Провести день в 1890 году: Дом Сурановых в Коломне

Текст: Соня Добрынина
Фото: Софья Гришаева, Татьяна Соловьева

Не то горничная, не то гувернантка встречает гостей у ворот дома, войдя в который, переносишься из 2023 года на полтора столетия назад. В 1890 год, в центр Коломенского посада, в построенную веком ранее усадьбу известной купеческой семьи — Сурановых, глава которой вот-вот уехал, разминувшись с гостями.

Горничная удивленно причитает, что так неожиданно заявились гости, да еще и хозяйка почивает, но все же приглашает пройти — только тихонько, чтобы не разбудить ненароком барышню. Как в учебниках по истории: в европейских, например, загородных усадьбах в XVIII–XIX веках, когда хозяева были в отъезде, путешественникам внутреннее убранство дома показывали за отдельную плату.

Внутри — обстановка самого типичного, настоящего купеческого дома. Каждая дверь приглашает в новую комнату, все — проходные, по правилам архитектуры XIX века: все-таки гость оказывается в 1890 году, как выясняется из рассказа все той же дамы, которая встречала гостей, в скромном бежевом платье в пол с аккуратно собранными волосами. По пути приглашенные в дом рассматривают предметы быта — например, чемодан-шкаф с выдвижными ящичками и перекладиной, на которую вешали одежду, чтобы та не помялась, или изящные белые зонтики.

Поначалу сложно понять, куда ты попал: не ожидаешь, что в, казалось бы, обычном музее-усадьбе обычный, как завелось, экскурсовод будет рассказывать, что «Петька учудил», и обращаться к тебе не иначе как «‎голубушка». Кажется, меня никто так еще не называл. А горничная, продолжая рассказывать, после какой оказии у дедушки возник такой саквояж, непонимающе смотрит в глаза, мол, кто может удивляться такой обстановке дома и зачем рассказывать про очевидные вещи? 

Здесь и открывается — вместе с чемоданом, — что Дом Сурановых не очень похож на классический музей: все, что видишь, можно трогать, вертеть в руках, чтобы рассмотреть, на бесчисленных креслах можно отдохнуть и даже сидя послушать рассказ (как это сделала и я, немного устав после долгих прогулок по Коломне), а еще — пробраться в каждый уголок. Мы листаем газеты XIX века, в газете 1890 года находим, что интересного случилось в Коломне, удивляемся (еще сложно привыкнуть, что ты действительно желанный гость и что смотрительница не станет ругаться, если зайдешь за ограждение) забавной карикатуре на обложке журнала «‎Будильник»,  перебираем хозяйские книги, пока глава дома Федор Суранов в отъезде. Пробуем снять нагар со свечей щипчиками, больше похожими на сигарные ножницы («‎Для обрезания сигар? Нет! Ну что вы, голубчик, это нагар со свечей снимать»), проверяем старинный матрас на такой же старинной высокой кровати на мягкость и разглаживаем невидимые складки накрахмаленного постельного белья с кружевами по краям.

Позже мне рассказали, что проводница-горничная не чужая в доме и уж точно не придуманный персонаж. Во-первых, это все-таки не горничная, а гувернантка. Во-вторых, это родственница жившей здесь семьи — Ольга Федоровна Уфимцева, которую чаще называли просто — Леля. Она прожила в этом доме всю жизнь, даже в детстве воспитывалась в этой семье. Так что ее появление совсем не случайно. И еще понятно теперь, откуда она столько знает про жителей дома и про каждую вещицу на полочках (и иногда шепотом открывает секреты, со смехом видя наше недоумение).

Затем гостей проводят в будуар купчихи — примерить украшения, взглянуть, на то, чем раньше завивали ресницы, послушать аромат духов, которые предпочитали женщины того времени, и даже можно примерить чепчик и манишку, пока барышня не видит, — вдруг пойдет? После этой комнаты заходим в следующую — здесь спит на кровати, судя по всему, хозяйка дома. К этому моменту уже перестаешь чему-либо удивляться: сам факт, что ты находишься в купеческой усадьбе, становится просто данностью, и даже кажется, что с улицы слышится стук копыт лошади, запряженной в телегу, и стук трости архивариуса, служащего в городской управе, и ты готов ко всему — и что невесть откуда появится какой-нибудь денщик или что служанка выйдет с подносом яблочного пирога. Горничная шепотом просит не толпиться у входа, чтобы не потревожить сон.

Все-таки удивляешься: купчиха просыпается, но нас не замечает — теперь мы не случайные гости, а невидимки, и нас (толпу пришедших на экскурсию 15 человек) совершенно не замечают. Она зовет служанку, чтобы та помогла с утренним туалетом. Собирая длинные волосы в сложную прическу, по ходу переодевания в повседневный наряд, что занимает немало времени, обсуждают домашние дела — кто будет в гостях, когда вернется хозяин дома, что наготовили — да и натворили — слуги и тот самый Петька. А когда все готово, хозяйка со служанкой неожиданно разворачиваются к теням-нам и поклоном благодарят за внимание к этому небольшому перформансу. Так что дом иногда почти превращается в иммерсивный театр или иммерсивный музей-театр — тут уже как вам по душе.

1890 год, в который переносятся гости дома, возник не случайно. К создателям в руки попала оригинальная поваренная книга: в ней было расписано меню на весь год. И да, ее тоже можно полистать и взять пару идей себе на заметку. Так что, приходя сюда в разные дни, попадаешь в эту же дату (за исключением года, конечно). Да и Сурановы придуманы не специально — домом действительно с середины XVIII века владела семья купцов третьей гильдии Сурановых.  По одной из версий, они покинули Коломну в 1930-е годы после расстрела Бориса Пильняка, бывавшего у них в гостях, испугавшись такой же судьбы.

Весь проект прорастает из исторической научно-исследовательской работы. Интерьер и уклад жизни реконструировали вместе с потомками Сурановых, у которых сохранились документы, вещи, фотографии и семейные истории.  Но главное — опись предметов семьи Сурановых: перед побегом из Коломны они составили опись вещей из усадьбы, которые забирали с собой, — картины, мебель, посуда. Так что в коломенском доме, куда все вернули и восстановили с точностью до малейших деталей, нет ничего случайного — скорее напротив: подлинные сурановские предметы быта. Так у гостей города появляется еще одна возможность в прямом смысле погрузиться в коломенскую историю, заодно узнав пару баек о городских событиях от жителей дома, — и в целом в жизнь 1890 года.

Поспособствовала и большая удача: проект реставрации был направлен на сохранение каждого элемента усадьбы, от деталей декора до кирпичной кладки; а в доме сохранились оригинальные двери, окна, фурнитура, кованые ажурные решетки и печные изразцы.

Особенность проекта — один из форматов посещения Дома, «‎Жизнь Коломенская. Не игра»: здесь можно провести сутки, став частью семейной истории. Весь день вы проживете в традициях 1890 года, следуя распорядку и занятиям семьи. Вы убираете все возможные гаджеты, надеваете заранее подготовленную для вас одежду, проводите время в окружении жителей дома (и хозяев, и слуг), а в меню — блюда из настоящей русской печи. Для этого, конечно, дом закроют от случайных посетителей.

Чтобы не впасть в шоковое состояние с первых минут нахождения в доме, создатели подготовили большой видеопутеводитель из 16 встреч, так что перед приездом у вас будет возможность настроиться на жизнь в XIX веке. А сняла многосерийное документально-анимационное руководство команда Ktomy.media — команда, которая сделала проект «‎Живые мемории» и которая давно и глубоко погруженая в историю российской культуры и быта.

Открытие Дома Сурановых пройдет в первый день Международного яблочно-книжного фестиваля, 2 сентября. А заодно можно заглянуть на дискуссию с Майей Кучерской или Еленой Шубиной, купить на маркете пару книжек одного из 40 издательств, попробовать яблочные лакомства из фестивального меню, посмотреть спектакль-сторителлинг или познакомиться с другими проектами Коломенского Посада — например, зайти в «‎Арткоммуналку» или на Шелковую фабрику.

Проекты «Жизнь коломенская. Не игра» и «Жизнь коломенская. День и ночь» реализуются Коломенским центром познавательного туризма «Коломенский Посад» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Читайте также: