Побег от реальности: как постимпрессионисты превратили ферму в арт-пространство

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Ксения Тычкина
Фото: пресс-материалы

В начале XX века в Сассексе, одном из самых тихих графств на юго-востоке Англии, поселились художники-постимпрессионисты Ванесса Белл и Дункан Грант, которые превратили старую ферму в арт-пространство и приют для интеллектуалов.

О художниках мы писали в летнем номере Seasons of life 2023. Журнал можно купить в нашей студии на Петровке или в интернет-магазинах — на Ozon и WB.

Ванесса Белл — старшая сестра Вирджинии Вулф. Обе они принадлежали к элитарному Блумсберийскому кружку, основанному выпускниками Кембриджа. В него входили писатели, критики, художники и философы, оказавшие серьезное влияние на искусство XX века.

Во время Первой мировой войны компаньон Ванессы, шотландский художник и убежденный пацифист Дункан Грант, мог попасть под мобилизацию. Чтобы не идти на фронт, он занялся сельским хозяйством, стал работать на ферме: Великобритании важно было не допустить голод. Так в 1916 году лондонская творческая пара оказалась в Чарльстоне.

 

Чарльстон стал домом не только для Дункана и Ванессы, но и для их друзей из Блумсберийского кружка.

До их приезда дом постройки XVII века, реконструированный в XVIII, тосковал без присмотра, прячась за кронами деревьев. Художники оживили его, превратив старую ферму в многомерное пространство. Им было мало холстов, уходя все дальше от облика типичного английского коттеджа, они расписывали столы, стулья, стены, книжные шкафы, дверные и оконные рамы. Для каждой комнаты использовали свой цвет, отдавая предпочтение ярким оттенкам. Бесконечный поиск, спонтанное творчество, бунт против консервативного образа жизни Эдвардианской эпохи захватили не только Дункана и Ванессу, но и их друзей — в Чарльстон стали регулярно приезжать члены их кружка.

В послевоенные годы Чарльстон оставался центром притяжения. В 1936 году Ванесса Белл так описывала местную жизнь: «Дом наполнен молодыми людьми в очень хорошем настроении, они много смеются над собственными шутками, валяются в саду среди цветов и яблонь и разглядывают бабочек». Гости жили тут месяцами, устраивали пикники, походы, праздники и литературные вечера с Вирджинией Вулф и ее подругой, тоже писателем, Витой Сэквилл-Уэст. Один из них, художник и искусствовед Роджер Фрай, вместе с Ванессой и Дунканом создал мебельное бюро Omega Workshops. Сделанные ими предметы — например, лаковые красные стулья в столовой или камин в гостиной — до сих пор хранятся в доме.

Еще одним значимым творением Роджера Фрая стал сад с прямоугольной лужайкой, мозаичными дорожками и пышными клумбами с нарциссами, розами и гортензиями, оградами из кирпича, увитыми растениями. Сад и огород, в которых овощные грядки мирно сосуществуют с цветниками, часто служили зрительным залом, куда дети приглашали взрослых на свои спектакли. Здесь обрели дом первые скульптуры Квентина, сына Ванессы от брака с критиком Клайвом Беллом, здесь же проходили вернисажи под открытым небом.

C 1986 года Чарльстон стал музеем. Теперь за садом ухаживает несколько человек, которые сохраняют его прежний вид, тщательно оберегая растения, так, как это делали бы Ванесса и Дункан. Сюда часто приезжают за вдохновением, здесь встречаются художники, проводят фестивали, лекции и мастер-классы. Команда под началом директора Чарльстона Натаниэля Хепберна живет без государственной поддержки, полагаясь на благотворительный траст и доходы от мероприятий.

«На первый взгляд Чарльстон кажется тихим и безмятежным местом, куда можно убежать, скрыться от реального мира. Но внутри него кипит жизнь: переплетаются голоса, звучит музыка, встречаются творческие люди. Это место, в котором на проблему можно посмотреть издалека. Так было раньше и остается сейчас», — считает Натаниэль Хепберн.

Журнал можно купить в нашей студии на Петровке или в интернет-магазинах — на Ozon и WB.

Материал обновлен: 25-06-2024