Неслучайные связи: что такое нетворкинг-путешествия и чем они полезны

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Вика Бордукова

Нетворкинг-путешествия — это поездки, в которые отправляются, чтобы найти близких людей. Походы, мастер-классы, обеды за длинным столом — хорошая возможность увидеть друг друга настоящими, свободными от привычных социальных ролей. Мы поговорили с создателями трех тревел-проектов о том, как искать «своих».

«Ща» (бывший «Отъехали»)

Камерные путешествия, в которых встреча с местными, мастер-классы и еда — самый короткий путь к другой культуре.

Год назад Катя Клёнова-Бычкова поделилась в соцсетях идеей устраивать поездки по неочевидным местам, а Галя Аксельрод-Голикова в это время думала о том же и написала ей: «Хочу с тобой». Так в январе 2021 года родился проект «Отъехали». Меньше чем за год девочки организовали путешествия в Сочи, Армению, Киргизию и Ростов-на-Дону. В конце 2021-го проект перезапустился под новым названием, с новым составом и идеями. Теперь это «Ща», его делает Катя с командой. И уже ждет всех в поездках в Узбекистан, Краснодар и по Золотому кольцу.

«Я долго думала над формулировкой сути проекта в одном предложении. То, что я делаю, — это камерные поездки в неочевидные места с комфортом, душой и мастер-классами. Мне важно вкусно и красиво кормить гостей, объединять одних хороших и интересных ребят с другими и организовывать для них новый опыт. 

Я знакомлю гостей с локальными гастропроектами, а еще вожу туда, куда сами бы они не попали. Например, в новом путешествии по югу Армении этой весной мы пойдем на мастер-класс по изготовлению ковров в фонд, который помогает женщинам из отдаленных деревень. Их обучают ремеслу и дают работу. Мы познакомимся с ними, вместе пообедаем и поучимся. А в Узбекистане всеми участниками приготовим плов, отправимся в гости к коллекционеру старинных тканей и семье, которая делает куклы».

Я приезжаю в кафе, на ферму, в мастерскую и говорю: «‎Привет, я Катя, у меня бюро путешествий, давайте сделаем вместе что-то классное?» Это работает. С этого, например, началось сотрудничество с «‎Домом варенья» — локальным сочинским брендом. Я приехала туда, стала расспрашивать официантов, и тут дверь открылась, и появился Станислав Дорошенко, его владелец. Через пять минут мы уже обсуждали будущий мастер-класс. С тех пор провели там несколько ужинов, на каждом из которых хозяин заваривал нам чай и рассказывал историю создания «‎Дома». При каких еще обстоятельствах ребята познакомились бы с владельцем места, где обедают?

Еда — это целый мир, люди, которые что-то выращивают, производят, готовят, угощают.

Мы всегда едем в путешествие небольшой группой до 12 человек и заранее изучаем, кому из потенциальных участников мы подходим, а кому нет. Высылаем короткую анкету, в которой просим рассказать участника, что в поездках для него самое главное. Жесткий экскурсионный график, осмотр всех достопримечательностей из окна автобуса — это совсем не про нас. Ходить в гости к местным жителям, слушать истории владельцев самобытных гостиниц и ремесленников — вот за чем мы едем. Такой контакт помогает узнать про место больше, чем самый качественный путеводитель.

Если человек шутит в анкете и не боится прислать свой любимый стикерпак или мем (да, такой вопрос там тоже есть), значит, скорее всего нам будет классно всем вместе. После девяти поездок стало ясно, что средний возраст участников — 27–40 лет.

Я продолжаю дружить с ребятами после поездок, а они дружат между собой. В октябре, в поездке по Армении, гости сказали, что надо делать каждый год встречу выпускников «‎Ща». Чтобы вспомнить, повеселиться и познакомиться с ребятами из других путешествий. Думаю над этим и радуюсь, когда участники прошлых поездок, даже не зная, куда я повезу в следующий раз, говорят: “Мы с тобой”».

MY WAYS ON

Иммерсивные путешествия, в которых главное не куда, а зачем.

Юра и Милена Перфильевы в 2019 году ушли из офисов (Юра — с госслужбы, а Милена из пиара), переехали в Грузию и создали проект My Ways On, который организует иммерсивные путешествия по Грузии, Дагестану, Северной Осетии, Калмыкии, Кольскому полуострову, Адыгее, Армении и Байкалу.

«У нас была очень благополучная и устроенная жизнь в Москве и высокооплачиваемая работа. Но однажды мы поняли, что устали от офисной рутины, решили начать все с нуля и наконец сделать то, о чем давно мечтали. Мы не просто ушли с работы, но и переехали в другую страну. Поселились в Грузии — тогда она еще не была так популярна у туристов, но здесь нам сразу стало понятно, какими должны быть наши путешествия. Чтобы люди приезжали сюда как будто в гости к родным, вместе сидели за столом, разговаривали и узнавали бы страну не по достопримечательностям из путеводителя, а изнутри.

С нами едут обычно довольно искушенные путешественники. Они бывали в Африке и Южной Америке, но своей страны не знали. Для таких людей важен не пятизвездочный комфорт (его в местном туризме добиться довольно трудно), а концентрированный эмоциональный опыт, который позволяет открыть в себе что-то новое.

Мы оба влюблены в иммерсивный театр и стараемся наши путешествия организовывать по таким же принципам. Наш «зритель» — не пассивный наблюдатель, не потребитель, а полноправный участник действия

И наш «спектакль» длится не три часа, а несколько дней. Мы создаем возможности для глубокого погружения в среду, режиссируем испытания, проходя которые можно лучше понять себя. И надеемся, что из наших путешествий, как после хорошего спектакля, человек возвращается домой немного другим.

У каждого участника опыт может быть разный — это зависит и от его вовлеченности, и от его запроса. Мы уважаем право человека делать выводы самому. Вот мы показываем в Грузии крепость, куда привозят всех туристов. Крепость производит впечатление — она как будто из голливудских декораций, хоть блокбастер здесь снимай. Не каждый разглядит, что это новодел и ничего настоящего в ней не сохранилось. А потом мы едем смотреть другую крепость, где туристы почти никогда не бывают: что сюда ехать, какие-то развалины. Но здесь и правда люди сражались и погибали, на стенах можно увидеть следы пуль. И когда осознаешь это, то мороз по коже. Вот она, настоящая история.

Или мы едем в Вардзию — монастырь, устроенный в скалах. И одна часть его, открытая для посещения, вся состоит из инстаграмных видов. Всё очень красиво, удобно, проложены тропинки специально для туристов. Мы по этим тропинкам бродим, а потом показываем монастырь с другой стороны горы. Здесь живут четырнадцать монахов. И прикоснуться к этой тихой, спокойной жизни, не похожей на фотографии из туристических буклетов, поговорить с насельниками — переживание, которое ты больше нигде не получишь. Нам это важно — показывать настоящее и стараться, чтобы люди умели его видеть и ценить.

У нас нет какого-то специального отбора в поездки, но удивительно, как наши предложения резонируют в людях одного круга: совершенно случайно в одну поездку подобралась группа журналистов, а в другую — айтишников. Те, кто едут с нами, становятся сообществом людей, которым интересно и комфортно друг с другом. 

Мы только честно всегда предупреждаем, что наши путешествия не про отлежаться в отеле и чтобы тебя никто не трогал. Они подходят тем, кто ищет себе компанию, и общение — важная их часть. И еще наши поездки очень активные, поэтому, если мы видим, что человеку такая поездка не по силам, советуем какие-то другие проекты. Конечно, после возвращения домой мы продолжаем общаться с группами — переписываемся, встречаемся. Совместный опыт, пережитый в путешествии, очень сплачивает. Люди возвращаются к нам уже парами, целыми компаниями.

Мы придумали сейчас новую историю — путешествие в неизвестность. Человек только в аэропорту, после квеста, узнает номер рейса и вообще куда он отправляется и где проведет ближайшие несколько дней. И знаете, нет отбоя от желающих. Это про доверие.

OUT OF / АУТ ОФ

Короткие поездки по России с творческой программой для тех, кто понимает, что культурная жизнь сосредоточена не только в Москве и Петербурге.

Проект вырос из блога «Что по выставкам», в котором Юля Александровская вместе с друзьями вела дневник культурных событий в Москве и российских регионах.

«В какой-то момент нам захотелось не только рассказывать о классных культурных событиях и местах, но и показывать их вживую. Мы задумывали этот проект для таких же людей, как мы, которым интересно узнавать культурную среду изнутри, знакомиться с локальными творческими сообществами в разных городах. У нас всегда есть проводник из числа местных жителей, благодаря которому мы в этот мир попадаем: ходим на воркшопы к художникам, знакомимся с музейными кураторами и галеристами и открываем для себя не слишком очевидные, но очень крутые культурные локации. Мы уже были в Никола-Ленивце, Калуге, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Калининграде и Дагестане.

В первые наши поездки ездили друзья и друзья друзей. Но потом аудитория стала расширяться, и нам пришлось следить за тем, чтобы собиралась компания людей, близких по духу. Однажды с нами поехали люди с такими разными ожиданиями, что договориться оказалось почти невозможно. И мы тогда решили ввести отбор — не из снобизма, а чтобы к нам попадали «свои», те, кому действительно будет интересно и легко в одной компании.

Мы режиссируем знакомства, из которых, возможно, вырастет дружба или новые проекты.

Каждый потенциальный участник заполняет анкету, немного рассказывает о себе и о том, почему он хочет отправиться в путешествие с нами. Тут совсем неважно, творческая у тебя профессия или нет. Важен круг твоих интересов, то, чем ты живешь. Одно дело, человек пишет о себе: «Я менеджер», и это его единственная характеристика. И совсем другое, когда он называет не только свою должность, но и рассказывает, например, о любви к фестивальному кино или малым музеям России.

У нас очень камерные поездки — в группе не больше 10–15 человек, поэтому приходится отказывать даже тем, кого мы очень хотели бы пригласить. Мы стараемся таких людей не терять и звать их в следующие путешествия. Но за количеством участников мы следим строго — будет больше людей, и атмосфера, которую мы так тщательно создаем, уйдет.

У нас, кажется, получается создать однородную и очень дружелюбную среду единомышленников. И здорово думать, что мы режиссируем знакомства, из которых, возможно, вырастет что-то классное — дружба, новые проекты. Часто в поездке все так передруживаются, что в следующий раз едут с нами той же компанией. То есть эти новые связи оказываются довольно прочными. Кстати, про название проекта. Out Of — это про возможность выйти за рамки своей привычной жизни, открыть новых людей, новые города и заодно себя самого.

Опубликовано в спецвыпуске Seasons, совместном с Тинькофф Бизнес.

Читайте также:

Материал обновлен: 05-06-2023