The Makers 2023: лучшие в малом творческом бизнесе

В 2023 году нашему конкурсу «Мейкеры» исполняется десять лет. За это время он объединил десятки талантливых художников и ремесленников, веривших в свое дело. Победители этого года вновь доказывают: мечтать широко, доверять себе и даже в сложное время начинать новое — можно и нужно.

Купить новый номер Seasons of life уже можно на Ozon и WB.

Picture of Анастасия Николаева

Анастасия Николаева

Декор для дома

Больше двадцати лет я работала в крупных компаниях в сфере управления персоналом. Всегда любила свою работу, но в какой-то момент поняла, что пора что-то менять, хотелось с головой окунуться в творчество. Мир керамики я открыла для себя несколько лет назад, когда занималась обустройством дома. Этот материал моментально покорил меня своими неограниченными возможностями по формам, текстурам, масштабу и цветам. Тогда же я увлеклась дизайном интерьера. Пару лет я посвятила учебе, а после открыла свою дизайнерскую мастерскую TWO HARES (в переводе «Два зайца»), где два любимых направления гармонично сосуществуют друг с другом. Я создаю красивые и удобные пространства и наполняю их предметами декора.

Идея керамического конструктора «Молекулы» появилась так: мне нужно было поддержать форму люстры, которая состояла из шаров, и заполнить пространство возле стеллажа напольной инсталляцией. Оставалось придумать, как соединить шары между собой, — так появилась структура, напоминающая молекулу. А еще возможность конструировать предметы, не ограничивая себя по высоте и ширине.

Пока весь проект я реализую сама, со временем обязательно буду делегировать некоторые процессы. Одно из моих любимых слов — «вариативность», идея моего конструктора как нельзя лучше позволяет реализовать его. Для меня важно, чтобы предмет был не только функциональным, эстетичным, наполненным смыслом, но и легко адаптировался под пространство.

Я верю, что в каждом из нас живет творец. И мне очень хочется, чтобы человек, выбравший мою керамику, мог создать что-то свое, особенное, используя на первый взгляд простой набор деталей.

Picture of Алина Чистякова

Алина Чистякова

Украшения

Я занимаюсь древнерусской вышивкой, создаю авторские предметы и украшения в технике сажение по бели. Это моя единственная и основная работа, мой источник дохода и эстетического удовольствия. Это началось, с одной стороны, спонтанно, а с другой — очень органично. Я заканчивала Ярославское училище и поняла, что не хочу заниматься живописью. Одновременно увлеклась классической ручной вышивкой. Так я решила поступать в Московский ПСТГУ на кафедру вышивки. В основном мы изучали церковное искусство, вышивали иконы, делали большие проекты. Сажение по бели мы проходили вскользь, но меня эта техника поразила своей красотой. Как- то я сделала самостоятельную работу — небольшой иконный оклад, который сейчас хранится у моей бабушки. Так я стала углубляться в это дело, делала одно украшение за другим. И сразу после выпуска начала их продавать. Тогда уже были мастера, которые работали с этой техникой, — например, Юхан Никодимус. Для меня это была хорошая иллюстрация того, как можно реализовываться.

На определенном этапе развития своего дела ты становишься человеком-оркестром. Нужно отвечать и за продвижение, и за технические процессы. Долгое время я сама вела социальные сети и сайт, разрабатывала дизайн и вышивала, лишь иногда звала фотографа на съемки. Конечно, это суперразвитие, но все же с лета 2023 года у меня появились помощники, которым я поручаю вышивку, рук стало уже не хватать.

Плюс и минус собственного дела — ты предоставлен сам себе. Только ты знаешь, как и что нужно делать. Конечно, можно опираться на опыт коллег, но, учитывая необычную нишу, понять, как сделать ее прибыльной и популярной, ты решаешь сам. Главный плюс своего дела — бесконечный потенциал развития. Потолка нет. Ты можешь делать все что угодно и как угодно. Я мечтаю создавать огромные арт-объекты и предметы интерьера. Хочется, чтобы техника в том числе активно была показана за счет гиперболизации и масштаба. Все шейные украшения очень маленькие, а когда работа на метр или на полтора — это уже совсем другой разговор.

Picture of Анна Панченко

Анна Панченко

Керамика

Мои детство и юность прошли в Башкирии, в городе Уфе. Они были наполнены альбомами по искусству, художественными открытками, холстами, масляными красками и пинином No 4, пахнущим сосновым лесом, — я родилась в семье художника. Рисовала с детства, закончила Уфимское училище искусств, а в юности ходила в керамическую студию, которую вела Валентина Кузнецова (сейчас она живет и работает в Москве, заслуженный художник, действительный член Академии художеств). Именно она научила меня чувствовать глину пальцами.

Последние семь лет керамика захватила меня полностью — я даже не думала, что спустя так много времени творческое семя в моей душе начнет стремительно развиваться и прорастать. Все начиналось с кухонного стола нашей небольшой квартиры, затем был стол в студии, коворкинг. Количество работ все росло, и у меня появилась мастерская.

Глина для меня — самый гармоничный материал. Как земля, она учит думать, чувствовать, сосредоточиваться. Я прислушиваюсь к ней, она ко мне. Лепим.

Ежедневный труд, опыт, иногда неудачи, новые творческие задачи, участие в выставках, радость созидания, творчества и благодарные отзывы людей — мое счастье. У меня нет массового производства, я леплю все работы сама, и это, на мой взгляд, особенно ценно. Неидеальность форм, отпечатки пальцев и вмятины — все индивидуально, все единично.

Мои покупатели не торопят, доверяют мне как художнику. Впереди много проектов, выставок, заказов и новых работ. Я ставлю все более сложные задачи, совершенствуясь в мастерстве, испытываю бесконечную благодарность от возможности творить и радость делиться этим.

Author picture

Одежда

Выбор профессии для меня всегда был очевиден. Я занимаюсь созданием одежды с подросткового возраста, меня всегда тянуло в дизайн и творчество.

Помимо своего бренда я преподаю в Красноярском колледже сферы услуг и предпрнимательства несколько дисциплин, связанных с проектированием и конструированием одежды. Можно сказать, делюсь опытом. Мой бренд одежды сейчас — приоритетное дело моей жизни, мечтаю о мировом масштабе.

Дизайн — это язык, на котором можно общаться с миром. Кто-то рассказывает о своих переживаниях в танце, кто-то — в песне, кто-то пишет картины. Я выбрала язык дизайна и создаю одежду. Мои истории можно носить.

Сейчас в бренде я занимаюсь практически всем. Придумываю концепции, отшиваю пилотные образцы, конструирую и продумываю технологию. На сегодняшний момент мне удалась делегировать только отшив партий одежды на продажу.

Мои покупатели — это часто дизайнеры, архитекторы, культурологи, творческая и интеллектуальная элита. Наверное, я — главный фанат своих вещей, и все вещи из коллекции есть в моей гардеробе.

Для меня настоящая сложность в том, что я творческий человек, а не бизнесмен. Чувствую, что мне не хватает предпренимательских навыков, но постоянно учусь.

Я много размышляю о том, что каким бы был народный костюм сейчас, если бы продолжал развиваться. Даже поставила перед собой задачу сделать народное современным.

Author picture

Текстиль

До тридцати лет я училась рисовать — в гимназиях, университетах и академиях. А под конец учебы поняла, что это больше не про меня. Стала активно наблюдать, на что у меня есть внутренний отклик, — оказалось, мне важно все тактильное и объемное, что можно держать в руках, трогать и гладить. Я попробовала делать такие «поделки» и поняла, что снова чувствую радость, как в детстве, присутствие чуда, волшебства. С этого и начался мой путь как художника.

Шитье традиционно принято считать женским занятием. Позволить себе делать «женское искусство», перестать соревноваться, разрешить себе просто украшать мир, ни с кем не конкурируя, выращивать свои цветы и радоваться этому — это был важный период для меня.

Я прихожу в мастерскую каждый день и работаю одна, у меня нет помощников. Раньше мне даже было важно шить все от руки — только недавно я стала использовать швейную машинку, и это, конечно, ускорило процесс. Сейчас я чувствую, что идей больше, чем моих ресурсов, и в будущем я бы хотела делегировать некоторые рутинные процессы.

Мое творчество — это связь с женственностью, нежностью и силой. Человек не просто покупает у меня какое-то «изделие», а приобретает кусочек чуда в свой дом. Я мечтаю множить красоту, делать большие выставки с фантастическими существами, расширять мир своей мастерской. Сейчас я как будто не чувствую права это делать из-за того, что вокруг так много боли. Но я совсем не умею говорить о боли, я умею только о красоте. Поэтому пока для меня это очень острый и сложный вопрос.

Picture of Анастасия Орлова

Анастасия Орлова

Аксессуары

Tête.bonnet — это я, моя мама, мама и бабушка мужа. Я в декрете с двумя детьми, обе мамы и бабушки на пенсии.

Интерес к моде мне передался от мамы — она всегда потрясающе выглядит. Как-то я не смогла найти в продаже то, что искала, и решила, что надо начинать делать вещи своими силами. Все сложилось у меня в голове буквально за один вечер: и название, и стилистика. Мне это так понравилось, что захотелось срочно воплотить в жизнь. Тогда же мне попалась на глаза англиская поговорка «a bee in the bonnet», это когда ни о чем другом думать больше не можешь. Вот tête. bonnet для меня стал такой неуемной идеей.

Изначально проект задумывался мной как финансовая поддержка моей мамы и творческая реализация для меня. По мере роста заказов к нам присоединились другие талантливые женщины нашей семьи, и занятость в tête также стала приносить им дополнительный доход на пенсии.

Я в tête занимаюсь всем, кроме вязания: сделала сайт, обрабатываю заказы, оформляю отправки, веду соцсети, закупаю пряжи и другие расходники. По сути, у меня нет выходных, и если я не занимаюсь обработкой заказа или не оформляю очередную отправку, я веду дочь в школу и думаю о летней коллекции, ищу новую пряжу или строю планы о том, что и как мы будем вязать. Какие-то модели мы придумываем вместе с бабушками, иногда я могу просто подать идею, и дальше они развивают ее по-своему, либо я полностью зарисовываю и описываю им то, что мне бы хотелось.

Я обожаю искать необычную красивую пряжу. Наши покупатели очень нас поддерживают, видят большую ценность в том, что мы делаем, и готовы терпеливо ждать в очереди свой чепчик от tête иногда даже по шесть недель. Для них важно, что вяжут именно бабушки и что у наших изделий уникальный дизайн. У нас настолько возвратная аудитория, что многих я уже воспринимаю как своих хороших знакомых и друзей. Я храню каждый отзыв, за два года их набралось уже очень много.

Picture of Светлана Попова-Знаменская и Дмитрий Смирнов

Светлана Попова-Знаменская и Дмитрий Смирнов

Мебель

Мы — архитектор и инженер. Еще у нас есть сын Лева и наша пока небольшая команда. Сегодня и последние три года VALKEDA — наше единственное дело и основная работа, приносящая массу проблем и огромное удовольствие. Весной этого года мы открыли шоурум нашей мебели в Вологде и небольшую кофейню при нем — назвали ее «Место», потому что считаем: «Человек красит место».

В 2017 году мы съездили на неделю дизайна в Хельсинки. Там увидели много команд, которые делают классные современные вещи, привязанные к локальной культуре. Тогда мы поняли: создать бренд мебели возможно прямо сейчас и потихоньку его растить. Развиваться медленно — совсем не значит не иметь будущего.

Меня поражает и вдохновляет возможность материализации моей мысли, а Диму — возможность сделать руками что-то красивое, удобное, необычное. Я думаю, этот принцип — наш двигатель.

Сейчас у нас в основной команде несколько ребят-столяров, один художник-реставратор. Дима в цехе занимается отделкой, закупкой, планированием, документами. Я придумываю, рисую, черчу, пишу и планирую, до недавних пор фотографировала, теперь с нами работает талантливый фотограф. Есть еще ребята в команде нашего шоурума-кофейни «Место». И, конечно, наш сын, ему пять, он иногда напоминает нам о необходимости выключения из рабочего процесса.

В таком деле, как производство мебели, главная сложность — это финансовый вопрос. Еще есть вопрос компетенции. В России не очень хорошо развит рынок качественной «дизайннерской» мебели, мало фабрик, производящих мебель под каким-то брендом. Иногда я думаю: как бы мне пригодился совет вот в этом вопросе, потом понимаю — посоветоваться не с кем. Что вдохновляет в повседневной жизни, придает сил? Действие человеческих рук и мысли. Мы мечтаем расти и чтобы наше дело жило и после нас.

Picture of Ольга Наумова

Ольга Наумова

Игрушки

По образованию я инженер-эколог и после окончания университета в Москве 12 лет работала менеджером в промышленной иностранной компании. Все изменилось с рождением дочерей Арины и Полины и моим уходом в декретный отпуск. Мы с мужем Сергеем все больше начали задумываться об экологичном образе жизни и разумном потреблении. Погрузившись в тему экологичности, я по-новому взглянула на каждую игрушку в доме: убрала весь пластик, зато стало больше простых игрушек из дерева, ткани и шерсти.

Однажды я увидела игрушки из валяной шерсти. Мне сразу захотелось попробовать. Я начала учиться и делать малышей-зверят своим детям, а потом для других на заказ. Так родилась идея открыть свое небольшое дело.

Помощников у меня пока нет — все, начиная от подбора и покупки материалов до изготовления игрушек, упаковки и ведения соцсетей, я делаю сама. У меня нет выкроек и шаблонов — каждая игрушка получается уникальной, со своим характером.

Главные сложности в начале своего дела — поверить в себя и свой продукт, а также самодисциплина. Всю жизнь я работала в корпорации, и перестроиться на творческую работу дома было непросто. Однажды мне дали совет — делить жизнь на маленькие отрезки, и тогда начинать что-то новое будет не так страшно.

Я мечтаю о своей уютной мастерской в городе, теплом пространстве, в котором можно было бы творить и собирать женские и детские рукодельные встречи. Пока конкретных планов по развитию своего дела у меня нет — доверяю пространству и иду вперед.

Выбор Manner&Matter — партнеров конкурса The Makers 2023

Возможно дело в том, что это наш первый опыт жюри в конкурсе — мы растерялись. 255 заявок, десятки городов и стилей. Как итог, вместо трех, выбрали четырёх финалистов. И еще два бренда особо отметили. Публикуем шорт-лист брендов, чьи работы скоро будут доступны на Manner&Matter.

Лена Зайцман

Предметы декора

На Manner&Matter более 5 000 тысяч работ — нас сложно удивить. Но мы не раз отмечали, что стекло, один из самых редких материалов у авторов. Особенно работа в этом медиуме с цветами и их сочетаниями. Поэтому мы были очарованы красотой современного прочтения витража.

Окерамике

Посуда

Мы не смогли пройти мимо сказочных рисунков фантазийный персонажей, будь то родом из детства.

VALKEDA

Мебель

Наш выбор в этой номинации был однозначным. Отсылки к примитивным формам, вдохновение украшательством самых простых домов нашего прошлого, «медленный дизайн». Такие работу будут украшать дома своих владельцев многие десятилетия.

TWO HARES

Предметы декора

Нам особенно понравились за лаконичные формы, «чистые» линии и узнаваемый от работы к работе стиль.

Особо отметили:

Лукоморье

Керамика вдохновленная русской сказкой

In Your Room

«Царская» керамика их Волгограда

Читайте также: