Путь художника: зачем подростку творческое развитие

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Автор: Ася Шибанова

Многие подростки любят рисовать, но ломаются при первом же посещении художественной школы. Далеко не всем детям удается почувствовать, что бесконечные упражнения на технику помогают им делать что-то свое. И правда, есть ли место смелости и непохожести там, где все работы должны быть приведены к одному стандарту? Мы поговорили с преподавателями Британской высшей школы дизайна про то, что такое современное художественное образование и почему творческое развитие — это не только освоение академических навыков.

Творчество — это способ познания мира

Творческое мышление нужно не только людям искусства. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда единственного правильного ответа, как в школе, — не существует. Видеть несколько путей решения задачи, выбирать тот, который подходит именно нам, сверившись с тем набором инструментов, которые у нас есть — творческое переосмысление действительности помогает нам жить. 

С детства у многих людей есть установка, что искусство бывает только академическим, и, если ты не умеешь рисовать «как надо», лучше даже не пробовать. Куда важнее, чтобы у человека было желание пробовать, экспериментировать, придумывать новое без страха сделать что-то неправильно. На подготовительных программах Британки мы используем много разных подходов, чтобы поддержать наших студентов в этом творческом тонусе. Например, мы рисуем собственные портреты вслепую, на ощупь изучая свое лицо. Здорово наблюдать, когда студенты начинают чувствовать эту свободу и создавать что-то по-настоящему свое. Это не значит, что техника не важна. Но мы идем за студентами: предоставляем им поле возможностей, показываем разные инструменты, подходы, а они выбирают то, что нужно именно им. Если человек мотивирован, если ему интересно решать поставленную перед ним задачу, он освоит любую технику.

Алина Родионова, куратор программы Pre-Foundation Art & Design

На ошибках учатся

Страх совершить ошибку блокирует творческое начало в человеке, не дает совершать поступки и проживать свою жизнь. Школьная система образования часто транслирует детям — за ошибки ставят «двойки», инициатива наказуема, лучше не пробовать что-то сделать, если на сто процентов не уверен в своих силах. Вот почему важно, чтобы у ребенка было пространство, где он мог бы выражать себя, не боялся столкнуться с ситуацией, когда что-то не выходит, воспринимал бы неудачи не как приговор, а как точку роста.

В художественной практике это совершенно нормальная история — увидеть, что твоя инсталляция, перфоманс, скульптура получается совсем не такой, как ты задумывал. Мы просим студентов делать заметки в процессе работы, рефлексировать, в какой момент что-то пошло не так, как хотелось бы. Ошибки, неудачи — это не драма и не трагедия, а часть творческого процесса, которая помогает нам расти, открывать новое. Мы вместе со студентами анализируем то, что произошло, чего не хватило для реализации идеи, и что теперь нужно сделать, чтобы получилось. Важно, чтобы они сами умели это видеть, ведь во взрослой жизни такую работу над «ошибками» можем провести только мы сами.

Мария Горячкина, куратор программы Introduction to Art & Design

Видеть себя и других

Время художников-одиночек, которые творили в мастерской, не вступая в контакты с внешним миром, прошло (да и было ли оно?). Сегодня тем, кто работает в креативных индустриях, надо уметь заявлять о себе так, чтобы их слышали, работать в команде, договариваться, выстраивать отношения с огромным количеством людей и институций. «Мягкие навыки», soft skills, в современном мире необходимы любому профессионалу, в какой бы области он не действовал, но традиционная система образования по-прежнему упускает их из виду.

PreFAD Final show

Творчество — это развитие личности прежде всего. В Британке мы много уделяем внимания не только индивидуальной работе, но и групповой. Важно, чтобы студенты умели отстаивать свою идею и принимать чужую, если она кажется удачнее. Учились не только проявлять себя, но и слушать других. Они делятся друг с другом своими наработками, вместе занимаются в наших лабораториях, где новейшее оборудование позволяет попробовать разные техники — от керамики и 3D-мультипликации до видеомонтажа и работы со звуком, много общаются, начинают дружить. Ребята глубоко погружаются в разные области креативных индустрий: встречаются с профессионалами, делают индивидуальные и групповые проекты, учатся представлять себя и свои работы, а в финале придумывают и создают свою выставку. Такой живой процесс помогает подросткам попробовать разные профессии, понять, к чему лежит душа, а еще делает ребят самостоятельнее, решительнее и в то же время гибче.

Алина Родионова, куратор программы Pre-Foundation Art & Design

Программа Introduction to Art & Design подходит и тем, кто хочет связать свою жизнь с креативными индустриями, и тем, кто пока выбирает профессию и пробует себя в чем-то новом.

Учеба начинается с октября и идёт восемь месяцев: за это время студенты учатся основам графики, живописи, техники печати и рисунка, осваивают Adobe Photoshop, Illustrator и After Effects и разбирают на практике историю искусства. А ещё создают керамику и скульптуры, работают с деревом. В основном, программа ориентирована на подростков, но подойдёт и взрослым — занятия проходят по субботам с 10:30 до 18:00. 

Чаще всего после освоения Introduction to Art & Design студенты переходят на следующую ступень — Pre-Foundation Art & Design, которая готовит к поступлению на бакалавриат Британки или других российских ВУЗов, а также зарубежных университетов. Чтобы поступить на Pre-Foundation, необязательно посещать Introduction, однако первая ступень может вам пригодиться, если вы хотите подтянуть художественные навыки. Заявку на обучение можно подать на сайте Британки. 

Реклама. АНО ВО «Универсальный Университет». 4CQwVszH9pUmKdA4chp

Читайте также:

Материал обновлен: 26-09-2023