«На первом месте у фотографа стоит самость»: интервью с Катей Алагич

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Интервью: Юля Григорьян
Фото: Катя Алагич

Катю Алагич мы зовем снимать, когда нужно увидеть великое в обыденном — летнем тягучем бытовании на даче, пикнике, прогулке или просмотре семейного альбома. Этой зимой Катя стала мамой и сняла себя в новом состоянии и роли для одного из номеров Seasons. Перед стартом ее блока курса «Видеть жизнь» мы поговорили о том, как фокус на технической стороне съемки может мешать творчеству, о жадности до нового сочетания, сюрреалистичности и репортажной динамики.

Занятия Кати Алагич по репортажной съемке начнутся в Школе Seasons 20 ноября. Подробности о курсе и регистрация здесь.

Можно ли сказать, что фотография — это про отношения с миром? Какие у тебя с ним отношения?

Фотография — это самое честное зеркало восприятия мира, иногда она отражает состояния лучше, чем я могу описать словами. Фотографирование как процесс — это и своего рода терапия и лакмусовая бумажка того, как мы чувствуем. Я верю, что какой человек выбирает подход в съемке, какие-то оттенки, тональность, сюжеты — такой и он сам. 

Фотография отражает мои интересы, мой бэкграунд: иногда в ней много четких композиций (по образованию я архитектор), иногда, наоборот, превалирует киношная мягкость, свойственная одному из моих самых любимых режиссеров Вонгу Кар Ваю. В ней смешиваются какая-то моя мечтательность, сказочность, сюрреалистичность с динамичным репортажем. Чем лучше я сама себя узнаю с годами, тем четче творчество отражает мою сущность.

А что важнее для фотографа — поставленная техника или мощная аутентичность и проявленная самость?

Мне кажется, что на первом месте у фотографа стоит самость и аутентичность, а еще воля к тому, чтобы постоянно развиваться. Техника это уже второстепенное и то, что можно наработать со временем. Конечно, основы важны, но часто слишком большое фокусирование на технической стороне и разных правилах напрочь перекрывает творческий поток.

Без чего нельзя быть хорошим фотографом?

Сложно быть хорошим фотографом без насмотренности. Под ней я подразумеваю визуал в самых разных направлениях — классическая и современная живопись, фотография, кино. Все, что мы видим, рассматриваем, очень влияет на стиль фотографа. Еще очень важна критичность к своим работам и много практики — без этого не будет развития. Можно неосознанно копировать стиль и подход других художников и топтаться на месте много лет подряд.

Вкус — это что-то врожденное или его можно развивать?

Вкус — это та же насмотренность, ее точно можно развивать, причем с детства. На формирование вкуса влияет среда, окружение, воспитание. Некая доля голода до знаний в самых разных областях и кругозор тоже играют большую роль.

Какие личные качества позволяют быть хорошим фотографом?

Эмпатия к людям, открытость, жадность к новому. Легкость на подъем и желание увидеть, узнать как можно больше всегда приводили меня к каким-то невероятными случаям и знакомствам. 

Мне кажется, важно быть в своем восприятии мира немного ребенком, смотреть на все с широко распахнутыми глазами, фантазировать, чтобы не переставать удивляться и фиксировать то, что нас окружает в самых необычных ракурсах и комбинациях.

Ты отделяешь рабочее от личного? Где у тебя эта граница проходит?

Моя работа проникает в повседневность: у меня нет четких выходных, все, скорее, хаотично, и мне нравится переключаться между съемками и семьей. Работа над принтами и книгой, создание украшений присутствуют в моих буднях постоянно. Единственное, я стараюсь не отвечать на рабочие вопросы вечером — знаю, что все может подождать.

Материнство повлияло на твой стиль?

Я почти не ощущаю какого-то глобального влияния материнства на мой стиль в фотографии. Скорее, что вполне ожидаемо, я стала больше ценить свои ресурсы, острее ощущать нехватку времени наедине с собой и, как следствие, пространства для творчества. Теперь, даже если я где-то одна, фоном мысли занимает малыш — мне сложнее отключить голову и погрузиться в созерцание, творческий поток, как это было раньше. Поэтому я ищу новые подходы, чтобы не потерять того самого внутреннего ребенка-исследователя.

Если бы не фотографией, то чем бы ты занималась?

Если не фотография, то ювелирное дело, конечно же, которым я сейчас параллельно и занимаюсь, у меня есть бренд украшений Leta. А еще живопись, дизайн интерьера (у меня было свое интерьерное бюро) и дизайн арт-объектов.

Блиц

Любимый фотограф: Георгий Пинхасов (мне посчастливилось быть с ним в дружеских отношениях). Мона Кун, Кристофер Андерсон, Гарри Груйер, Алекс Уэбб. 

Любимый фильм: «Мечтатели» Бертолуччи люблю за пронзительную чувственность. 

Любимый цвет: зависит от внутреннего состояния. Сейчас это белый и лазурно-голубой — цвета чистоты и глубины. 

Любимый район Москвы: Очень люблю район Кузнецкого моста, переулки между Трубной и Сретенкой, район Октябрьского поля и Щукинской со старыми немецкими домами. 

Читайте также:

Материал обновлен: 16-11-2022