Текст: Залина Кантемирова
Фото: Юлия Авсенева
Если остались в нашей жизни еще максимально аналоговые миры, то один из них — библиотека. Аналоговые — не в смысле архаичные, а в смысле штучные, «ручной работы». Такой мир ждет вас в Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке.
Залина Кантемирова
Театровед, выпускница ГИТИСа, большой знаток и давний ценитель театра
Когда я была студенткой, библиотека была моим ежедневным ритуалом, местом моего обитания. Потом я стала обитать совсем в других местах, а о тайной страсти мне иногда напоминали лишь винтажные картотечные шкафы в интерьерах симпатичных кофеен. Сегодня я вернулась туда, где когда-то впервые испытала это чувство, — в Библиотеку искусств (РГБИ), в «Театралку», как мы ее называли. Вернулась совсем другим, взрослым человеком, с новыми увлечениями, интересами и снова погрузилась в каталоги, не ограничивая свои поиски темами экзаменационных билетов.
Со времен моего студенчества — о боги! — тут мало что изменилось, разве что картотечные ящики заменены на электронные каталоги. Но главное в библиотеке не это. Главное здесь — хранители. Да-да, хранители, как в древнем Египте.
У канадского режиссера Робера Лепажа был удивительный VR-спектакль про лучшие библиотеки мира, в том числе уже не существующие. Надев очки, ты попадал внутрь этих Храмов утраченных знаний: в галереи сгоревшей Александрийской библиотеки, в запасники Библиотеки Конгресса, листал легендарный атлас «Птицы Америки» в оригинале, в общем, оказывался внутри своей мечты. Там, в этих храмах, без хранителя было никак. И вот в центре Москвы, на Большой Дмитровке, мы снова приходим к хранителям. А хранить тут есть что. Во-первых, книга — объект материальный и может «заболеть»: плесень, влага, свет. Хранители регулярно проверяют физическое состояние фолиантов на предмет негативных воздействий. И, как ни странно, с тех пор как в ХIX веке в бумагу стали добавлять целлюлозу, «болеть» книги стали гораздо чаще.
Фонд Библиотеки искусств начал формироваться сто лет назад при Высших театральных мастерских Малого театра. С самого начала этим занимался литературовед Александр Фомин, собственно, именно его личная книжная коллекция стала основой библиотеки — больше 8000 томов.
Фомин сам отбирал книги для фонда, фокусируясь на изданиях по истории костюма, орнаменту, театральному делу и всему, что так или иначе могло быть связано с искусством. Основным источником поступлений были частные дворянские библиотеки, которые свозились после революции в Государственный книжный фонд при Наркомпросе.
В дальнейшем книги стали приобретать на аукционах, выписывать в издательствах, в том числе западных, и находить на книжных развалах. Так, например, в коллекцию попала одна из самых старых книг в коллекции библиотеки — «Триодь постная: сборник молитвословий на дни Великого поста» 1627 года, купленная в совершенно разрушенном состоянии. Восстанавливать ее пришлось очень кропотливо, наращивая бумажный слой каждой страницы. В целом, фонд книжных памятников: книг, изданных до 1830 года (именно в это время произошел переход от ручного набора к механическому прессу), редких, малотиражных, уцелевших при уничтожении тиража или, например, проиллюстрированных великими художниками, охватывает около 10 000 томов.
Есть, например, в фондах коллекция уникальных коррекционных листов-иллюстраций для русского издания книги «История орденов и чинов военных» Адриана Шхонебека. Книга была напечатана по заказу Петра I. Гравюры для русского издания делал ученик Шхонебека Ян Бликландт, и на листах сохранились подписанные от руки корректором переводы иностранных названий.
В отличие от многих других библиотек почти все эти книги доступны читателям. Если вы, например, изучаете режиссуру и вам нужен томик Шекспира исключительно 1865 года с пометками великих предшественников, то вам, скорее всего, его дадут, потому что все тут понимают, что искусство — это про вдохновение.
Для того чтобы на любой, даже самый абстрактный, запрос художника можно было подобрать материал, каждая книга описывается по множеству разных категорий. Для описания всех возможных вариантов ссылок на одну книгу иногда требовалось до ста карточек. Именно поэтому считается, что человек, способный справиться с нетривиальной задачей каталогизации библиотечного фонда, — почти гений.
Но одно дело каталогизировать, и совсем другое — уметь эту информацию из каталога извлечь. Тут как раз мы и вспоминаем, что библиотека — это «индпошив». Допустим, вам нужно найти картинку (а визуальная информация — важнейшее направление работы Библиотеки искусств) с тоскующими по дому французскими солдатами на бескрайних заснеженных полях России или прыгающего от радости археолога, только что раскопавшего древний Вавилон. Чтобы найти именно это изображение или что-то похожее самостоятельно, вам придется изрядно потрудиться, и не факт, что успешно. Вот тут голова библиотекаря вам поможет значительно больше, чем все ваши навыки компьютерного ресерча. Только он знает, где именно — на страницах первого номера журнала National Geographic или на маленькой почтовой открытке XIX века — вы найдете нужный образ.
Кстати, с 22 по 24 ноября в РГБИ пройдет международная конференция «Театральная книга между прошлым и будущим». На ней будут обсуждать, как в наш визуальный век библиотекам работать с изображениями, взаимодействовать с музеями, сохранять и систематизировать фонды визуальных материалов, предоставляя к ним доступ всем желающим.
Поскольку помимо книг в библиотеке есть еще много чего интересного, то освоить и связать воедино все это неуловимой ассоциативной подборкой на тему фантазий отдельно взятого читателя способен человек такой же неуловимый, ассоциативный и абсолютно профессиональный. Именно поэтому многие исследователи считают своими полноценными соавторами библиотечных консультантов.
Погрузившись в океан библиотечных фондов, я с удивлением узнала, что хранятся в нем не только книги, журналы, газетные вырезки, но и гравюры, авторские работы, подаренные или купленные у художников, огромная коллекция открыток, уникальных фотографий и дагеротипов и даже тканей. Одним из ключевых направлений Библиотеки искусств является история костюма — исторического, театрального, национального, ну и моды как их производной.
Здесь можно не только познакомиться с подборками английского или французского журнала Vogue столетней давности, но и, при особой надобности, пощупать исторические ткани в каталогах старых мануфактур.
Есть совершенно уникальные, например так называемые «сарпинки» — тонкие рубашечные ткани ручной работы, продукция немцев-лютеран из колонии Сарепта в Саратовской губернии. На конец XIX века эти тонкие рубашечные ткани российского производства славились качеством мирового уровня. Благодаря Всероссийским кустарно-промышленным выставкам 1902 и 1913 годов, а также Нижегородской ярмарке, слово «сарпинка» стало нарицательным,и так могли уже и иностранный ситец назвать.
Есть в библиотеке и альбомы по театральным технологиям, в которых раскрывают секреты того, как превратить, например, обычный тюль в роскошное кружево для сценического костюма. В 1930-х годах Отдел внешнего оформления библиотеки возглавлял Павел Павлович Пашков — большой знаток костюма. Будучи отличным художником, Пашков оставил уникальную коллекцию зарисовок — портретов современников, так называемые «Папки Пашкова». Актеры Малого театра после революции неожиданно столкнулись с необходимостью играть не классических костюмных персонажей, а героев современных пьес. Как это делать они не совсем понимали, современный костюм на сцене носить не умели и типажей этих не знали. Пашков готовил для них подробные зарисовки современников —жесты, мимика, одежда и приносил в качестве учебных пособий.
Время моего библиотечного дня заканчивалось, не успев начаться. Эмоции переполняли от увиденного, но еще больше от того, что не успела посмотреть, поэтому следующий поход решили сделать всей редакцией. Вооружившись блокнотами и ручками, редакция Seasons пошла в библиотеку, чтобы собрать материал, нужный редакторам и дизайнерам для работы над номером — тем самым, текст из которого перед вами.
Опубликовано в журнале Seasons of Life №65. Новые и архивные выпуски ищите в нашем магазине и у дистрибьюторов.
Реклама. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная библиотека искусств». ИНН 7707085611
Токен: 4CQwVszH9pQNrmSyvmv