Текст: Мари Губиева
Фото: Мари Губиева, пресс-материалы
Театр всегда казался мне закрытым клубом утонченных ценителей, где разбрасываются фамилиями режиссеров и художников по костюмам. Где с ходу расскажут, за что, кому и когда давали «Золотую маску». Подступиться к этому сложносочиненному и манящему миру я не решалась долго, в ужасе думая, что у меня на лице написано — «самозванка, не была ни на одном спектакле Бутусова».
Мари Губиева, шеф-редактор Seasons, рассказывает про свой театральный декабрь.
Под конец сложного и большого года мне захотелось чего-то нового и красивого — и я придумала сделать декабрь театральным месяцем. Как это всегда бывает с чем-то незнакомым (и от того страшным), все оказалось гораздо проще — за один вечер я прошерстила сайты московских театров: что где идет и что мне хотелось бы посмотреть. За тридцать дней сходила на девять спектаклей: плакала, смеялась, не спала до трех ночи, читая записи режиссеров и переваривая увиденное. Находила спокойствие в гардеробе и чувство постоянства в буфете (почти ни один поход не обошелся без классического набора: бутерброда с икрой и бокалом просекко — декабрь, одним словом). Пока город укутывали снегопады и вьюги, открывала для себя целый новый мир и важное освободительное знание: чтобы лечить сердце красивым и гениальным, знатоком быть не нужно. Лишь внимательным и открытым, но и это требует большой работы. Забираю этот важный урок с собой в новый год, как и привычку ходить в театр хотя бы пару раз в месяц. Билеты на февраль уже куплены.
Герой спектакля «Беги, Алиса, беги» Максима Диденко говорит: «Бойся, но не бойся идти». Делюсь с вами, что смотрела в прошлом месяце — судить не берусь, только рассуждать и приглашать обсуждать.
«Сон в летнюю ночь» я смаковала постфактум еще добрых несколько недель. Кажется, что режиссер Иван Поповски делает свои спектакли для тех, кто перестал верить в чудеса и абсолютную живительную силу искусства. Силу, которая не требует точеной сосредоточенности или семи пядей, но которая тебя вдруг воскрешает, отогревает после холода на улице и в сердце, делает легким, как перышко.
Как и принято в Мастерской Фоменко, здесь актеры бегают по залу босиком, садятся на места зрителей, а иногда — и вовсе на колени твоего соседа слева. Как и принято у Поповски, чудеса созданы летящими полотнами ткани, прозрачной пленкой и постановкой света, которая может изменить настроение за одно мгновение. Труд, талант, любовь, стиль — сразу заметны, «Алиса в зазеркалье», которую я смотрела летом, искрилась тем же.
Записала Ивана Поповски в разряд любимых сказочников наряду с Хаяо Миядзаки и Орханом Памуком.
Ближайшие спектакли — 18 января, 14 февраля
Спектакль «Поле» поставлен по тексту Чингиза Айтматова, и это вторая причина, почему воскресным вечером я оказалась в театре «Практика». (Первая — желание познакомиться с творчеством Марины Брусникиной). Здесь поле — это небо, а небо — растущие вверх ногами цветы. «Эй, солнце, вот моя жена» — как же сосчитать, сколько любви в этих словах? А сколько боли во фразе — «вдовы мы, мама»? Пять совершенных красавиц в черных платьях говорят, кричат и плачут по очереди — словно передают эстафету. Они все — одно лицо. Это монолог, но ты ни на минуту не задумываешься, что ответишь следом, как бывает во время скучного разговора. Чудес здесь нет, но жизни — много. У меня болит лицо от слез, глаза закрываются, в какой-то момент уже хочется орать и, кажется, не дышу уже с минуту. Худые щиколотки бегают из одного конца сцены в другой, я вижу как брызжут слезы и слюни от пылкости речи. Напомни мне, что такое война. И что за радость — выйти после, а там снег блестит и ти-ши-на.
Ближайшие спектакли — 23 марта
Чем заняться в Москве в нашей подборке.
Три с половиной часа прошли на надрыве. Наверное, по-другому и не может быть, когда главный герой постановки — поэт Сергей Есенин.
Здесь движение не останавливается ни на минуту. Хаотичное (или нет?) движение по сцене, вдруг пролили молоко, а потом уже запрыгнули в автомобиль, а теперь унесли стол и внезапно орут, срывая горло. Вот он, Сергун, живет, любит и страдает — и все это время что-то шуршит, кто-то ворчит, бежит, машет руками, подметает листья. Совсем как в жизни — на фоне маленькой истории поэта в стране случались титанические сдвиги.
Звучат стихи, которые помню со школы. Я повторяю про себя слова, они ожили, теперь у них появился контекст. «Ты, Рассея моя… Рас… сея…Азиатская сторона!» — и босая черноволосая девушка идет по сцене с деревом за плечами. Тащит все на себе.
Ближайшие спектакли — 2, 3, 4 февраля
В этом премьерном спектакле несколько сказочных и даже реальных сюжетов слились в один. Здесь может насторожить простота и открытость в начале, громкая веселая музыка и женские военные мундиры. Но оттого еще большим сюрпризом становятся откровения и смыслы в конце.
Отличий от канонических сказок много — принцесса, например, бегает в коротком красном платье и белых кедах. Ослепительно счастливого конца не случается: голого короля хоть и свергают, но, словно по взмаху волшебной палочки, ничего не меняется. Зло не уходит, а добро не приходит в один момент. «Нам предстоит большая работа. После долгих забота и мучений мы будем счастливыми» — не сказочная сказка, которая очень похожа на правду.
Ближайшие спектакли — 29 февраля, 15 марта
На первый взгляд, это — тот самый театр, что знаешь со школы. Быстрые движения актеров, летящие интонации в голосе, вслед за которыми бубнишь про себя чеховские строки, да удивляешься, откуда помнишь их наизусть.
Сначала кажется, что здесь победил текст. Что именно он диктует здесь свои правила, главный герой. Но вот уже после антракта первенство переходит в руки любимого сказочника Ивана Поповски. Просыпаются тончайшие белые то ли ткани, то ли пленки, окутывающие все место действия. Полноценными игроками становится воздух и свет. Через плотные, наполненные движениями сцены проступает сила почерка – только успевай следить.
С треском разбивается новость о том, что продан вишневый сад. Тяжелым роялем грохнется на пол осознание, что как прежде уже не будет. А ты вдруг понимаешь — это было не противостояние, писатель и режиссер делали одно дело.
Ближайшие спектакли — 21 января, 21 февраля
В МТЮЗе историю про Марию Стюарт рассказывают одновременно на сцене и на большом экране — на него выводят важные моменты, как катится слеза по щеке королевы Елизаветы или напрягаются скулы Мортимера — все, что обычно почти невозможно сделать в театре дальше третьего ряда. Появляется ощущение то ли роад-муви, то ли документалки про какой-то рок-бенд, но говорят и пишут эсэмэски тут стихами Шиллера. Вот королева Елизавета чистит зубы, вот разговаривает с лордом Берли под звуки фена, полоскания горла и песню своего возлюбленного в душе «Я люблю тебя до слез». В следующую секунду она пытается открыть банку соленых помидоров, а все это время Мария Стюарт сидит в тюрьме в глубине сцены, периодически меняя позу. Здесь думаешь о том, как же мы все соскучились по сумасшествию, по возможности гениально подурачиться и послушать песни Modern Talking в исполнении героев 16 века. Ухахатываясь, задавала себе любимый вопрос: может ли гениальное быть без смешного?
Ближайшие спектакли — 3 февраля, 15 марта
В зале на, кажется, мест пятьдесят стирается граница между недостижимым театральным и простым человеческим — сидя в первом ряду, ногами ты уже сам на сцене. В театре «Около» ощущается, будто бы пришел в гости к своим старым друзьям-актерам, а они тебе: «Ну, давай, садись! Как же давно не виделись, сейчас расскажем тебе новые истории». Так мы и смотрели этот спектакль ученицы главного гения места Юрия Погребничко (о котором мы, кстати, писали в прошлогоднем зимнем номере). Здесь феномен одного из самых странных, аутентичных и при этом мало известных театров Москвы. Его я еще пытаюсь прочувствовать, но радуюсь, что случилась первая встреча.
Главный герой спектакля Сирано — очаровательный, грустно-ироничный и даже немного таинственный персонаж. Пишет письма, читает стихи, шутит со сцены, обращается к зрителю, приятельски объясняя: «Очень эмоциональная сцена, не смогли ее поставить». Лечить и согревать сердце — это сюда.
Ближайшие спектакли — 23 января, 7-8 февраля
На сцене театра на Таганке мартовский заяц и кролик с часами вырастают до двух метров, очаровательная синяя гусеница щеголяет в тельняшке, огромные куклы гуляют по сцене, на стенах оживают коллажи, а у героев вместо головы — облака. Одним словом, «Золотая маска» Марии Трегубовой за работу художника по костюмам.
Из спектакля «Беги, Алиса, беги» Максима Диденко уношу с собой важные размышления на близкую мне и сложную тему: кто такой герой, почему он всех спасает и что при этом происходит в его душе. Алиса здесь раскалывается на трех девчонок в красных бархатных платьях, а потом и вовсе встречается с черной Алисой Ночи — даже у такого бравого героя есть темная сторона. С кем сложнее бороться — с самим собой или королевой Червей? Ответы предлагаю искать в словах персонажей: «Мы думали, что ты погибла и сопротивляться злу не нужно. Легко сопротивляться, когда ты — Алиса, и очень сложно, когда ты — кот».
Ближайшие спектакли — 25 января, 7 февраля
Долгожданный, последний и главный спектакль этого месяца. Сгусток боли, красоты, безысходности и любви, чистейшая концентрация любимого романа Толстого «Анна Каренина». Здесь нет того самого «Текста», полного идеальных и выверенных речей. Но присмотревшись, понимаешь — все пропитано и дышит именно им. Просто он не в словах, но во взглядах, маленькой черной шляпке, тонкой талии, виновато-неловких движениях и нескольких искрометных фразах вроде «Здоров ли Сережа?» или «Без поспешности и без отдыха». В быстротечности времени, которое хочется придержать. В повисшем в воздухе вопросе: «И почему все именно так, а не иначе?» — в заключительном монологе, который гремит в ушах еще несколько часов. Его написал специально для спектакля Крымова поэт-концептуалист Лев Рубинштейн, недавно трагически ушедший из жизни. Теперь его тексты будут звучать чуть иначе.
Умыться слезами, исцелиться смехом — и выйти на морозную улицу немного другим, чем был до.
Ближайшие спектакли — 5, 24 февраля