«Есть три эпохи у воспоминаний…»: проект «‎Живые мемории»

Интервью взял: Федор Курилов

Со второго июня на YouTube канале Ktomy.media можно увидеть десять серий документально-анимационного проекта «Живые мемории». Каждая серия — это история порой известного, а порой совсем простого человека из прошлого, в которой мы сегодняшние можем найти ответ на вопрос «‎кто мы?». Героями второго сезона стали Сергей Рахманинов, Александра Толстая, Иоанн Кронштадтский, Анна Достоевская. Эпизоды их жизни рассказаны голосами Инны Чуриковой, Виктории Исаковой, Антона Шагина и другими.

22 июля зовем в гости в квартиру Seasons на Петровских линиях на встречу с авторами киноальманаха, совместный просмотр второго сезона и обсуждение «Живых Меморий». Подробности и билеты здесь.

Ktomy.media — это платформа, посвященная русской культуре и истории. Ее основатели и авторы «Живых меморий» — брат и сестра, Михаил и Ирина Разумовские. Из чего состоит русская идентичность, кто ее сохраняет, чем нам стоит гордиться, а о чем сожалеть — ребята задумываются об этом и рассказывают в исследовательских фильмах. В цикле «Очаги» они собирают рассказы о хранителях русской культуры из разных уголков страны: директоре сельской школы и авторе системы «Школы целостного развития», основателе кресторезной мастерской на Соловках, тридцатилетнем директоре музейного объединения в городе Тотьма. Документально-анимационный фильм «Сыр. Путешествие из Швейцарии в Россию» через историю одного рецепта повествует о судьбах русских людей с конца девятнадцатого века до наших дней. 

Проект «‎Живые мемории» Михаил и Ирина считают главным для Ktomy.media. Он знакомит зрителя с событиями и героями прошлого, с ушедшей эпохой, однако актуальность сюжетов только крепнет, не зря ведь мемории зовутся живыми.

Ирина Разумовская: «Наш проект не развлекательный. Он может помочь людям, дать пример того, как достойно наши соотечественники в прошлом проживали болезненные, тяжелые эпизоды личной жизни и жизни страны. Это и история тюремного заключения Александры Толстой, и эпизод из жизни Петра Перцова, когда над ним шел суд по делу об изъятии ценностей из храмов, и воспоминания Ольги Адамовой-Слиозберг о заключении в ГУЛАГе. Это все про нас, про наши семьи, наши «родовые травмы», как сейчас модно говорить». 

«Живые мемории» — результат большой исследовательской работы. В основном проект опирается на мемуары XIX-XX веков. На время, к которому относятся герои «‎Меморий», приходится расцвет мемуарной литературы.

Два фактора влияют на отбор того или иного отрывка. Он должен быть кинематографичен сам по себе и, если его вынуть из контекста книги и жизни героя, должен оставаться интересным. Отвечать на вопрос «‎кто мы?», давать представление, как и чем жили люди в нашей стране, какова была культура общения, обихода, воспитания. 

«Мы с Михаилом бесконечно читаем мемуары, складываем эти истории в альманах. Проводником в этот мир является наш отец — историк и телеведущий Феликс Разумовский. Среди источников его программы «‎Кто мы?», которая 30 лет выходит на российском телевидении, всегда есть книги воспоминаний. В нашем доме с детства было море книг. А в нашей с Мишей детской — два шкафа русских мемуаров. Среди известных личностей во втором сезоне «Живых меморий» рассказываются истории Сергея Рахманинова, Александры Толстой, Анны Достоевской. Но хотелось говорить не только о «‎великих» и известных, но ввести персонажа простого, но не менее важного и интересного человека. Поэтому в нескольких сериях делается акцент на крестьянстве». 

Например, второй сезон завершает история, целиком принадлежавшая крестьянину Павлу Зайцеву, который оставил свои «‎Записки пойменного жителя» в тетрадке в клеточку, не дожив несколько лет до их публикации и так не узнав, что они стали книгой, правдивым свидетельством жизни его земли — Мологи, которую затопили при строительстве ГЭС в 40-е годы XX века.

Это не обычная документалистика — продуманные образы авторских анимационных фильмов, созданных для каждого эпизода, несут особенное настроение. Часто художники и режиссеры используют перекладную анимацию — технику покадровой съемки, в которой каждая деталь вырезана из бумаги и передвигается по отдельности. 

Не все серии выполнены в этой технике, есть и компьютерная анимация, но, используя ее, художник стремится сохранить общую «крафтовую» стилистику. «Даже когда работа выполняется на планшете, важно, чтобы казалось, что люди делают это руками, из «живых» материалов», — говорит Ирина. 

Так, например, третья серия второго сезона, посвященная Александре Толстой, лицом и голосом которой выступает Инна Чурикова, была сделана полностью на компьютере. Возможности компьютерной анимации и авторская стилистика позволили режиссеру и художнице этой серии, Ане Леоновой, создать ощущение волшебства в кадре. А шестую серию, про детство театрального художника Василия Комардёнкова, художницы Юлия Кривошеина и Соня Шпигель исполнили в традициях советской анимации — каждый кадр был прорисован вручную. 

Читайте также: