Незнакомцы венецианской биеннале

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

В этом году на самую известную венецианскую встречу искусства попала основательница и вдохновительница проекта «Follow Art!» Анна Азарнова — коллекционер, в прошлом галеристка, активная арт-путешественница и насмотренный зритель. Анна поделилась с нами впечатлениями от первых дней открытия экспозиции. Рассказываем, о чем тема «чужестранцы» и на что конкретно стоит обратить внимание (даже через экран).

В дни открытия биеннале сама Венеция выглядит наилучшим подтверждением нынешней темы кураторского проекта «Foreigners Everywhere» — чужестранцы повсюду. Настолько, что даже удивительно, почему это название возникло лишь к 60-му ее выпуску. Ведь действительно, как говорит в кураторском обращении Адриано Педроса, они-мы везде. Правда, потом оказывается, что перемещающиеся по Венеции, Европе и миру люди (по своей воле или вынуждено) — это важный, но лишь поверхностный смысл выбранной темы. 

 Да, главное внимание кураторского проекта отдано художникам — иностранцам, иммигрантам, эмигрантам, представителям диаспоры, изгнанникам или беженцам, особенно тем, кто перемещается или перемещался между глобальным Югом и глобальным Севером. Но не только. Погружаясь в значение и этимологию слова «иностранец» в итальянском и других языках романской группы, Адриано Педроса отмечает его связь со словом «незнакомец», а также «другой», «странный». Таким образом на выставке оказываются художники-аутсайдеры, самоучки, а также художники из числа коренных народов, к которым на их собственной земле зачастую относятся как к иностранцам.

Работа художников-этников встречает нас с первых шагов в Джардини. Вместо белоснежного фасада основного павильона посетители видят восхитительную, витальную, яркую фреску, заполнившую каждый сантиметр поверхности здания. Она выполнена бразильским арт-коллективом Mahku из коренных племен, живущих на границе Бразилии и Перу. От нее невозможно оторвать глаз. Совсем другое, но не менее монументальное произведение — в первом зале в Арсенале. Работа под названием Tapakau представляет собой плетеный шатер, покрывающий все пространство зала, красиво играет со светом и тенями, и тоже исполнена представителями коренного народа маори в Новой Зеландии — Mataaho Kollective. 

Обе площадки открывают также неоновые надписи на английском и итальянском языках — Foreigners Everywhere. Самое время рассказать, где куратор Антонио Педроза позаимствовал название для своего проекта. Неоновые надписи — серия работ, создаваемых с 2004 года художественным коллективом Claire Fontaine, возникшим в Париже и базирующимся в Палермо. Их работы представляют собой неоновые скульптуры разных цветов с надписью «Foreigners Everywhere» на самых разных языках. Само выражение, в свою очередь, было взято из названия одноименного туринского коллектива, который боролся с расизмом и ксенофобией в Италии в начале 2000-х годов. На настоящий момент серия состоит из надписей на 53 языках, как известных, так и редких, в том числе вымирающих. Все скульптуры очень эффектно выставлены в виде масштабной инсталляции в Арсенале напротив итальянского павильона. 

Для общего понимания (прежде чем перейти к упоминанию отдельных лично мне понравившихся работ) стоит сказать, что весь кураторский проект условно разделен на две части — Nucleo Storico и Nucleo Contemporaneo. Историческая часть (или ядро, как предлагает называть это куратор) включает произведения с 1905 по 1990 годы и отдает дань художникам, работавшим в традициях модернизма ХХ века. Давая пространство таким авторам, Адриано Педроза словно принимает эстафету у Чечилии Алемани, куратора предыдущей, 59 биеннале, которая восстанавливала справедливость по отношению к женщинам. Алемани представила в проекте «Молоко сновидений» упущенные из истории искусства многочисленные женские имена. 

В исторической части наиболее интересным показался раздел абстрактных работ, расположенный в одном из первых залов в Джардини. Они сильно отличаются от привычной европейской абстракции более органическими, живыми линиями и очень яркими цветами. Здесь же швейцарская художница-аутсайдер Алоис, прожившая почти всю свою жизнь в психиатрической больнице, где она создавала невероятные, полные романтической страсти произведения на бумаге впечатляющих размеров. Позднее, через ее лечащего врача, работы попали в коллекцию Жана Дюбюффе и ими восхищался Андре Бретон и другие известные модернисты и сюрреалисты.

В студии Seasons сейчас также проходит выставка современной художницы Маши Пряничниковой «В себе». Приходите к нам в гости: «Выставка Маши Пряничниковой «В себе».

Признаться, старого искусства и уже ушедших художников на мой вкус многовато, особенно в Джардини. В какой-то момент возникает ощущение, что это не биеннале современного искусства, призванное отражать настоящее и предлагать идеи на будущее, а довольно пыльный музей. Тем не менее, перечислю некоторых  художников, кто зацепил и запомнился. Все они относятся к «ядру современности». Видео-инсталляция живущей в Лондоне итальянки Алеcсандры Феррини «Каддафи в Риме: анатомия дружбы» — результат ее историографических и архивных исследований остроумно показывает противоречивость и даже лживость отношений политиков и государств в современном мире.

Серия нежных, почти прозрачных картин Эвелин Таочэн Ван, китаянки, живущей в Роттердаме, называется «Do Not Agree with Agnes Martin All the Time». В этих живописных произведениях зашифрован диалог художницы с другой мигранткой, американкой канадского происхождения, упомянутой в названии Агнес Мартин, чьи работы восхищают Эвелин Таочэн Ван. Тонкие, почти монохромные цвета представляют здесь особенную ценность, ведь сама выставка переполнена яркостью и богатством фактуры.

Возможно, по этой же причине моей минималистичной душе пришлись по нраву работы австралийской художницы Naminapu Maymuru-White, принадлежащей живущему на севере страны коренному племени и достаточно известной у себя на родине. Ее выполненные на древесной коре картины передают идею Милниявуи — объединение реки Милниявуи, текущей и извивающейся как змея через землю Мангалили, и небесного Млечного Пути. Изображения столь динамичны, что река и звезды словно вращаются по поверхности, создавая захватывающий вид ночного неба. Изображения нанесены белой охрой (священной на земле Мангалили), с помощью традиционной тонкой кисти, сделанной из человеческих волос, и деревянной шпажки. Они очень тонки и изящны и вызывают уверенность, что перед тобой вся энциклопедия Вселенной. Не исключаю, что пульсации и энергии работам Маймуру-Уайт придало присуствие на открытии ее внука Били, устроившего перформанс с участием традиционного музыкального инструмента.

Ещё одна видеоинсталляция, на этот раз восьмиканальная, под названием Mapping Jorney создана Бушрой Халили, художницей французско-марокканского происхождения. Она строит свои художественные практики на взаимодействии с беженцами и людьми без гражданства. Суть практик во включенности и длительном слушании своих собеседников, в позволении им сполна поведать свои невеселые истории. Результат — восемь видео, на которых зритель видит снятую одним кадром руку героя, рисующую путь по карте Средиземноморья, путь всегда мучительный, занявший несколько лет и почти никогда не приведший к какому-то конкретному результату. Смотреть очень тяжело, но это одна из сильнейших работ.

К сожалению, вынуждена признать, что кураторский проект скорее разочаровал, чем впечатлил. Он словно продолжает начатые в прошлые годы темы: художники- аутсайдеры были в избытке представлены в проекте 2013 года; текстиль и искусство коренных народов словно переехали из выставки «Молоко сновидений» 2022 года. И никакого послания о настоящем и будущем. Во всяком случае мне не удалось его отыскать. И возникла сильная ностальгия по просто хорошему современному искусству, без происхождения, места жительства, гендера, сексуальности и любых других признаков его автора, кроме выраженного в произведении таланта. Мечтаю, чтобы в следующий раз на этикетках к работам не было бы ничего, кроме имени художника.

Читайте также:

Материал обновлен: 23-04-2024