Девятое искусство: почему комиксы — это серьезно

Текст: Михаил Хачатуров
Изображения предоставлены издательствами «‎Бумкнига» и «‎Компас гид»

У издателей комиксов есть традиция — к первой субботе мая готовить спецвыпуски старых любимых и новых изданий, чтобы привлечь новых читателей. Пока в России комиксы набирают популярность, во Франции они давно считаются национальным достоянием и даже внесены в реестр признанных искусств под номером девять — их изучают в школе, по ним защищают диссертации. Почему комиксы — это серьезно, рассказывает переводчик Михаил Хачатуров.

Любят ли во Франции комиксы? Вероятно, вы будете озадачены, услышав в ответ категоричное «нет». Дело в том, что словом «комиксы» (les comics) во франкоязычном мире называют исключительно американскую массовую продукцию про супергероев. Так что если вы захотите поговорить с французами про комиксы, называйте их «банд дессине» (la bande dessinée), или просто BD («бэ-дэ»), что в буквальном переводе означает «рисованные полосы». И тогда вы узнаете, что во Франции их не просто любят, а очень любят. И даже считают, что совершенно справедливо, своим национальным достоянием.

Напротив, «ле комИкс» (да-да, вот так, с ударением на «и») французы не жалуют, что регулярно подтверждается рейтингами продаж: из года в год их доля на рынке составляет всего 5–10%, тогда как у BD — 65–70%. Как говорится, почувствуйте разницу! Заметим, что сам по себе термин «ле комИкс» не несет никакого уничижительного оттенка. Это всего лишь вопрос формата. Американские авторские комиксы, к примеру, относятся уже к la bande dessinée.

Кажется, что термин la bande dessinée существовал всегда, по крайней мере с момента появления самих комиксов в середине XIX века. Однако это не так! Он появился в конце сороковых, уже после Второй мировой войны, но оказался настолько удачным, что в рекордные сроки вытеснил все остальные.

Случайно или нет, но вслед за появлением термина начался небывалый рост интереса к la bande dessinée. Долгое время ядром этого явления была Бельгия — именно там выходили самые популярные франкоязычные комиксные журналы (Tintin, Spirou), находились головные офисы крупнейших издательств (Casterman, Dupuis, Le Lombard), создавались самые успешные серии (Les aventures de Tintin, Spirou et Fantasio, Lucky Luke, Blake et Mortimer, Les Schtroumpfs…). И только в 1959 году, когда в Париже начал издаваться журнал Pilote, а на его страницах появился Астерикс, центр комиксной мысли переместился во Францию и получил здесь постоянную прописку.

Разнообразие BD, представленных на современном французском рынке, поражает не только количеством (каждый год распродается 25 миллионов экземпляров альбомов), но и разнообразием жанров. Здесь есть буквально всё: приключения, юмор, биография, автобиография, история, литературная адаптация, детектив, драма, фантастика, фэнтези, стимпанк. 

«‎Персеполис», Маржан Сатрапи

С каждым годом выходит всё больше BD, которые принято относить к «сложным» жанрам. Как и серьезная литература, они требуют от читателя внутренней работы, заставляют задуматься, выбивают из привычной зоны комфорта. Да и объем несколько сотен страниц не обещает легкого чтения.

Горячие дискуссии о том, что комикс — это «недолитература», во Франции, конечно, тоже велись. Но основные баталии на эту тему отгремели еще лет 40–50 назад. Французы поняли, что комиксы — это серьезно, и даже внесли их в реестр признанных искусств, где они получили девятый номер. Кстати, термин «9-е искусство» (9ème art) — самый популярный синоним la bande dessinée во франкоязычных странах.

Лучшие BD входят в утвержденные Министерством образования списки обязательной литературы для учащихся; по ним защищаются сотни диссертаций, пишутся тысячи статей, снимаются фильмы, ставятся спектакли. Комиксы стали неотъемлемой частью единого культурного пространства всего мира франкофонии, охватывающего около 300 миллионов человек.

«‎Ариоль», Э. Гибер, М. Бутаван

Французы давно поняли, что les bandes dessinées не только не отбивают у ребенка вкус к литературе, но и, наоборот, воспитывают привычку к чтению. Комиксы не конкурируют с книгами, а сосуществуют с ними. Дети подрастают, их интересы меняются, и комиксы взрослеют вместе с ними. Ведь сегодня можно найти BD почти на любой запрос, тему и возраст. Незамысловатое фэнтези уступает место фантастике и приключениям, а чуть позже — детективам и историческим реконструкциям, графическим романам и автобиографиям. Во Франции в год выходит 10 000 новых BD, и это только без учета переизданий! La bande dessinée — это целый мир, который может подарить множество открытий.

В России при поддержке Французского института изданы более тридцати BD самых разных жанров и направлений, в том числе такие значимые, как «Персеполис» Маржан Сатрапи, «Ибикус» Паскаля Рабате, «Священная болезнь» Давида Б., «Адель Блан-Сек» Жака Тарди. Так что у нас тоже есть возможность познакомиться с 9-м искусством и полюбить его.

Лекция Михаила Хачатурова в Ельцин Центре

Читайте также: