«Золотой глобус-2024»: семь фильмов Йоргоса Лантимоса

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Александра Гирший
Фото обложки: кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Начало недели ознаменовалось вручением кинонаграды «Золотой глобус-2024». Лучшей комедией стал фильм «Бедные-несчастные» режиссера Йоргоса Лантимоса, родоначальника «странной волны» греческого кино. Рассказываем про его путь в современном авторском кинематографе и направляем по нему. В нашей подборке: какие фильмы Лантимоса стоит посмотреть — известные и не очень.

Каждый фильм — это серия самых разных решений, ты экспериментируешь, пробуешь — что работает, а что нет. Я не могу сказать: «Кино я, значит, снимаю следующим образом…». Если бы у меня были правила, я бы не снимал фильмы, я бы писал учебники.

Йоргос Лантимос

Ирландия, Великобритания, США, 2023
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Рами Юссеф, Марк Руффало и др.

Самое точное описание современного авторского кино — метафорично, причудливо, стильно. И все это относится к фильму «Бедные-несчастные»: уже до премьеры, ему присудили все возможные награды и даже мысленно вывели из участия в конкурсах. Ведь его нельзя оценивать, — только смотреть и обдумывать, разбирать на сцены и наслаждаться. 

Главная героиня фильма Белла Бакстер — самый невероятный эксперимент профессора Годвина Бакстера (его Белла сокращенно зовет God). И жестокий: ученый воскрешает беременную утопленницу и пересаживает ей мозг нерожденного ребенка. Фактически создав «Новую женщину», Годвин теряет власть над своим творением: Белла выходит в Викторианский мир, который для нее лишен рамок и барьеров, поскольку он — все и ничто в ее чистом разуме. А если перед тобой нет преград, мир щедр на приключения. Поэтому Белла сбегает и отправляется в путешествие, по пути собирая не только истории, моменты, но и саму себя.

Великобритания, Ирландия, США, 2018
В ролях: Оливия Колман, Рэйчел Вайс, Эмма Стоун, Николас Холт и др.

Фильм, давший карт-бланш Йоргосу Лантимосу на создание самых причудливых и невозможных (на первый взгляд) кинокартин. К «Фаворитке» можно относиться по-разному, однако благодаря именно этому фильму и появились «Бедные-несчастные». 

Здесь историческое костюмное кино становится декорацией для изучения трех женщин, их жизней и взаимоотношений. Нас встречает воющая с французами Англия начала XVIII века и властолюбивая королева Анна Стюарт, болеющая, но взбалмошная — свои переживания ей важнее невзгод в стране. И две другие героини — приближенная к королеве герцогиня Мальборо и служанка Абигейл Хилл. Между ними начинается настоящая борьба за право быть рядом с королевой и влиять на законодательство (или даже претендовать на трон). В сюжете — эксцентричные дворцовые перипетии, перекрикивающие друг друга персонажи и эффектные танцы, а в кадре — панорамирование (эффект головокружительности, скорости камеры), увеличение пространства с помощью широкоугольных линз и вечная двойная экспозиция.

Ирландия, Великобритания, 2017
В ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган, Рэффи Кэссиди и др.

Если предыдущие фильмы не были лишены юмора (пусть даже черного), то «Убийство священного оленя» не так дружелюбно. Это не жестокий удар о действительность, а притчевый заход. 

В центре сюжета классическая счастливая семья: муж — кардиохирург Стивен Мерфи, жена — любящая и верная домохозяйка Анна, и двое милых, спокойных детей. Как полагается любой притче, рано или поздно настает момент, когда жизнь героев переворачивается с ног на голову. Именно это и происходит: Стивен становится лицом к лицу со своим прошлым — встречает Мартина, сына мужчины, который погиб на хирургическом столе доктора Мерфи. С этого момента жизнь обоих меняется: Стивен дарит юноше подарки, терпит его непрошенные визиты в больницу и ничего не говорит своей семье про их встречи. Виной тому компромат в руках Мартина, которым он охотно пользуется, — прошлая жизнь Стивена.

Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, 2015
В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Джессика Барден, Оливия Колман и др.

Так Йоргос Лантимос открывается для мировой аудитории, выпуская фильм на английском языке. В «Лобстере» режиссер экспериментирует с жанром антиутопии: в этом мире строгая система, здесь человек не может жить без пары — ему обязательно нужен возлюбленный. Одиночек (а также вдов и вдовцов) отправляют в специальный отель, в котором они за 45 дней обязаны найти себе пару, иначе этого человека превращают в любое животное (некая альтернатива смерти). В какое именно животное? Выбор за самим человеком. Например, Дэвид, главный герой, выбирает себе лобстера только потому, что они долго живут.

Греция, 2009
В ролях: Кристос Стергиоглоу, Мишель Вэлли, Аггелики Папоулья, Христос Пассалис и др.

Мы — то, чем окружены. Воспринимаем мир так, как нам его показало окружение, будь то родители, друзья, детский сад или школа. А если ребенку сказать, что самолеты, пролетающие в небе, игрушечные, а самый страшный зверь — это кошка? Он будет в это непременно верить. 

В фильме «Клык» трех детей из состоятельной греческой семьи воспитывают в изоляции. Родители придумали для них собственную вселенную, состоящую из дома, зеленой лужайки и бассейна. Покинуть карманный мир дети смогут только после того, как у них выпадут коренные зубы-клыки. А когда на месте них вырастут новые, крепкие, тогда им разрешат водить машину. Пока что единственный, кто выходит в «тот» мир, — отец семейства, а единственная, кто приходит из него, — женщина по имени Кристина, работающая с отцом.

Германия, США, Великобритания, 2019
В ролях: Мэтт Диллон, Дафна Патакия, Сьюзэн Эль, Сара Ли и др.

Главный герой виолончелист встречает в метро незнакомку, которая с момента встречи начинает полностью повторять его путь — маршрут от работы до дома, покупку цветов и даже сказанные людям слова. В какой-то момент мужчина понимает, что смотрит на свою жизнь со стороны, не участвуя в ней.

Греция, 2005
В ролях: Эвангелия Ранду, Арис Серветалис, Костас Ксикоминос, Гектор Калоудис и др.

Греческая зима, пустынный курортный городок, рутинная жизнь провинциального фотографа — то, чем встречает нас «Кинетта», первый полный метр в карьере Лантимоса. Снят он экспериментально, на ручную камеру, с использованием личной одежды актеров.

Действие начинается по канонам привычного детектива: полицейский в гражданской форме расследует серию недавних убийств в районе. К нему присоединяется отельная горничная и одинокий фотограф. Вместе они начинают искать ответы на сложные (и не очень) загадки, но собственным необычным методом.

Читайте также:

Материал обновлен: 11-01-2024