Интервью взял: Федор Курилов
Со второго июня на YouTube канале Ktomy.media можно увидеть десять серий документально-анимационного проекта «Живые мемории». Каждая серия — это история порой известного, а порой совсем простого человека из прошлого, в которой мы сегодняшние можем найти ответ на вопрос «кто мы?». Героями второго сезона стали Сергей Рахманинов, Александра Толстая, Иоанн Кронштадтский, Анна Достоевская. Эпизоды их жизни рассказаны голосами Инны Чуриковой, Виктории Исаковой, Антона Шагина и другими.
22 июля зовем в гости в квартиру Seasons на Петровских линиях на встречу с авторами киноальманаха, совместный просмотр второго сезона и обсуждение «Живых Меморий». Подробности и билеты здесь.
Ktomy.media — это платформа, посвященная русской культуре и истории. Ее основатели и авторы «Живых меморий» — брат и сестра, Михаил и Ирина Разумовские. Из чего состоит русская идентичность, кто ее сохраняет, чем нам стоит гордиться, а о чем сожалеть — ребята задумываются об этом и рассказывают в исследовательских фильмах. В цикле «Очаги» они собирают рассказы о хранителях русской культуры из разных уголков страны: директоре сельской школы и авторе системы «Школы целостного развития», основателе кресторезной мастерской на Соловках, тридцатилетнем директоре музейного объединения в городе Тотьма. Документально-анимационный фильм «Сыр. Путешествие из Швейцарии в Россию» через историю одного рецепта повествует о судьбах русских людей с конца девятнадцатого века до наших дней.
Проект «Живые мемории» Михаил и Ирина считают главным для Ktomy.media. Он знакомит зрителя с событиями и героями прошлого, с ушедшей эпохой, однако актуальность сюжетов только крепнет, не зря ведь мемории зовутся живыми.
Ирина Разумовская: «Наш проект не развлекательный. Он может помочь людям, дать пример того, как достойно наши соотечественники в прошлом проживали болезненные, тяжелые эпизоды личной жизни и жизни страны. Это и история тюремного заключения Александры Толстой, и эпизод из жизни Петра Перцова, когда над ним шел суд по делу об изъятии ценностей из храмов, и воспоминания Ольги Адамовой-Слиозберг о заключении в ГУЛАГе. Это все про нас, про наши семьи, наши «родовые травмы», как сейчас модно говорить».
«Живые мемории» — результат большой исследовательской работы. В основном проект опирается на мемуары XIX-XX веков. На время, к которому относятся герои «Меморий», приходится расцвет мемуарной литературы.
Два фактора влияют на отбор того или иного отрывка. Он должен быть кинематографичен сам по себе и, если его вынуть из контекста книги и жизни героя, должен оставаться интересным. Отвечать на вопрос «кто мы?», давать представление, как и чем жили люди в нашей стране, какова была культура общения, обихода, воспитания.
«Мы с Михаилом бесконечно читаем мемуары, складываем эти истории в альманах. Проводником в этот мир является наш отец — историк и телеведущий Феликс Разумовский. Среди источников его программы «Кто мы?», которая 30 лет выходит на российском телевидении, всегда есть книги воспоминаний. В нашем доме с детства было море книг. А в нашей с Мишей детской — два шкафа русских мемуаров. Среди известных личностей во втором сезоне «Живых меморий» рассказываются истории Сергея Рахманинова, Александры Толстой, Анны Достоевской. Но хотелось говорить не только о «великих» и известных, но ввести персонажа простого, но не менее важного и интересного человека. Поэтому в нескольких сериях делается акцент на крестьянстве».
Например, второй сезон завершает история, целиком принадлежавшая крестьянину Павлу Зайцеву, который оставил свои «Записки пойменного жителя» в тетрадке в клеточку, не дожив несколько лет до их публикации и так не узнав, что они стали книгой, правдивым свидетельством жизни его земли — Мологи, которую затопили при строительстве ГЭС в 40-е годы XX века.
Это не обычная документалистика — продуманные образы авторских анимационных фильмов, созданных для каждого эпизода, несут особенное настроение. Часто художники и режиссеры используют перекладную анимацию — технику покадровой съемки, в которой каждая деталь вырезана из бумаги и передвигается по отдельности.
Не все серии выполнены в этой технике, есть и компьютерная анимация, но, используя ее, художник стремится сохранить общую «крафтовую» стилистику. «Даже когда работа выполняется на планшете, важно, чтобы казалось, что люди делают это руками, из «живых» материалов», — говорит Ирина.
Так, например, третья серия второго сезона, посвященная Александре Толстой, лицом и голосом которой выступает Инна Чурикова, была сделана полностью на компьютере. Возможности компьютерной анимации и авторская стилистика позволили режиссеру и художнице этой серии, Ане Леоновой, создать ощущение волшебства в кадре. А шестую серию, про детство театрального художника Василия Комардёнкова, художницы Юлия Кривошеина и Соня Шпигель исполнили в традициях советской анимации — каждый кадр был прорисован вручную.