Движение на свет: квартира для четверых в доме 50-х годов

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Юлия Григорьян
Фото: Евгений Кулибаба

Светлана Озерова дизайнер интерьеров, преподаватель школы дизайна «Детали», участник списка топ-100 дизайнеров и архитекторов России по версии журнала AD рассказывает о своей квартире в «маленковке»: какие планировочные приемы дают ощущение устойчивости и спокойствия, как составить дизайн-проект с небольшим бюджетом и на что обратить внимание при ремонте квартиры для большой семьи с детьми.

Время и место

В эту квартиру мы с семьей переехали пару лет назад. Когда старшему сыну пришла пора идти в первый класс, мы с мужем отметили на карте Москвы лучшие школы. Больше всего отметок оказалось на юго-западе города, здесь и стали искать наш новый дом. Мне была важна малоэтажность застройки вокруг, чтобы дома не закрывали небо, хотелось много зелени и мало машин. В итоге наш дом — типичная «маленковка»: уже не парадная «сталинка», но еще не «хрущевка», пятиэтажный и небольшой. Почти все соседи знакомы друг с другом, а часть из них живет здесь с момента постройки дома в 50-х годах прошлого века.

В те времена проектировщики много внимания уделяли озеленению дворов — чтобы листва была разной по цвету и форме, деревья и кустарники — разной высоты, и время цветения тоже чтобы было разным. Это должно были скрасить скудость декоративных элементов на фасадах домов. В итоге в нашем дворе нет машин, весной цветут старые яблони, дикая груша, вишня, черемуха, огромные каштаны. Летом зацветают липы и жасмин. Осенью все усыпано ярко-желтыми листьями кленов и берез. Кажется, что это не Москва. А, может, это и есть настоящая Москва.

Проектирование

Квартиру мы искали четырех- либо трехкомнатную, но тогда с одним «лишним» окном, чтобы можно было сделать законную перепланировку и у каждого было свое пространство — у обоих детей и у нас с мужем. В итоге трехметровые потолки, толстые кирпичные «тектоничные» стены, большие деревянные окна хороших пропорций — все, что дает традиционная архитектура — стали для меня отправной точкой при проектировании квартиры и задали настроение интерьера. Деревья за окном определила цветовое решение — теплые оттенки с зеленоватыми сложными полутонами.

На площади 75 кв. м. мне удалось разместить гостиную-столовую, спальню, две детских, гардеробную, кухню, прихожую и два санузла с учетом ограничений по несущим стенам, ригелям (выступающим балкам под потолком) и кухне с газовой плитой, периметр которой нельзя нарушать.

Нам удалось применить один из самых важных, на мой взгляд, планировочных приемов — «движение на свет», когда при входе в квартиру мы оказываемся напротив окон и движемся к ним.

Я уверена: если план красивый, пропорциональный на бумаге, пространство будет приятным и в объеме. Никаким декором изъяны формы помещения, пропорций, соотношение объемов пространств не скорректируешь. Напротив, хорошая внутренняя архитектура приятно ощущается и без особого наполнения. Например, все помещения в нашей квартире правильной формы и симметричны — это успокаивает и дает ощущение устойчивости, традиционности.

Гостиная-столовая стала своеобразным центром движения в квартире, что ей и полагается по статусу. Почти все двери в квартире ведут сюда, и именно здесь мы проводим большую часть времени вместе. Кухня находится в отдельном помещении, небольшом, где все под рукой. Здесь мы можем позавтракать в будни, «на бегу». Наиболее удаленная от «центра» квартиры комната — наша спальня. Помимо места для сна, здесь удалось разместить компактное рабочее место в нише, которую можно закрыть шторами из тонкой шерсти.

Декор, искусство и винтаж

К сожалению, никаких «родных», исторических элементов в квартире не осталось — окна, паркет и двери были заменены в предыдущие ремонты, до нас. Пришлось создавать все заново, отдав должное первоначальной задумке архитекторов дома. Поставили деревянные окна со сложным штапиком, с оригинальной по форме расстекловкой. На пол в гостиной положили дубовый массивный паркет «ёлочкой», в комнатах — массивную дубовую доску. Традиционный ордер стены во всех помещениях подчеркнули деликатной гипсовой лепниной — молдингами на стенах — и розетками для светильников, для гостиной сделав их чуть более сложными, чем в других комнатах.

Большую часть мебели для квартиры я спроектировала сама — шкафы, кухонную мебель, диван, все кровати, прикроватные тумбы, письменный стол, стеллажи. Недавно осознала, что очень люблю этот процесс материализации идеи — гораздо более быстрый, чем воплощение дизайн-проекта. Особенно важно было спроектировать двери: двупольные белые парадные с фацетным стеклом — в гостиной, глухие белые — в комнатах. Двери в цвет стен, с небольшими «окошками» в верхней части полотна ведут в санузлы и дают проникнуть в них естественному свету. Изготовили их столяры из Белгорода. Все двери покрашены кистью, вручную, как это было принято во времена постройки дома.

Я точно знаю, что индивидуально спроектированные двери сразу задают стилистику квартиры, а сделанные на заказ встроенные шкафы позволяют использовать пространство для хранения с умом, не загромождая его.

Обычно немалую статью в бюджете ремонта составляет интерьерный текстиль, в первую очередь шторы — вот здесь я люблю экспериментировать. На одном из прошлых проектов с серьезным ограничением в бюджете мы для штор использовали костюмную шерсть, а для своей квартиры я выбрала достаточно плотный костюмный лен и осталась довольна результатом.

Почти все светильники, стулья, картотека, кресло, фортепиано, значительная часть посуды — винтажные, из Европы и советские. Часть предметов я нашла на Etsy, часть — у коллекционеров в Москве и Санкт-Петербурге, а два из них — с особенной историей.

Однажды моя подруга и коллега спасла со свалки Российской государственной библиотеки им. Ленина несколько дубовых картотечных шкафов. Тогда еще мне некуда было приютить один из них, и шкафчик дожидался своего часа в квартире подруги. Мы его бережно отреставрировали, покрыли маслом и сделали дно в ящиках. В них оказалось очень удобно хранить домашнюю аптечку, специи и разные детские безделушки.

Я родилась и выросла в Твери, и одним из моих любимых мест там был Речной вокзал, примечательный элегантной постконструктивистской архитектурой 30-х годов XX века. Здесь, в ресторане на верхнем этаже мои родители отмечали свадьбу, в детстве мы ходили встречать на набережную баржи с арбузами, а в юности это было моим любимым местом для прогулок. Несколько лет назад Речной вокзал был разрушен, и, как потом оказалось, некоторые предметы разошлись по барахолкам — так у меня появились изящные каплевидные светильники. И вот теперь частичка этого места у меня дома, в прихожей.

Люстра в гостиной — первый винтажный предмет, который у меня появился, когда я начала заниматься дизайном. Она ездила с места на место и тоже ждала своего часа. Теперь младшая дочка явно предпочитает стеклянные шарики этого светильника авторства Gaetano Sciolari своим мобилям.

В этой квартире у нас наконец появился круглый стол — любимое место сбора всей семьи за ужином и настольными играми. Люблю стелить разные скатерти: у меня есть «зимние», более плотных, насыщенных цветов, и летние — светлые, с ришелье. И ставить разные цветы — сезонные и под настроение.

Не представляю свой дом без предметов искусства. У нас много живописи и графики русских современных художников — Ильи Овсянникова, Аси Феоктистовой, Екатерины Рожковой, Виталия Мартынова. Часть картин мы покупали через «Шар и Крест» во время пандемии, и это тоже памятно.

Остальной декор и наполнение — базовые предметы IKEA, La Redoute, эргономичные финские стулья Isku, ковры и стекло из Скандинавии — вот, пожалуй, и все.

Пять советов, как сделать пространство комфортным для детей

1. Дети — это активность, энергия, веселье, любовь, а квартира — только фон для этого. Соответственно, и с оформлением квартиры стоит поступать как с фоном — не перегружать предметами, цветами и орнаментами. Детские игрушки, рисунки, а потом и постеры и так заполнят его, зададут свой ритм.

2. Цвета стен как для детских комнат, так и для квартиры в целом выбирайте нейтральные из тех же соображений. Оптимально использовать один сдержанный светлый оттенок стен. Если хочется усложнить восприятие и добавить объема, используйте разные тона одного и того же цвета (темнее — для небольших помещений без естественного света, светлее — для больших и парадных).

3. Из предметов мебели и декора пусть будет только самое необходимое — оставляем свободное пространство как место для игр и общения. К тому же, чем меньше предметов, тем безопаснее для малышей, да и делать уборку проще.

4. Если дети еще маленькие, предусмотрите грядущие перемены в пространстве, особенно при планировании розеток и освещения. Стеллажи Монтессори, треугольники Пиклера для малышей, мебель для творчества тоддлеров постепенно будут заменяться на столы для школьных занятий, пуфы для посиделок с друзьями и места для хранения кучи подростковых штучек.

5. При выборе предметов, текстиля и цветов для квартиры есть смысл руководствоваться принципом натуральности — материалов, фактур, оттенков: дубовый паркет, стены цвета известняка, гальки или листвы в тени, шторы изо льна или шерсти, хлопковые покрывала и живые цветы. Природная красота уже сделает полработы и приобщит к прекрасному с детства.

Читайте также:

Материал обновлен: 19-07-2023