• 3453
    Рекомендуйте друзьям

    Нейропсихолог, образовательный коуч и мама трех школьников Анна Высоцкая рассказывает, как составить правильное и эффективное расписание на учебный год, избежав школьной гонки, родительской усталости и детских слез.


    Ваш ребенок — первоклассник

    • 1.Помните, что адаптация к школе это серьезно. Отнеситесь внимательно к учебной нагрузке ребенка, берегите его.
    • 2. Группа продленного дня в первом классе — скорее жесткая необходимость, чем развлечение. По моему опыту, оплачивать работу няни или автоняни (возит на тренировки ребенка и доставляет его домой) едва ли не дешевле, чем «продленку» и кружки в школе.
    • 3. Время после школы первокласснику лучше проводить дома, играя или читая. У него должно быть как минимум два будних дня, полностью свободных от дополнительных занятий. Любые экскурсии и походы по музеям допустимы в один из выходных дней, а лучше в субботу. Хорошо, если на воскресенье у вас не будет жестких планов, и вы сможете проводить этот день всей семьей.
    • 4. Лучше не сокращать нагрузку за счет любимых спортивных секций ребенка, которые уже были в его жизни до школы. Наоборот, хорошо, если они будут оставаться в расписании из года в год.



    В конце года вы планируете переходить в «сильную» школу

    Скорее всего зимой ребенку придется посещать специальные курсы подготовки — учитывайте эту дополнительную нагрузку, которая ляжет на его плечи, при составлении расписания. Возможно, придется заниматься с репетиторами — по вечерам или в выходные дни, и эти дополнительные уроки, а так же подготовку к ним нужно заранее вписать в учебный график.

    Любые онлайн-занятия и скайп-уроки съедают массу ресурсов. Их также нужно специально планировать, оставляя место в расписании. Не покупайте доступ к онлайн-платформам, если не уверены, что на них найдется время.

    К весне многие дети оказываются настолько истощенными, что показывают очень нестабильные результаты на экзаменах. Как этого избежать?

    • — возможно, у вас получится договориться с администрацией школы, что один учебный день в неделю ребенок будет пропускать. Тогда он сможет заниматься с репетитором хотя бы раз в неделю в первой половине дня, а не вечером — уставший и замученный.
    • — некоторые семьи в год поступления выбирают очно-заочную или полностью заочную форму обучения, чтобы все профильные занятия приходились на эффективное утреннее время.



    Расставляйте приоритеты

    Составление расписания — это не игра в тетрис. Первым необходимо планировать то, что отвечает наиважнейшей задаче на этот год.

    Например, если у ребенка дислексия, то не стоит вклинивать занятия с логопедом в единственное свободное «окно» между флейтой и танцами. Сначала — логопед, в самое удобное и продуктивное время для ребенка, а потом уже все остальное, если на него останутся силы.

    Если школьник серьезно занимается спортом, то придется отсечь все лишнее ради сохранения жизнерадостности и жизненной силы, даже в ущерб интеллектуальной нагрузке.

    Одним словом, сначала корень, скелет, основа, и только потом — декор (если на него есть ресурсы).



    Польза может быть вредной

    Часто мы строим расписание ребенка, исходя из собственных представлений о пользе его развития. Ментальная арифметика, нейропсихолог, репетитор по русскому, олимпиадные задачи, шахматы, история искусств — эта ложка за маму, а эта за папу. Это для ума, а это для эмоций.

    Но ребенок — не механизм, в котором нужно что-то «докрутить». Взвесьте, стоит ли такое количество кружков огромных финансовых и моральных жертв? Если у ребенка слишком много занятий, он не может в них включиться. Он ходит в изостудию, на робототехнику и айкидо, но не присутствует на них, не успевает прожить то, что делает.



    Развиваем мотивацию

    Если все занятия выбраны под давлением родителей, то мотивация теряется очень быстро. Кружок, на котором вы настояли из соображений пользы, может быть в его жизни только один. Правда, один. Это очень важно. Все остальное он должен выбирать сам, для души и удовольствия. Тогда мотивация будет развиваться в правильном направлении. А родителям придется расставлять приоритеты и задавать себе вопросы: что сейчас самое важное? Что не может подождать?



    Выбирайте не занятия, а педагога

    При выборе между кружками учитывайте не только их содержание и семейную логистику, но и личность наставника. Настоящий педагог — это то, за что стоит держаться. Все остальное подождет.




    Если ребенок ничего не хочет

    Если ребенок ходит на все занятия из-под палки, только потому, что вы его записали, устройте образовательный «детокс». Отмените все кружки на месяц, полгода, год. Это не страшно, а очень полезно. На сэкономленные деньги купите лично себе учебный курс, о котором вы давно мечтали (живопись? Гитара? История кино?). И дождитесь, пока ребенок сам попросит вас найти что-нибудь интересное для него.




    Если ребенок хочет бросить кружок

    Детство — золотая пора проб и ошибок. Позвольте своему ребенку сделать выбор, не сопротивляйтесь. Но постарайтесь выяснить, что стоит за этим желанием — разочарование, несовпадение с педагогом, усталость, потеря интереса




    Логистика

    • 1.Не планируйте кружки «впритык». Лучше закладывать на логистику ровно в два раза больше времени, чем требуется, учитывать перерывы и перекусы — это позволит избежать опозданий, сбережет нервы и силы.
    • 2.Время на подготовку к выходу из дома и на дорогу должно быть выделено в расписании отдельным цветом, и ребенок должен знать, сколько он может отдохнуть, а через сколько начать одеваться.
    • 3. Берегите свои ресурсы. Часто мамы очень активных и мотивированных детей превращаются в такси-мам или мам-на-колесах, которые живут весь день в разъездах, возят судочки с едой, делают свои дела урывками между занятиями ребенка. Жизнь в машине еще никого не сделала счастливым. Подумайте, зачем вы это делаете, и что это дает вашему ребенку.
    • 4. Больше одной поездки в день ребенку выдержать крайне трудно. Если в школу ездите на машине, то секция или кружки должны быть в пешей доступности от дома. И наоборот — если школа рядом с домом, то на секцию можно ребенка и отвезти. Но проводить в машине больше 1-1.5 часов в день ребенку сложно физиологически, уж не говоря про то, что ему приходится все время перекусывать на ходу. Ни одно занятие этого не стоит. Прислушайтесь к себе — не гонит ли вас вперед тревога? И действительно ли рядом с вами нет ничего стоящего?




    Планируем отдых

    Просто побыть дома, поваляться на диване с книжкой, поиграть с куклами и машинками, погулять во дворе — НОРМАЛЬНЫЕ занятия для детей. И если вы хотите, чтобы ребенок много читал или с удовольствием играл в настольные игры, на это тоже нужно время, много времени. И оно должно быть заложено в расписании.




    Учим пользоваться расписанием

    Расписание должно быть рабочим не только для вас, но и для ребенка. Это значит, что он должен уметь им пользоваться. Составляем график занятий, записываем и вешаем его на видное место. Рядом с этим заветным листком хорошо приклеивать чек-листы, которые подскажут, что должно лежать в сумке для каждого из занятий (тренировки, худкружка и т.п.)




    Делегируем контроль

    По моему опыту, школьник 9-10 лет способен полностью сам следить за всеми своими занятиями и передвижениями по городу (или уметь координировать их с няней). Так что делегируйте контроль за расписанием ребенку как можно раньше. Если у вас двое или больше детей, это единственный способ выжить! И да, сначала будет много путаницы и опозданий, но это совершенно нормально. Человек же учится.




    Если детей больше, чем один

    Составьте одну сводную таблицу для себя лично, где по каждому дню будет расписано, что и в какой момент происходит с каждым ребенком, а также указаны все перемещения детей и ответственные за них.


    Удачи и легкого расписания!

    Подписка на новости Seasons

    • 3453
    Рекомендуйте друзьям