться практически сразу после окончания учебы при поддержке благотворительного фонда «Татнефть».

Проекту чуть больше года, но его команде удалось сделать очень многое: провести инклюзивный фестиваль «Современный театр», создать постоянно действующие инклюзивные лаборатории, выпустить спектакль «Кара сот», созданный в формате театра горожан, который вошел в лонг-лист «Золотой маски».

Театр горожан — это формат, в котором команда профессионалов создает вместе с жителями города спектакль на основе их личных историй, документальных свидетельств. Любой житель Альметьевска мог подать заявку на участие в проекте. В спектакле осмыслялась роль разных поколений города, а его героями были обычные люди, в которых зрители могли увидеть самих себя. 

Создание такого спектакля предполагает очень бережную работу с непрофессиональными актерами через тренинги, театральные практики. Этот опыт становится очень ресурсным для каждого участника — можно впервые заговорить о наболевшем и почувствовать, что ты не один, увидеть свой город как место силы, найти близких по духу людей. 

«Аулак» — инклюзивная площадка в самом широком смысле.

Для нас инклюзия — это не только про людей с инвалидностью. Мы понимаем инклюзию как опыт взаимодействия совершенно разных людей и стремимся к тому, чтобы каждый мог найти свое место. И кажется, аудитория, которая собирается вокруг нас, это хорошо чувствует и понимает