Текст: Наталия Колесова
27 июля, спустя три года после мировой премьеры, в российский прокат вышел фильм «Хельмут Ньютон: отвратительный и великолепный» об одном из самых известных и противоречивых фэшн-фотографов. Наталия Колесова, журналист и писатель, рассказывает о его смелости и эксцентричности и о его искусстве фотографии.
Фильм режиссера Геро фон Бёма «Helmut Newton: the bad and the beautiful» вышел в российский прокат со странным переводом названия: «Хельмут Ньютон: отвратительный и великолепный». Видимо, прокатчики решили, что так эффектнее.
Но великий фотограф, в 2004 году погибший в автокатастрофе в Беверли-Хиллз, врезавшись в бетонную стену на своем кадиллаке, был самым обаятельным, остроумным и одержимым мастером, а никак не ужасным диктатором. Он любил сильных и красивых женщин, все понимал в сексе, снимал камерой Hasselblad, создал незабываемые образы великой эпохи расцвета глянца. Его «Большие обнаженные» — шедевр. В фильме много эпизодов backstage, показывающих задорный и изобретательный процесс съемок Ньютона.
Это заслуга его жены Джун, которая, будучи сама фотографом, много лет снимала маленькой видеокамерой «за кулисами». И полулюбительский фильм «Helmut by June» — лучшее, что можно было сделать в память о нем. Очаровательные комментарии, шутки, «домашние радости». Ньютон на каблуках и в шляпе или танцующий на террасе в рваных шортах и свитере. Спор с Джун: кашемир или шерсть? «Почему ты всегда прав?», — бросает она своим певучим голосом.
Она всегда знала: он одержим работой, и модели, актрисы, красавицы — часть этого захватывающего процесса. Поэтому ревности не было места в их удивительных отношениях.
«Я хочу на тебе жениться», — сказал австралийке Джун эмигрировавший в Сингапур в годы нацизма берлинский еврей. — «Но у нас никогда не будет денег». К счастью, все оказалось иначе. А когда Ньютон погиб, два города, с которыми он прежде всего себя ассоциировал – Нью-Йорк и Париж – долго «думали», открыть ли его музей. Зато мэр Берлина сразу предложил Джун на выбор несколько особняков. Музей и Фонд Хельмута Ньютона теперь располагается в немецкой столице.
Вытесненный из страны в годы нацизма, он все же вырос и сформировался в культурном контексте немецкого экспрессионизма. Неслучайно его восхищение берлинцами (особой породой немцев, по убеждению фотографа), Эрихом фон Штрохаймом и внутренняя полемика, любовь-ненависть с Лени Рифеншталь.
Великие актрисы, модели, звезды шоу-бизнеса вспоминают, каким неисчерпаемо талантливым и веселым был герой фильма. Шарлотта Рамплинг, Изабелла Росселини, Ханна Шигула, Грейс Джонс, Марианна Фэйтфул, Анна Винтур, Надя Ауэрман, Клаудия Шиффер…
Радикальные нападки и обвинения в мизогинии писательницы Сьюзан Зонтаг выглядят совсем неубедительно. Все героини коротких интервью осознают, что в работе с Ньютоном они достигали «большего, чем банальное совершенство». Это было прикосновение к гению и результат совместных побед: обнаженная Шарлотта, сидящая на столе, великий парный портрет Изабеллы с Дэвидом Линчем, темное тело Грейс Джонс и белокожий Дольф, бесчисленные и прекрасные в своей естественной (без фотошопа!) красоте модели — энциклопедия великой фотографии.
Эксцентричность и смелость Ньютона проявлялись в съемках, которые были возможны только в его исполнении. Женские руки в бесценных кольцах с десятикаратниками от Bulgary, разделывающие жареную курицу, эротичная куриная тушка в кукольных туфлях на высоких каблучках, съемка рекламы мужских тренчей на фотографе во время работы с обнаженной моделью. Он взял с собой камеру даже в операционную кардиологической клиники. Собирался снимать и там… Это мог позволить себе только Хельмут Ньютон, «плохой и прекрасный».