До 12 марта в петербургском Музее современного искусства «Эрарта» идет выставка фотографий Альберты Тибурци — итальянской модели, выбравшей встать по другую сторону объектива. В нем оказывались Дастин Хоффман, Катрин Денев, Роман Полански, Энди Уорхол, Моника Беллуччи и все главные модели 80-х. Историю удивительной жизни и карьеры Signora della Luce — «Королевы Света» — рассказывает Соня Осипова.
Соня Осипова
Искусствовед, писатель и художник-иллюстратор, преподаватель детского курса по истории искусств в Школе Seasons
Работы для Эрарты Альберта отбирала лично, пытаясь предугадать, что может отозваться именно российскому зрителю. В итоге в залах музея представлены ее съемки для глянцевых журналов 70-80-х годов, а также тонкие психологические портреты современников.
Альберта Тибурци родилась в Риме. И, как все молодые итальянские девушки этого времени, она вряд ли могла представить себе свою жизнь дальше границ Вечного Города. Ее карьера модели начинается со случайной встречи знаменитой фешн-обозревательницей и редактором Дианой Вриланд. Альберта подписывает контракт с Vogue и уезжает в Нью-Йорк — город, где в это время все бурлит: студенческие демонстрации, Вудсток, «Фабрика» Энди Уорхола, хэппенинги авангардного композитора Ла Монте Янга, первые большие показы авторского кино в The Kitchen и шумные вечеринки богемы. Не попасть под влияние этого творческого вихря было невозможно.
Альберта увлекается визуальными искусствами, в 1969 году снимается в документальном фильме «Падение» Питера Уайтхеда, сыграв саму себя. Благодаря своей работе моделью для Look и Harper’s Bazaar она знакомится с выдающимися фотографами Норманом Паркинсоном, Ирвином Пенном, Ричардом Aведоном и Хельмутом Ньютоном.
Известный японский фотограф Хиро Вакабаяси подарил ей камеру и первый поддержал ее интерес к занятиям фотографией. Альберта уезжает с ним на съемки для журнала Life на остров Тобаго. Природа, фейерверк ярких тропических красок и колоритные местные — каждый день она снимает на пленку островную экзотику.
Возвратившись в Италию, Тибурци публикует свои первые снимки в еженедельнике L’Espresso и в L’Uomo Vogue. Для последнего, кстати, она делает удивительно нежный фотопортрет американского киноактера Дастина Хоффмана, где перед нами предстает трепетный герой эпохи Оскара Уайльда.
Именно портретная съемка раскрывает ее как художника, умеющего обратить внимание зрителя на героя, свободного от штампов своих кинематографических образов. Альберта, по ее словам, никогда не чувствовала себя комфортно перед объективом фотокамеры, но зато знала, как помочь своим героям почувствовать себя естественно и расслабленно в провоцирующем свете софитов.
В ее кадре работает все. Иногда, это просто белая стена или помпезная декорация барочного интерьера, как на портрете Энди Уорхола. Зыбкий фон из света и дыма на фотографии Домицианы Джордано, известной по фильму Андрея Тарковского «Ностальгия». Роман Полански пойман с книгой Роберта Блоха «Психо», что добавляет иронии медийному образу скандального режиссера, снимающего «пессимистическое» кино. Джек Николсон в чем-то вязаном, превращающем его из карикатурного злодея в университетского профессора.
В конце 70-х Альберта создает невероятной красоты и глубины галерею женских портретов — Катрин Денев, Ванессы Редгрейв и совсем еще молодой Моники Белуччи. В работах Тибурци нет излишнего драматизма. В них — воздушность, присущая художникам-романтикам итальянского Возрождения, воспевающих идеальную женскую красоту.
К середине семидесятых, вернувшись в Рим, она становится профессиональным fashion-фотографом. Альберта Тибурци нашла свой стиль — особенный подход к освещению, благодаря этому получив титул Signora della Luce — «Королева Света». На ее съемках использовали огромное количество отражателей и зеркал, превращавших площадку почти в киностудию. «Я хочу, чтобы свет работал на меня». В своей студии она использует кварцевые лампы, бумажные или тканевые фоны, добиваясь наибольшей кинематографичности в своих работах.
Увидеть это можно в триллере Ирвина Кешнера «Глаза Лауры Марс» — прототипом героини Фэй Данауэй в послужил образ самой Альберты Тибурци и ее стиль работы на площадке. В картине есть тонкий оммаж фотографу — полукруглая стена в спальне героини обрамлена зеркалами, в которых, как на кадрах кинопленки, едва мерцая, отражается и множится ее хрупкая фигура.
В 80-е крупные модные издания мечтают видеть на своих страницах ее экспрессивные работы, соединяющие в себе одновременно элегантность и очарование. Она снимает весенне-летнюю коллекцию Valentino, много и продуктивно сотрудничает с журналами Amici, Anna, Vogue Italy, Harper’s Bazar. Ревью ее работ представлены во всех главных фотоиздания. Она снимает в годы расцвета итальянской высокой моды, сама выбирая моделей и открывая новые яркие имена. Вдохновленная работами Ги Бурдена, она использует сочные цвета и сложные уличные декорации
Гипертрофированные тени, контровой свет, умелое включение в сюжетную канву архитектурных элементов — все это легко узнаваемый почерк в работах Альберты Тибурци.
Попадая в пространстве выставки «Альберта Тибурци. Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х», вы становитесь частью этого волшебного соблазнительного мира эксцентрической моды, блесток и цветовых излишеств. До 12 марта еще можно успеть сесть в машину времени и попасть в водоворот шумных вечеринок 80-х. Да и просто оказаться в мире красоты, романтики и элегантности