Текст: Аня Устенко
На обложке: Катя Белявская. «Индустриальная идентичность Урала»
Этим летом на территории одного из старейших предприятий Пермского края — Чусовского завода ОМК — открылся индустриальный стрит-арт парк. Интересно, как в таком бытовом месте, где, казалось бы, нет места для творчества, рождается что-то новое, необычное, интригующее.
Идея о создании парка с муралами в Чусовом возникла не просто так. Группа ОМК, которой и принадлежит завод, открыла первый индустриальный стрит-арт-парк в России больше пяти лет назад. Он появился на заводе компании в Выксе Нижегородской области благодаря фестивалю современной городской культуры. И да, парк находится на действующем промышленном предприятии.
Все работы на Чусовом — не просто «украшение» пространства, а настоящее искусство. Организаторы изначально планировали приглашать лучших современных художников, близких индустриальной тематике. Они работают с местной идентичностью, изучают историю предприятия, чем оно «живет» и отражают исследования в произведениях. В Выксе успели поработать Эрик Булатов, Миша Most, Владимир Абих, Артем Стефанов и Алексей Лука. Увидеть их работы может любой желающий, посетив завод с экскурсией. На предприятии развивают промышленный туризм и муралы выделили в отдельный турмаршрут. Теперь уникальный опыт Выксы распространили и на промышленный город Чусовой. Оба проекта курирует искусствовед Ольга Погасова.
«Преемственность и изменения» Ольга Никич.
Сквозной мотив рисунка — река расплавленного металла, которая постепенно превращается в полосы проката. С самого основания завод находился в процессе непрерывного обновления, и образ железной реки выражает эту динамику.
Сам завод Чусовой был основан князем Голицыным в 1879 году совместно с предпринимателем Шарлем Барруеном и инженером Николя де Ришмоном. Именно французский след в проекте завода вдохновил художников обратиться к эстетике ар-нуво. Центральными темами стали современные технологии в развитии, а главное — люди и их труд. «При создании муралов хотелось, чтобы каждое произведение было началом разговора о той или иной грани завода и Пермского региона», — говорит Ольга Погасова, куратор проекта в Чусовом.
«Первоначально промышленная архитектура была лишена декоративного оформления, ведь она создавалась с учетом функциональности для машин, а сотрудникам уделялось меньшее внимание», — рассказывает Ольга. Время меняется, крупные производственные компании обращают взор в сторону человека, запускают проекты, способные вдохнуть жизнь в серые стены, привлечь туристов и местных жителей. Так развеивается миф, что промышленный моногород не может развиваться, как культурный и туристический центр.
«Индустриальная идентичность Урала» Катя Белявская.
Роспись проявляет связь чусовского завода ОМК с индустриальными традициями Пермского края, где металл выплавляли еще в Бронзовом веке. Образ Камы соединяет разновременные силуэты зданий и ключевые машины для металлургии. Сквозной мотив — образ тюльпана: именно во время весеннего половодья, когда уровень воды в реках максимально поднимался, нагруженные металлом баржи отправлялись в путь.
Я вижу муралы при въезде в город, они плавно переходят на стены главного корпуса чусовского завода. Когда проезжала его впервые, представляла, как здание будет выглядеть зимой, когда улица полностью лишится красок. Наверняка, здесь больше никогда не будет серо: на стенах круглый год светятся тюльпаны.
Меня всегда привлекал стрит-арт, но в менее масштабных проявлениях: в каждом городе, где я бываю, стараюсь рассматривать авторские метки на стенах, вчитываться в надписи. Формирую своеобразный путеводитель, где каждое место рассказывает о себе без штампов экскурсоводов и заезженных локаций. В Перми было особенно интересно, почему авторы выбрали именно индустриальное поле для творчества и связывает ли их что-то личное с промышленным производством?
«Дух инноваций» Наташа Стручкова.
Работа посвящена новым технологиям в металлургическом производстве. Они прорастают, расцветают и дают плоды (подобно весенним цветам), а роботизированные руки на производстве позволяют сотрудникам не выполнять опасные для здоровья задачи. Многие процессы уже автоматизированы и требуют от человека только контроля. Роспись создал искусственный интеллект, объединив образы роботов завода и мир растений.
Как рассказывает Ольга Погасова, работа человека со стихией каждый раз захватывает у нее дух, а масштабы производства до сих пор, после долгой работы на территории предприятия, вызывают мурашки. Завод стал для художников гигантским холстом, где можно было творить бесконечно, а территория предприятия — белым кубом, концепцией, когда объекты искусства выставляются в белом пространстве, чтобы избежать какого-либо взаимодействия между архитектурой и произведением.
«Мне нравятся заводские территории за счет их монохромности. Это чистое аскетичное пространство, в котором первоначально нет других визуальных образов. Территория завода — это практически белый, серый куб, нечто отграниченное от внешних раздражителей. Именно поэтому на территории завода подобные проекты смотрятся классно», — говорит куратор.
Во время экскурсии по одному из цехов чусовского завода, мы спрашиваем у технического специалиста Владимира, нравятся ли лично ему новые муралы, ведь рабочие — основная аудитория проекта. Он смеется и рассказывает, что рад преображению завода, хотя сам далек от «всего этого». А вот его дочь собирается поступать в художественный институт и уже выиграла в конкурсе детских работ, организованном для создания одного из муралов, который вскоре украсит территорию индустриального парка. Кстати, все муралы планируют включить в новый экскурсионный маршрут чусовского завода, который проводит промышленные экскурсии для туристов. Тут гостям покажут сплав технологий и яркое современное искусство.