Увидеть эхо: культовые фильмы за пределами столицы

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Евдокия Мельник
Фото: пресс-материалы из архива ММФАФ
Фото обложки: кадр из фильма «Утиный суп»

Осенью 2023 года фестиваль архивных фильмов в Москве побил все рекорды: на сеансы пришло более 3000 зрителей. В первые за долгое время на экранах показали восстановленные итальянские киношедевры и работы советских режиссеров, мелькали кадры с Ленинградом, поездами и мотивами Великой Депрессии. Теперь настало время других городов насладиться картинами, повлиявшими на кинематограф, и уникальными кино-находками, которые раньше считались утерянными. 

Совсем скоро в Нижнем Новгороде, Калининграде и Санкт-Петербурге можно будет увидеть ЭХО III ММФАФ. Мы отобрали несколько интересных программ в стиле Seasons и рассказываем, почему именно эти фильмы стали культовыми и где их смотреть.

СОДЕРЖАНИЕ — ВЫБОР РЕДАКЦИИ SEASONS

Звездный сеанс трех городов

Нижний-Новгород — 27 января // Калиниград — 1 февраля // Санкт-Петербург — 2 февраля

Лео МакКери, ​​США, 1933
В ролях: Братья Маркс, Маргарет Дюмон, Ракель Торрес, Луи Кэлхерн и др.

Во всех городах ЭХО пройдут специальные показы самого популярного фильма легендарных братьев Маркс — «Утиного супа». В год выхода картина не снискала кассового успеха, но со временем вошла в золотой фонд американской комедии, заложив основы жанра.

Правительство вымышленной страны Фридонии находится на грани банкротства, и спасти ее решает состоятельная вдова Глория Тисдейл. Она предлагает пожертвовать 20 миллионов долларов, но при условии — ее фаворит Руфус Т. Файрфлай станет лидером страны. 

Сам по себе Файрфлай — циник и диктатор. Он оскорбляет посла Трентино из соседней страны Сильвании и начинает военный конфликт. Любовные соревнования между Файрфлаем и Трентино за госпожу Тисдейл, два-неумехи шпиона, неловкий дипломат-секретарь — классические комичные персонажи, которые становятся каноничными именно в «Утином супе». 

С 25 по 28 января на площадке «Рекорд»

25-26 января

Всем увлеченным искусством, фотографией и кинематографом будет интересно узнать о том, как реставрируют пленку и услышать о сегодняшнем международном сотрудничестве киноархивов. 

Игра без риска

25 января в 19:00

Джозеф Хенабери, ​​США, 1927 
В ролях: Монти Бэнкс, Вирджиния Ли Корбин, Чарльз Хилл Мейлс и др.

В течение многих лет полнометражная американская комедия с участием Монти Бэнкса была известна в основном благодаря сохранившейся копии. Перемонтированная двухчастевая версия фильма под названием «В погоне за Ту-ту» содержала лишь кульминационную сцену фильма — эпизод с мчащимся поездом. В 2023 году оригинальная версия «Игры без риска» была отреставрирована компанией Dave Glass Productions Ltd. Для восстановления были использованы сразу три копии, уцелевшие в разных киноархивах мира. Одна из них была найдена в Госфильмофонде.

Вирджиния Крейг, единственная наследница фамильного поместья, убегает из дома, ведь ее хотят насильно выдать замуж за никчемного сына Сайласа Скотта, опекуна девушки. Юноша Монти, служащий фабрики, спасает Вирджинию от уличных хулиганов и предлагает укрыться от бури в его скромном жилище. Утром, пока Монти ищет новое жилье для девушки, опекун находит и забирает Вирджинию. Обеспокоенный интересом падчерицы к новому знакомому, он уничтожает часть записки, предназначенной для Монти, где девушка просит навестить ее.

Франческа Бертини. Первая и последняя дива

26 января в 19:00

Вечер пройдет совместно с найденным в коллекции Госфильмофонда фильмом «Трубадур», актерским дебютом актрисы. И вместе с ним — с бесспорным шедевром «Ассунта Спина» под аккомпанемент оркестра.

Трубадур

Луи Дж. Ганье, Италия, 1910
В ролях: Франческа Бертини, Джемма Фарина, Альберто Вестри, Акилле Витти и др.

Сюжет основан на одноименной драме Антонио Гутьерреса, положенной в основу знаменитой оперы «Трубадур» Джузеппе Верди. Граф ди Луна дарит своим сыновьям одинаковые медальоны, чтобы они всегда могли найти друг друга. Разлученные судьбой на долгие годы, они встречаются вновь, поскольку добиваются руки одной и той же девушки.

Ассунта Спина

Франческа Бертини, Густаво Серена, Италия, 1915
В ролях: Франческа Бертини, Густаво Серена, Карло Бенетти, Лучиано Альбертини и др.

Веристская драма о страсти, ревности и преступлении в трущобах Неаполя. Ассунта Спина помолвлена с Микеле Боккадифуоко, однако вынуждена отбиваться от настойчивого ухаживания Раффаэле. Однажды ревность Микеле перерастает в гнев: он нападает на невесту и ранит ей лицо. На суде ревнивца приговаривают к тюремному заключению. Но Ассунта готова простить возлюбленного и делает все, чтобы продолжать с ним видеться. 

Полную программу ЭХО фестиваля в Нижнем Новгороде можно прочитать на сайте.

С 1 по 4 февраля в кинотеатре «Заря»

2-3 февраля

Избранные фильмы из программы «Бегущие по рельсам» киноведа Натальи Мокрушиной, посвященной давнему роману поезда и кинокамеры.

В первые годы существования кинематографа поезда помогли насытить кадр механистическим движением. Именно паровоз научил камеру двигаться самостоятельно, а к 1910-м годам она переросла статус «пассажира» — встала на рельсы сама. Позже в СССР локомотив трансформировался в полноценную студию: знаменитый кинопоезд Медведкина не только перевозил съемочную группу по самым отдаленным уголкам «шестой части мира», но и позволял проводить полный производственный цикл фильма (проявку, монтаж, печать) в прямом смысле слова — на бегу.

2 февраля в 19:00

Жан Ренуар, Франция, 1938
В ролях: Жан Габен, Симона Симон, Фернан Леду, Бланшетт Брюнуа и др.

Роман-нуар Эмиля Золя стал одним из первых произведений, сконцентрированных на техническом прогрессе. 

Странное наследственное заболевание, которым страдает машинист Жак Лантье, не даёт ему возможности общаться с женщинами. Поэтому единственная «дама», с которой Лантье предпочитает быть рядом, не опасаясь вспышек неконтролируемой агрессии — это Лизон, как ласково прозвал Лантье свой локомотив. Именно у Лизон Лантье ищет утешение, когда цепь трагических событий приводит его в безвыходное положение.

3 февраля в 19:00

Альфред Хичкок, Великобритания, 1938
В ролях: Маргарет Локвуд, Майкл Редгрейв, Пол Лукас, Мэй Уитти и др.

Фильм Альфреда Хичкока, успех которого помог режиссеру получить контракт от крупнейшего киномагната Дэвида Селзника и начать свою карьеру в США. 

Веристская драма о страсти, ревности и преступлении в трущобах Неаполя. Ассунта Спина помолвлена с Микеле Боккадифуоко, однако вынуждена отбиваться от настойчивого ухаживания Раффаэле. Однажды ревность Микеле перерастает в гнев: он нападает на невесту и ранит ей лицо. На суде ревнивца приговаривают к тюремному заключению. Но Ассунта готова простить возлюбленного и делает все, чтобы продолжать с ним видеться. 

Полную программу ЭХО фестиваля в Калининграде можно прочитать на сайте.

Санкт-Петербург

С 1 по 4 февраля в кинотеатре «Родина»

1-4 февраля

Героем постоянной программы Фестиваля архивных фильмов «Киностолица» в этом году стал Санкт-Петербург — к 320-летию основания города. Стиль фильмов о городе на Неве неповторим: в них прослеживается путь трансформации от образа имперской столицы до «колыбели революции», а вместе с этим — история обычных, маленьких (и не очень) людей.

Мама вышла замуж

1 февраля в 19:00

Виталий Мельников, СССР, 1969
В ролях: Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Лариса Буркова и др.

Показ недавно отреставрированной копии нежно любимого всеми фильма Виталия Мельникова «Мама вышла замуж» на большом экране.

Штукатур Зина, мать-одиночка, приводит в дом нового мужа — одинокого работягу Виктора. Борька — сын Зины, недавний школьник и читатель Экзюпери — не может с этим смириться. Все попытки Виктора наладить отношения с пасынком проваливаются, потому что Борька не готов делить маму с кем-то еще. Летом он уезжает к дяде в деревню, с холодами возвращается в Ленинград, чтобы скитаться по городу и тосковать по дому, не в силах вернуться. Фильм про взросление, конфликт отцов и детей, а также — про красоту культурной столицы. 

Программа «Олег Жаков. Советский чужой»

3-4 февраля

Первая ретроспектива актера Олега Жакова — одного из самых тонких актеров в истории советского кино. Особенная пластика, образ настоящего интеллектуала тридцатых годов — жаковский парадокс рефлексирующих злодеев и положительных чужаков.

4 февраля в 15:20

Абрам Роом, Олег Жаков, СССР, 1944
В ролях: Владимир Гремин, Ольга Жизнева, Олег Жаков и др.

Вершина творчества актера — фильм «Нашествие». Здесь Жаков поднимает своего героя на такую трагедийную высоту, что становится полноценным соавтором фильма, редчайшим (даже для мирового кино) примером актера-автора.

Конец 1941 года. Федор Таланов возвращается в родной город, занятый немецкими захватчиками, после тюремного срока за убийство из ревности. Близкие, друзья и соседи не рады его появлению, для них Федор — паршивая овца. Из-за этого оккупанты стараются привлечь мужчину на свою сторону. Таланов оказывается во враждебном мире и должен решить, как же все-таки жить правильно.

Полную программу ЭХО фестиваля в Санкт-Петербурге можно прочитать на сайте.

Материал обновлен: 18-01-2024