Текст: Соня Добрынина
Фото: Софья Гришаева, Татьяна Соловьева
Не то горничная, не то гувернантка встречает гостей у ворот дома, войдя в который, переносишься из 2023 года на полтора столетия назад. В 1890 год, в центр Коломенского посада, в построенную веком ранее усадьбу известной купеческой семьи — Сурановых, глава которой вот-вот уехал, разминувшись с гостями.
Горничная удивленно причитает, что так неожиданно заявились гости, да еще и хозяйка почивает, но все же приглашает пройти — только тихонько, чтобы не разбудить ненароком барышню. Как в учебниках по истории: в европейских, например, загородных усадьбах в XVIII–XIX веках, когда хозяева были в отъезде, путешественникам внутреннее убранство дома показывали за отдельную плату.
Внутри — обстановка самого типичного, настоящего купеческого дома. Каждая дверь приглашает в новую комнату, все — проходные, по правилам архитектуры XIX века: все-таки гость оказывается в 1890 году, как выясняется из рассказа все той же дамы, которая встречала гостей, в скромном бежевом платье в пол с аккуратно собранными волосами. По пути приглашенные в дом рассматривают предметы быта — например, чемодан-шкаф с выдвижными ящичками и перекладиной, на которую вешали одежду, чтобы та не помялась, или изящные белые зонтики.
Поначалу сложно понять, куда ты попал: не ожидаешь, что в, казалось бы, обычном музее-усадьбе обычный, как завелось, экскурсовод будет рассказывать, что «Петька учудил», и обращаться к тебе не иначе как «голубушка». Кажется, меня никто так еще не называл. А горничная, продолжая рассказывать, после какой оказии у дедушки возник такой саквояж, непонимающе смотрит в глаза, мол, кто может удивляться такой обстановке дома и зачем рассказывать про очевидные вещи?
Здесь и открывается — вместе с чемоданом, — что Дом Сурановых не очень похож на классический музей: все, что видишь, можно трогать, вертеть в руках, чтобы рассмотреть, на бесчисленных креслах можно отдохнуть и даже сидя послушать рассказ (как это сделала и я, немного устав после долгих прогулок по Коломне), а еще — пробраться в каждый уголок. Мы листаем газеты XIX века, в газете 1890 года находим, что интересного случилось в Коломне, удивляемся (еще сложно привыкнуть, что ты действительно желанный гость и что смотрительница не станет ругаться, если зайдешь за ограждение) забавной карикатуре на обложке журнала «Будильник», перебираем хозяйские книги, пока глава дома Федор Суранов в отъезде. Пробуем снять нагар со свечей щипчиками, больше похожими на сигарные ножницы («Для обрезания сигар? Нет! Ну что вы, голубчик, это нагар со свечей снимать»), проверяем старинный матрас на такой же старинной высокой кровати на мягкость и разглаживаем невидимые складки накрахмаленного постельного белья с кружевами по краям.
Позже мне рассказали, что проводница-горничная не чужая в доме и уж точно не придуманный персонаж. Во-первых, это все-таки не горничная, а гувернантка. Во-вторых, это родственница жившей здесь семьи — Ольга Федоровна Уфимцева, которую чаще называли просто — Леля. Она прожила в этом доме всю жизнь, даже в детстве воспитывалась в этой семье. Так что ее появление совсем не случайно. И еще понятно теперь, откуда она столько знает про жителей дома и про каждую вещицу на полочках (и иногда шепотом открывает секреты, со смехом видя наше недоумение).
Затем гостей проводят в будуар купчихи — примерить украшения, взглянуть, на то, чем раньше завивали ресницы, послушать аромат духов, которые предпочитали женщины того времени, и даже можно примерить чепчик и манишку, пока барышня не видит, — вдруг пойдет? После этой комнаты заходим в следующую — здесь спит на кровати, судя по всему, хозяйка дома. К этому моменту уже перестаешь чему-либо удивляться: сам факт, что ты находишься в купеческой усадьбе, становится просто данностью, и даже кажется, что с улицы слышится стук копыт лошади, запряженной в телегу, и стук трости архивариуса, служащего в городской управе, и ты готов ко всему — и что невесть откуда появится какой-нибудь денщик или что служанка выйдет с подносом яблочного пирога. Горничная шепотом просит не толпиться у входа, чтобы не потревожить сон.
Все-таки удивляешься: купчиха просыпается, но нас не замечает — теперь мы не случайные гости, а невидимки, и нас (толпу пришедших на экскурсию 15 человек) совершенно не замечают. Она зовет служанку, чтобы та помогла с утренним туалетом. Собирая длинные волосы в сложную прическу, по ходу переодевания в повседневный наряд, что занимает немало времени, обсуждают домашние дела — кто будет в гостях, когда вернется хозяин дома, что наготовили — да и натворили — слуги и тот самый Петька. А когда все готово, хозяйка со служанкой неожиданно разворачиваются к теням-нам и поклоном благодарят за внимание к этому небольшому перформансу. Так что дом иногда почти превращается в иммерсивный театр или иммерсивный музей-театр — тут уже как вам по душе.
1890 год, в который переносятся гости дома, возник не случайно. К создателям в руки попала оригинальная поваренная книга: в ней было расписано меню на весь год. И да, ее тоже можно полистать и взять пару идей себе на заметку. Так что, приходя сюда в разные дни, попадаешь в эту же дату (за исключением года, конечно). Да и Сурановы придуманы не специально — домом действительно с середины XVIII века владела семья купцов третьей гильдии Сурановых. По одной из версий, они покинули Коломну в 1930-е годы после расстрела Бориса Пильняка, бывавшего у них в гостях, испугавшись такой же судьбы.
Весь проект прорастает из исторической научно-исследовательской работы. Интерьер и уклад жизни реконструировали вместе с потомками Сурановых, у которых сохранились документы, вещи, фотографии и семейные истории. Но главное — опись предметов семьи Сурановых: перед побегом из Коломны они составили опись вещей из усадьбы, которые забирали с собой, — картины, мебель, посуда. Так что в коломенском доме, куда все вернули и восстановили с точностью до малейших деталей, нет ничего случайного — скорее напротив: подлинные сурановские предметы быта. Так у гостей города появляется еще одна возможность в прямом смысле погрузиться в коломенскую историю, заодно узнав пару баек о городских событиях от жителей дома, — и в целом в жизнь 1890 года.
Поспособствовала и большая удача: проект реставрации был направлен на сохранение каждого элемента усадьбы, от деталей декора до кирпичной кладки; а в доме сохранились оригинальные двери, окна, фурнитура, кованые ажурные решетки и печные изразцы.
Особенность проекта — один из форматов посещения Дома, «Жизнь Коломенская. Не игра»: здесь можно провести сутки, став частью семейной истории. Весь день вы проживете в традициях 1890 года, следуя распорядку и занятиям семьи. Вы убираете все возможные гаджеты, надеваете заранее подготовленную для вас одежду, проводите время в окружении жителей дома (и хозяев, и слуг), а в меню — блюда из настоящей русской печи. Для этого, конечно, дом закроют от случайных посетителей.
Чтобы не впасть в шоковое состояние с первых минут нахождения в доме, создатели подготовили большой видеопутеводитель из 16 встреч, так что перед приездом у вас будет возможность настроиться на жизнь в XIX веке. А сняла многосерийное документально-анимационное руководство команда Ktomy.media — команда, которая сделала проект «Живые мемории» и которая давно и глубоко погруженая в историю российской культуры и быта.
Открытие Дома Сурановых пройдет в первый день Международного яблочно-книжного фестиваля, 2 сентября. А заодно можно заглянуть на дискуссию с Майей Кучерской или Еленой Шубиной, купить на маркете пару книжек одного из 40 издательств, попробовать яблочные лакомства из фестивального меню, посмотреть спектакль-сторителлинг или познакомиться с другими проектами Коломенского Посада — например, зайти в «Арткоммуналку» или на Шелковую фабрику.
Проекты «Жизнь коломенская. Не игра» и «Жизнь коломенская. День и ночь» реализуются Коломенским центром познавательного туризма «Коломенский Посад» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.