Текст: Дарья Дьякова
Вим Вендерс — знаковая фигура не только немецкого, но и мирового кинематографа. Он считается признанным классиком и ориентиром для многих режиссеров авторского кино. 1 февраля в кинотеатрах выйдет новый фильм Вима Вендерса «Идеальные дни».
И вот — рассказываем о том, что обычно остается за списком фильмов, которые должен посмотреть каждый.
Что посмотреть
Просмотреть архивные материалы, где Вим Вендерс встречается с товарищами и коллегами — с Фрэнсисом Форд Копполой, Уиллемом Дефо, Энди Макдауэллом, Патти Смитом, Вернером Херцогом и Ханнсом Цишлером. Фильм состоит из их любопытных и проницательных рассуждений о режиссере — про ненавязчивую манеру работы с актерами, вольное обращение со сценарием и привычку творить по-панковски. В документальном фильме покажут знаковые места, которые изменили жизнь и творчество Вендерса как режиссера, продюсера, фотографа и автора.
Фотовыставки
Достижения Вендерса в кино более известны зрителю, чем его фотоработы. Но серии снимков режиссера заслуживают отдельного внимания. Он совмещает кино- и фотоязык, изучает влияние фотографии на киногероя.
Вендерс предпочитает снимать на пленку. Свою старомодность он объясняет тем, что хочет всегда тщательно выстроить кадр и выбрать идеальную композицию — настроить диалог с выбранным для фотографии пространством. Люди не становятся объектом его камеры. Вендерса больше завораживают пустынные пейзажи, которые рассказывают про время и пространство. После десятилетий съемок заброшенных зданий и одиноких дорог по всему миру Вендерс создал серию фотографий «Картины с поверхности земли» и «Места, странные и тихие», которые выставлялись во многих музеях и арт-пространствах.
Одна из самых известных фотографических серий «Написано на Западе» была выполнена во время путешествия по штату Техас с целью найти место для съемок фильма «Париж, Техас». При просмотре проявленных снимков у Вендерса родилась идея конкретной постановки. Он сумел отразить поэтику одноэтажной Америки: старинные не покрашенные дома, вывески, павильоны, придорожные закусочные, мотели. Все эти места можно увидеть в его фильмах, так как герои чаще всего находятся в дороге.
Вендерс с любовью относится к полароидным снимкам. Чаще всего они остаются неопубликованными, но в этом интервью можно увидеть редкие фото из личного архива режиссера.
Музыкальные клипы
Вендерс срежиссировал несколько музыкальных клипов — для U2 с песней Stay (Faraway, So Close!), для песни AvidanAnagnorisis группы Asaf, и Eels — Souljacker Part I. Создание клипа для Вендерса — отличающийся от процесса киносъемок опыт, который тренирует взгляд, заставляет взглянуть на кадр заново. Это настоящий вызов — снять так, чтобы песня «засияла».
Что послушать
Творчество Вендерса приковывает внимание синефилов, эссеистов и кинокритиков, которые стремятся разобрать режиссерские и операторские приемы, работу со звуком, музыкой и влияние автора на американский и немецкий кинематограф.
Как отражается в музыке постоянная бесприютность героев фильмов Вима Вендерса и на какие три уровня делится саундтрек «Неба над Берлином»? Чтобы узнать, рекомендуем послушать выпуск «Как Вим Вендерс озвучил мысли ангелов и выбирал музыку для роуд-муви» в подкасте «Шум и ярость». И эпизод «Вим Вендерс: режиссер в путешествии» подкаста «Покалигарим» — про фильмы «Небо над Берлином», «Париж, Техас» и их влияние на кинематограф.
А для тренировки английского и более глубокого понимания «Парижа, Техаса» — видеоэссе от MUBI про влияние американской культуры, политики и империализма на мир и кинематограф.
Что почитать
Фотографические серии Вендерс оформляет в красивые книги, сопровождая кадры своими комментариями, текстами и хайку. Например, в книге «Мгновенные истории» он упорядочивает свои «фотозаметки» не по темам, а в виде рассказов. Режиссер представляет портреты друзей, актеров и личных героев, памятные места и предметы, впечатления от первой поездки в США, кинотеатры провинциальной Германии 70-х и многое другое. Эту редкую книгу практически невозможно найти в книжных, но стоит поискать у букинистов, на Авито или прочитать онлайн в Республике.
Вендерс также выпустил сборник фотографий, который вырос из его фотовыставки «Написано на Западе». Фотограф передал очарование от уникального, насыщенного красочным светом, огромного и дикого ландшафта американского Запада. Он дополнил книгу новыми изображениями сонного города, вдохновившего его на съемки фильма «Париж, Техас».
Вендерс снимает на протяжении 57 лет. За такой долгий срок он пробовал себя в разных жанрах, техниках и художественных решениях. Снимал в Германии, Америке, Японии, Германии, Франции. Писатели и киноведы продолжают осмыслять и разбирать его обширную фильмографию. Авторы книги Wim Wenders. Making Films that Matter уделяют внимание новаторским навыкам, а в цикле эссе The Cinema of Wim Wenders: Image, Narrative, and the Postmodern Condition — помещают режиссера в исторический контекст немецкого кино.
Чем вдохновиться
1 февраля в российский прокат выйдет новый фильм Вима Вендерса — «Идеальные дни». Это история о герое по имени Хираяма — уборщике туалетов в Токио. В свободное время он наслаждается музыкой, читает книги из букинистического магазина, выращивает саженцы деревьев, фотографирует на пленочный фотоаппарат. Вендерс тонко и поэтично показал повседневность героя, объединив любовь к Японии, музыке, литературе и эстетике кадра. Вдохновившись сюжетом и отношением главного героя к рутине, авторы фильма создали атмосферный сайт, где можно прожить один из его дней.
Саундтреки к фильму
Музыка регулярно звучит в его фильмах — от концерта Чака Берри в «Алисе в городах», выступления Ника Кейва и группы Bad Seeds в «Небе над Берлином», до музыкальных документалок «Клуб Буэна Виста» и «Уилли Нельсон в театре». Вендерс не раз признавался, что рок-н-ролл — это «спасительная музыка», пробуждающая позитивную энергию. Достаточно вспомнить саундтрек к его новому фильму «Идеальные дни», где собраны хиты Лу Рида, Патти Смит, The Rolling Stones, Нины Симон и многих других.