Текст: Мари Губиева
Фото: Слава Шитов
Иллюстрации: Дарья Дурнева
Коллажи: Дарья Уланова
Хоть и дружелюбному, но все же пафосу московских модных ресторанов, мягким засасывающим диванам, окнам в пол и гладкому мрамору столешниц ресторан «Галки» (Страстной бульвар 4, стр 3) противопоставляет пространство, похожее на пещеру добрых чудовищ. Тут полумрак, хаотичная рассадка, птицеголовые божества на стенах, этническая музыка. Рассказываем, зачем все в этом месте пытается отвлечь тебя от привычного сценария похода в ресторан, а гостям не нужно надевать маску все видавших модников.
Первое время в подвале, где раньше был спортбар, работали только повара — встречали гостей, принимали заказы, готовили и разливали коктейли. Идея места, где можно перекинуться парой фраз с тем, кто варил твой тыквенный суп с уткой, принадлежит Денису Нерезову, одному из основателей «Галок». Посетителей становилось все больше, и тогда решили, что слаженность работы выше концепции. Наняли официантов, хостес, барменов, но эту «короткую дистанцию» между гостями и всеми сотрудниками стараются хранить до сих пор. Так в новогоднюю ночь 2019-2020 весь персонал отпустили домой, а Денис приехал и сам открыл ресторан: придет, кто придет. За стойкой бара скоро оказались режиссеры-постановщики, дизайнеры интерьеров, балерины с французскими бульдогами. Гости приносили с собой салаты, ухаживали друг за другом, а художественный куратор и совладелец ресторана готовили для них пиццу.
Эта свойскость, не нарочитость, элементы хаоса и постоянной импровизаций делает «Галки» живым местом, а не «ресторанной концепцией», такой выверенной, что приходишь вроде в новое место, но уже догадываешься, как там будет.
В меню, за которое отвечает шеф Сергей Ряхов, только то, что все знают и любят: несколько видов хумуса, брускетты и пинцы с разными начинками, рамен и том ям. Подают в нейтральной керамической посуде ручной работы, ничто не отвлекает от еды и разглядывании рисунков вокруг. Из напитков предлагают совершенно чудесные домашние смородиновые и малиновые наливки-«варёнки».
Но «Галки» в первую очередь, пространствоцентричное место. Собирались они на коленке, стулья, посуду искали по друзьям, знакомым и постоянным посетителям. Первые гости помнят время, когда столов не было вовсе и все ели за барными стойками, и период, когда появилось первых два. Один сделали из привезенной кем-то дубовой двери, другой — из деревянных подносов и икеевских ножек от стульев.
По удачной случайности, которые тут, кажется, происходят повсеместно, Денис познакомился с Дашей Дурневой, дизайнером и художественным оформителем ресторанов (бар «Менделеев»). Денис показал Даше фото своего только открывшегося полупустого ресторана, она предложила приехать в ее мастерскую и забрать все, что приглянется. «Я же прекрасно знаю, сколько стоит декорировать ресторан», — говорит Даша уже в разговоре со мной. Денис забрал все: от полотен, на которых она набивала руку и проверяла краску, до ее иллюстраций к Брехтовским пьесам. «Тут я поняла: люди свои, странненькие, можно им задвигать всякие фантазийные штуки», — смеется Даша. Спустя 2 года ребята вместе открыли ресторан «Узоры», про него мы рассказывали тут.
Возмущение ресторанных критиков о слабом освещении в ресторанах как о дурновкусии в «Галках» нежно, но настойчиво обходят, а стиль «лавирование между столиками» не берет в расчет рекомендации по минимальному расстоянию между посадочными местами. Но это почему-то не раздражает. «Мы против тотального комфорта, идеальной гладкости, — объясняет Данил Коновалов, управляющий. — Чтобы расшевелить это внимание гостя, его не надо топить в полном комфорте — глазу не должно быть ровно и идеально, тело не должно обмякнуть, тогда человек включается. Нам хочется, чтобы люди «общались» с пространством, замечали место, в которое приходят». Летом прошлого года ребята сделали из теплотрассы возле ресторанчика посадочные места, кинули на нее подушки и поставили доски-столики, а крышу заведения переоборудовали в «гнездо» для небольших компаний. Так в Инстаграме появился хештег #мамамненуженлюкс, под которым собраны фотографии красиво одетых людей, сидящих на огромных трубах с бокалом красного в руках.
В мире, где все пытаются унифицировать, подвести под один стандарт, сделать идентичным и понятным любому, выше ценится человечность случайного, не продуманного заранее, а шершавого в своей настоящести.
Даша разрисовала стены бара в «Галках» на манер сакральной живописи и по мотивам эпоса разных культур: Галка-Богоматерь, Галка-Цезарь, Царица Галка Надменная, Падшая Галка, которая потом все же возвращается на небеса. Дизайнер Ульяна Хохлова сделала для ребят панно на всю стену главного зала из переработанного картона «12 Галок Апостолов» (это про главные ценности заведения: вкус, запах, цвет, внимание, энергию, талант, команду и далее по списку). В центре панно — Галка Данко, вырывающая себе сердце, чтобы осветить галчатам дорогу.
У места появились свои мифы и эпос, придумались истории, которые официанты и бармены, подсаживаясь за столики, рассказывают гостям.
В бывшем складе сделали помещение для выставок. Здесь уже показывали картины Руслана Цримова, керамику Марины Акиловой и Милы Хацук. Черная комната стала местом живого творческого процесса, выставочным залом без расписания или афиши, все по-свойски.
Среди всех открывающихся по аккуратному алгоритму московских заведений, где тебе всегда как будто нужно быть поинтереснее и помоднее, можно найти ярко-синюю деревянную дверь в проулке на Страстном, ведущую словно в лавку с волшебными палочками Оливандера. Тут ты будешь сидеть за немного шатающимся столом из Икеи за 900 рублей, есть вкусную еду, чувствовать себя грустным, злым или нежным — уж неважно, место примет тебя любым.
Читайте также:
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов