Текст: Ольга Сергеева
Фото: Саша Мановцева
Ади Ниссани занимается керамикой много лет. Ее студия находится на одной из улиц Яффо, самого старого района Тель-Авива. Мы снимаем, говорим и снова снимаем. Ответы Ади короткие, как глотки черного кофе, которым угощает нас хозяйка.
Почитать больше про мир еврейской культуры можно в новом осеннем номере Seasons of life. Благодарим посольство Израиля за помощь в создании этого номера
«Мама посмотрела на меня, когда я родилась, — и пришло имя. “Ади” в переводе с иврита — “драгоценность”».
Она говорит низким голосом, на хорошем английском, выучила язык во время учебы в Австралии и путешествий по Индии. Я узнаю об этом, пока мы с фотографом Сашей Мановцевой снимаем ее в студии за работой.
Привычка работать у нее такая же сильная, как и привычка учиться. Керамику Ади изучала в Иерусалимской Академии искусств Бецалель. Потом провела год в Австралии — взяла курс по фешен-дизайну. Вернулась в Израиль и получила степень магистра гендерных исследований. После был промдизайн и совсем недавно — дизайн среды.
Как глина в руках Ади оживает и начинает принимать форму: тарелки, вазы, горшки, меноры, — так и истории ее жизни простые, глубокие и живые — как притчи.
«Я хожу в синагогу, отмечаю праздники. В начале года, в сентябре, мы начинаем читать по одной главе из Библии — одна притча в неделю. Каким‐то космическим образом эта история объясняет происходящее в данный момент.
В детстве я была против, все хотела пересечь границы, сделать наоборот. Когда я задумалась о собственной семье, перед тем как забеременела, ко мне пришло религиозное чувство — и все обрело смысл. Я забеременела в 36 лет, после рождения сына мы расстались с его отцом. Я бы хотела четверых детей, но Бог решил по‐другому. Я живу с партнером, у него двое своих детей, а на двоих у нас их получается трое».
«Израильский дизайн эклектичный. Люди везли сюда не только семьи и быт, они везли культуру. Русские приехали и дали представление об искусстве, французы — чувство стиля. А земля, которая всех приняла, хранит библейские, древние традиции. И сейчас мы все еще адаптируем эти разные культуры».
«Мое идеальное пространство — белое, открытое, с огромными окнами. И немного материалов в отделке. Может, всего два. Вообще мне хочется заниматься интерьерами, я слишком долго в керамике».
«Для меня красота — это то, на что хочется смотреть. Не слишком странное. Красивое может быть и скучным, но наполненным своим миром. Красота — это на все времена. Чтобы люди и через 30, и через 30 тысяч лет посмотрели и сказали: “Это красиво”. Цвет, пропорция, естественность, функциональность. У предмета должна быть цель в пространстве, назначение».
«Я бы хотела оказаться в библейском времени. Я верю в то, что все написанное в Библии — это о жизни. Как уважать природу, как лечить друг друга,
как жить рядом мужу и жене. И еще мне бы хотелось оказаться в 1950-х. Независимость женщин — важный для меня вопрос. Женщине нужны права, но все же мужчина и женщина разные — биологически, ментально, физически. Это не вопрос про хорошо и плохо.
Феминизм помог появиться суперженщине. Мы были дома тысячи лет и потом вышли в мир. Но невозможно быть одновременно и дома, и вне дома. Я современная, но сохраняю веру в то, что мужчина и женщина могут жить по библейским традициям».
«Самые важные слова, которые я слышала от своих родителей: “Будь собой”. Они и сейчас мне это время от времени говорят».