Текст: Соня Добрынина, Евдокия Мельник
Фото: пресс-материалы Manner & Matter
Марина Весна и Кристина Краснянская, создательницы первого маркетплейса российского предметного дизайна Manner & Matter, рассказывают, как развивается рынок предметного дизайна, каким трендам следует следовать и почему покупать мебель онлайн удобно и выгодно.
Марина Весна
Креативный директор и соосновательница Manner & Matter
Кристина Краснянская
Соосновательница Manner & Matter
Как рождался Manner & Matter?
Идея открыть онлайн-площадку появилась до пандемии. На рынке тогда многие интересные предметные дизайнеры и студии были разбросаны по социальным сетям, сайтам-визиткам, выставкам ДПИ, часто покупатели узнавали о них по сарафанному радио. В это же время в Америке уже привлекал миллионные инвестиции проект 1stdibs, показывая небывалый рост. Мы захотели создать такой же инструмент для российского рынка. И это сработало.
При создании Manner & Matter нас вдохновляла не только площадка 1stdibs, но и итальянский магазин Artemest. У ребят классная подборка винтажных и современных предметов для интерьера, а еще скульптуры, фотографии, картины — все, что оживляет помещение.
В чем преимущества покупки мебели по интернету?
Первое — мир давно ускорился, самым дорогим стало время и информация. Формат маркетплейсов экономит время и дает самую исчерпывающую информацию о всех предложениях на рынке. Второе — цена на маркетплейсах всегда ниже, чем в оффлайне. Третья — беспрецедентный выбор, который не даст ни один оффлайн-магазин.
Как бы амбициозно не прозвучало: недостатков у онлайн-торговли нет. Мир давно признал и полюбил фешен-маркеты, теперь они — неотъемлемая часть жизни. И мы говорим про одежду, которая может не подойти по крою, посадке. Что рассказывать про мебель и декор, где таких проблем нет. Любой предмет продается с четкими данными про размер и форму. К тому же мы начали работать над AR-сервисом: скоро покупатели смогут при помощи телефона подставлять мебель, где угодно.
Почему маркетплейсы нужны и важны?
Маркетплейсы не только удобный ресурс для покупателей. Самые большие российские и зарубежные онлайн-площадок с каждым годом все больше регулируют рынок. Продавцы из-за внутренней конкуренции не задирают цены, пристально следят за качеством, улучшают сервис. А за счет доступа к данным о покупках, потребностях клиентов, вкусах и трендах совершенствуется работа над концепцией, визуалом работ, их новизной. Создание и функционирование крупных платформ для рынка важнейший (если не формирующий) инструмент.
Есть ли у онлайн-площадок (и у Manner & Matter) оффлайн-точки?
По запросу в нашем офисе можно посмотреть примеры материалов, тканей, шпона. Услуга примерки также есть, если предмет в наличии. Формат маркетплейса не предполагает оффлайн-торговли, но у нас часто открываются pop-up пространства, выставки и прочие активности. Только недавно закончили работу в pop-up шоуруме в коллаборации с журналом «Интерьер+Дизайн», одного из главных среди медиа о дизайне интерьера, а после начали готовится к Неделе дизайна, которая прошла с 14 марта по 28 апреля.
Какие подводные камни есть в работе маркетплейса предметного дизайна?
Самое захватывающее для нас — смотреть, как формируется рынок. Разбросанные странички в социальных сетях стали большим оформленным маркетом с тысячами качественных работ, клиентским сервисом, технологической базой. Когда из ничего рождается что-то, а ты в этом первый — это вдохновляет.
Из интересных и одновременно сложного — работа с людьми. Бывает разное: мы и делали на заказ лежанку для кота, и курировали роспись потолка особняка, и даже придумывали от имени клиентов (по их просьбе) поздравления с днем рождения и признания в любви при отправке подарка. Все это неожиданно, временами трудно, но всегда захватывающе.
Как обстоят дела с рынком предметного дизайна? Как сейчас развивается сотрудничество с зарубежными платформами?
Конечно, спрос на мебель вырос, и факторы на поверхности: пустые ниши, мода на локальное, выгодная цена и короткие сроки изготовления и поставки. Есть и менее очевидные причины. Например, ушедшие крупные бренды освободили не только ниши, но и рекламные места. Сейчас реклама местных марок доминирует и формирует их визуальный стиль, узнаваемость. Все это влияет на продажи, насмотренность как дизайнеров, так и клиентов.
На сегодняшний день зарубежный рынок скорее закрыт, но на этом этапе это даже хорошо. Ведь у нас на внутреннем рынке спрос кратно превышает предложение. Если по цифрам: на 2023 год объем рынка по Москве оценивали на 105 млрд руб, а фактический оборот (только онлайн-торговли в категории «мебель и товары для дома») превысил 250 млрд. Пока мы с трудом закрываем потребности внутреннего рынка, в дальнейшем, по мере роста, уверены, что российский дизайн сможет достойно конкурировать на лучших рынках.
Тренды предметного дизайна
Синергия с историей
Обращение к истокам — общемировой тренд. Ремесленники интегрируют локальный культурный код в свои работы, используют узнаваемые образы и идеи из искусства, литературы, архитектуры.
Вектор на искусство
Искусство и индивидуальный вкус как никогда стали центром интерьера. Формы, за которыми стоят идеи близкие их владельцу, становятся отправной точкой, вокруг них строится интерьер. И это не только про картины или керамику, но и про всевозможные барельефы, панно, скульптуры, росписи поверхностей и даже мебель, которая с развитием коллекционного дизайна также научилась передавать смыслы наравне с артом.
Медленный дизайн
Быстрое потребление сменяется на вдумчивую организацию своей жизни. Клиенты уже не гонятся за короткими трендами (из-за чего их сейчас практически и нет), а ищут характерные «свои» предметы, которые прослужат им долгие годы. На это влияет и экологическая повестка, и отношение к потреблению.
Тренд на отсутствие трендов
Завершим список любимой идеей — отсутствие трендов в интерьере. Назвать сейчас преобладающий модный стиль невозможно. Потому что, наверное, впервые в центре дизайна стоит не стиль, а человек. Ремесленные предметы отличаются по фактуре, цвету, покрытию. И все вместе это образует красивые, фактурные помещения, не подогнанные под один стиль, а рассказывающие историю человека, который в нем живет.
Что мы можем ждать в будущем от рынка предметного дизайна?
Сейчас турбулентное время, давать точные прогнозы — смело. Думаем, у потребителей интерес к российскому будет только развиваться. А создатели продолжат осваивать новые технологии, рынки, налаживать поставки материалов, с дефицитом которых столкнулись многие бренды. Сегодня все чаще появляются имена с продуманной концепцией, миссией, визуальным кодом. А в допандемийные времена. когда мы только начинали работать над платформой, производства просто «делали мебель».
Дистрибьюторам сейчас, как никогда, определить рамки, оформить растущий рынок — не представлять реплики, создавать внутреннюю конкуренцию для удержания цен, совершенствовать технологии маркетов для удобства клиентам, оттачивать сервисы, создавать профессиональное комьюнити.
Какие у вас любимые бренды мебели?
Когда только зарождалась идея платформы, я (Марина Весна — прим. ред.) дала себе обещание не выбирать любимчиков, хотя соблазн велик. Каждый бренд на Manner & Matter по своему особенный, иначе их бы там не было.
На что стоит обратить внимание каждому в сфере предметного дизайна?
На «свойкость», как с людьми — откликается предмет или нет. Только внутренний щелчок, ощущение, что именно это надо купить. Вам жить с покупкой, не глянцевым журналам, не sale-менеджерам, не блоггерам, так что слушать стоит ощущения. Я (Марина Весна — прим. ред.) руководствуюсь правилом — первая мысль всегда верная. Откликнулось — покупаю. Не выбираю долго, не рефлексирую. Ну и конечно на качество, в нем не должно быть и тени сомнения.
А какие предметы никогда бы не оказались у вас дома?
Шумные. Не люблю визуальный шум. Я (Марина Весна — прим. ред.) вывела для себя определение «вещь в себе» — целостная и визуально, и концептуально. Выверенная. Долговечная. Редко цветная. Терпеть не могу менять предметы в доме, не люблю заставленные пространства. Поэтому выбираю «свое» и надолго.
Как избежать визуального шума: «Less is more: правила интерьера в стиле минимализм».