Текст: Юля Григорьян
Элегантно с помощью одного вопросительного знака повернув заявленную в прошлом году утвердительную тему «Счастье» в повод для размышления, рефлексии, сомнения и переоценки всего, участники фестиваля пытаются ответить на один из главных философских вопросов «Счастье есть?», строя деревянный мавзолей, погружая в сон, купаясь в грязи, пряча в лесу артефакты и еще десятком способов. Рассказываем, что обязательно нужно увидеть и сделать в Никола-Ленивце с 28 по 31 июля.
Фото прошлых лет
Скоротать дорогу
С самого первого фестиваля дорога до Никола-Ленивца считалась отдельным приключением и перфомансом, особенно в те времена, когда асфальт заканчивался почти сразу при съезде с основной трассы. Дорогу до арт-парка проложили несколько лет назад, а в этом году из Москвы пустили автобус, в котором на протяжении всего пути будет идти спектакль с участием пассажиров — его поставил художник и режиссер Габбилен Галычев. Это он придумал в прошлом году сажать гостей по одному в лодку и играть для них спектакль во время ее движения по пруду.
Попасть в Мавзолей
Архитектор Тотан Кузембаев обращается с деревом, будто игнорируя все ограничения этого материала, за это его называют главным деревянным зодчим современной России. Из дерева, а еще из разбитых надежд, мусора и костей он собрал конус-пирамиду «Мавзолей мечты», которая показывает, из каких человеческих и природных жертв складывается достижение «великой мечты» и что человек видит, оборачиваясь назад, по пути к ее достижению. Объект станет самым высоким в истории парка и останется в его коллекции.
Проект реализован при поддержке попечителя арт-парка Никола-Ленивец Петра Авена
Участвовать в коллективном сне
Обычно нескольких дней на «Архстоянии» хватает, чтобы набраться сил, даже если приходится пожертвовать сном ради возможности увидеть все и побывать везде. Компенсировать это время можно днем — три дня на фестивале будет работать «Санаторий сна» художника Романа Сакина, где можно выспаться всласть вместе с хором людей, зевающих под тягучие мелодии в исполнении оркестра, занудные лекции и успокаивающие травяные чаи. После отдыха все увиденное в дреме предлагают записать в книгу снов.
Собирать счастье по кусочкам
Все три дня на фестивале будет идти зрелище «Яртария». Все гости смогут стать участниками квеста — искать по парку осколки разбитого счастья. Выглядят они как кусочки невзрачного быта: ковши, кастрюли, баклажки, кружки — то, что может звенеть и шуметь. Все собранное станет инструментами для большого оркестра, который выступит в один из дней фестиваля. Чем больше инструментов, тем больше звука, а значит, тем сильнее и ярче будет счастье.
Впасть в детство
Пожалуй, самое ожидаемое мной развлечение фестиваля в этом году — «Большая грязь или черная дыра Никола-Ленивецкого уезда». Художница Дарья Лисицына хулиганит сама и дает карт-бланш взрослым и детям на то, чтобы изваляться в грязи, кидаться ею и вести себя совершенно бессовестно. Для этого на территории Никола-Ленивца выкопают яму и наполнят ее грязью, но сделают это недалеко от душа — чтобы можно было вернуться в приличное общество, как ни в чем ни бывало.
Танцевать себя
Хореограф Ольга Цветкова танцует с самого детства, учит этому других и ставит движение в спектаклях центра им. Всеволода Мейерхольда. Танец для нее — инструмент самопознания: в мастерской фестиваля она покажет, что можно узнать о себе, двигаясь свободно или по заданному сценарию.
Поехать на дачу
Архитектор Александр Бродский, которому невероятным образом подвластны пустые пространства, осмысляет понятие «6 соток» — 600 квадратных метров, стандартной площади садового или дачного участка в советские времена, которые стали единицей измерения счастья, отдушиной и легендой. Можно будет попробовать разгадать секрет этих заветных метров, освобожденных от личных ассоциаций — они будут огорожены забором и лишены наполнения.
Обрести надежду
Черной полосой называют не лучшие времена, когда кажется, что все валится из рук. Но черная полоса — это дорога. И как у любой дороги, у нее есть начало и конец, главное — продолжать идти. Объект «Черная полоса» бюро SON architecture представляет собой темную дорогу, которая выводит к «Белым воротам» Николая Полисского — символическому образу света, который обязательно станет виден.
Искать счастье внутри
Вместе с другими гостями фестиваля можно отправиться в 4-часовое паломничество. Конечный пункт — храм души, ваше собственное тело, голос и состояние. Придумали, как пройти этот «Путь» и что на его протяжении нужно делать (телесные и вокальные упражнения, другие практики) художницы Настенька Рябова и Марианна Высоцкая.
Следовать на звук
Одним из самых сильных впечатлений прошлой поездки для меня стал момент, когда, пробираясь ночью сквозь чащу по разъехавшейся от дождика земле, двигаясь исключительно на звук, в темноте леса я увидела оазис света и движения. Это было похоже на вечеринку где-то в азиатских джунглях — пестрые халаты, блестки в уголках глаз, воздух, нагретый танцем. Вечеринка с электронной музыкой проекта Leveldva одновременно сильно контрастировала со всем, что происходило при свете дня, с другой стороны — была логичным продолжением. В этом году у ребят снова свой танцпол, надеюсь, в таком же неожиданном месте.