«Шеф-повара — это художники»: интервью с фуд-фотографом Олей Хмельницкой

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Интервью: Юля Григорьян

Хрупкая и изящная Оля Хмельницкая снимает блюда самых модных ресторанов Москвы. Перед стартом ее блока фотокурса «Видеть жизнь» Оля рассказывает, как снимать еду так, чтобы она выглядела «живой», где находить творчество в коммерческих проектах и какую роль в этом процессе играет личность шефа. 

Как ты выбрала фудсъемку основной деятельностью?

Может, это странно, но я не готовлю сама. Бывает, пеку что-то, у меня есть, например, любимый рецепт яблочного слоеного пирога. Но интерес к еде у меня был всегда, я воспринимаю ее как инструмент закрепления приятных воспоминаний — из детства или из путешествий. 

Десять лет назад я увлеклась фотографией и пошла учиться. Пробовала разные направления: снимала портреты, свадьбы, лавстори, бэкстейджи. У меня всегда хорошо получалось находить контакт с людьми, я достаточно эмпатична. Но в какой-то момент эти личные и важные события других в стали для меня обыденностью, а это не очень хороший знак.

Как-то раз я сделала творческую съемку в стиле Kinfolk для еще не открывшейся кондитерской, этот процесс меня очень увлек. После нее меня позвали работать на коммерческой основе и вот уже шесть лет основное мое дело — это фудсъемка. Я снимаю для релизов, меню, соцсетей, журналов, и могу выбирать разные подходы — фотографирую ли ресторан высокой кухни с идеальными белыми скатертями или домашнюю грузинскую выпечку. Мне нравится, что за каждым рестораном и блюдом стоит большая команда со своим видением и целями. И я помогаю их им достичь. Портреты, репортажи и бэки со съемок рекламных роликов я теперь снимаю для души.

Занятия Оли Хмельницкой по фуд-фотографии в Школе Seasons начнутся 6 ноября. Подробности о курсе и регистрация здесь.

Еда в твоих съемках остается живой, не кажется выхолощенной. Как ты этого добиваешься?

Мои постоянные клиенты достаточно быстро различают мои снимки в других проектах. Думаю, у меня есть узнаваемые черты в свете, цвете и композиции. В моих снимках все равно достаточно много меня, несмотря на то, что я занимаюсь коммерческой съемкой, цель которой всегда одна — показать блюдо вкусно красиво, подчеркнуть неповторимость конкретного заведения. Может показаться, что в этом не очень много творчества, но оно всегда присутствует — в поиске новых ракурсов, поверхностей.

Живость блюда на фото — работа в первую очередь шефа, дальше я с помощью света и цвета передаю объем, сочность, свежесть, форму, тягучесть.

Шефы ресторанов, с которыми я работаю, очень разные, и это сильнее всего привлекает мое творческое внимание. Каждый из них видит продукт и чувствует его вкус по-своему. Если у нас схожее видение, случается взаимопонимание и работа ладится. Но должна признаться, так бывает не всегда.

Есть такое ощущение, что все уже снято в еде максимально красиво, ну куда еще? Как можно придумывать что-то новое? На что ты тут ориентируешься? Как отражаешь в съемке фишки места, личность шефа, его идеи?

Работая с референсом, важно понимать, что это лишь источник вдохновения, а дальше предстоит встреча с реальностью. Сначала я изучаю концепцию заведения, фирменные цвета, направление в кухне. Потом интерьер, какое в нем освещение, какие текстуры, какая музыка играет и какие гости приходит. Благодаря опыту я делаю это довольно быстро. 

Шефы — это душа и сердце ресторана, они как художники. Моя задача разглядеть, чем каждый отличается от других, на чем делает акцент в блюдах: на фактуру, многослойность, контраст вкусов, сложную подачу или посуду ручной работы. Если сложить все вместе, станет видима задача и можно будет понять, в каком направлении двигаться в визуале.

Чем бы ты занималась, если бы не фотографией? Чему бы еще хотела научиться?

Я бы все равно занималась фотографией, прекрасно вижу себя и в 60 лет с фотоаппаратом, отличный пример для меня — Энни Лейбовиц. Я бы хотела глубже изучить интерьерную съемку. Рестораны часто просят снять пространство или его детали для релиза, а мне не хватает знаний в этом направлении, я бы хотела в него углубиться. 

Какими качествами должен обязательно обладать фуд-фотограф?

Если судить по себе, это трудолюбие и гибкость. Я, например, могу снимать и с естественным, и с искусственным светом. Есть такой нюанс в нашей сфере, мы почти всегда — последнее звено в цепочке обновления меню или любого фуд-события, поэтому часто приходится работать в сжатые сроки и быстро отдавать материал. Прокрастинировать и оттягивать не получится.

Можно ли без подготовки начать самому снимать еду качественно?

Можно, но все равно изначально придется как минимум разбираться в настройках фотоаппарата, базовых знаниях света и композиции, постпродакшене.

Чему бы ты хотела научить студентов своего курса?

Я бы хотела научить всему, что умею сама, но понимаю, что в нашей сфере очень важна практика, а для этого нужно больше времени. Я хочу показать и рассказать кейсы существующих ресторанов и кафе, дать съемку с естественным и искусственным светом. Мы будем видеть контрасты, текстуры, блики и магию атмосферы заведений и учиться их передавать в кадре. 

Читайте также:

Материал обновлен: 01-11-2022