Фото: Борис Егоров
Психолог Ирина Млодик делится с родителями, как снизить стресс от начала учебных дней, помочь ребенку настроиться на учебу и сохранить здоровые отношения в семье
Ирина Млодик
Кандидат психологических наук, практикующий психолог, сооснователь ресурса «Площадка»
Девиз сентября «Снова в школу!» обычно не вызывает позитивные эмоции ни у детей, ни у родителей. Даже само понятие «школа» часто вызывает стресс.
Родители предвидят нагрузку: возить ребенка на занятия, контролировать, переживать за оценки и поведение, стыдиться за недостаточное, вздыхать над школьными чатами. Дети думают о несвободе, неизбежности общения и об утомительной необходимости подчиняться системе.
Чтобы не впадать в уныние, давайте найдем то положительное, что несет в себе школа:
— Хотя бы отчасти освобождает родителя от организации досуга.
— Дает не только знания, но развивает эмоциональный интеллект, навыки общения и социальных взаимодействий.
— Каким бы не было учебное заведение, развивает в ребенке новые модели приспособления.
Чтобы школа не была чрезмерным стрессом для всех:
— Помните, что в ней учится ребенок, а не вы. Это означает, что учеба — его дело. Не стоит приходить с советами без нужды, но можно помочь, если об этом ребенок вас попросит сам. Школьнику важно научиться справляться с трудностями самому или просить о помощи, когда решить проблему не получается.
— Пресекайте желание учителей передать вам контроль за образовательным процессом. Дети учатся, школа берет на себя услугу по их образованию, а вы обеспечиваете своему ребенку лучшую среду для постижения этого мира.
— Если в первых классах школы вы научите ребенка правильно подходить к процессу образования, то дальше он справится с учебой сам.
— Помните, что в процессе обучения всегда три стороны: родитель, ребенок и школа. Хорошо бы уметь вставать на любую из сторон, но помнить, какие у кого роли и задачи.
— Разрешите ребенку не любить школу, предмет или учителя. Можно проживать любые чувства по различным поводам с тем, кто готов принять и разделить эти переживания. Но всем участникам образовательного процесса нужно проявлять взаимное уважение и подчиняться правилам.
— Оценки важны, но отражают лишь то, как ученик конкретной школы справляется с ее тестовыми заданиями. К личности ребенка и его перспективам на жизнь они имеют малое отношение.
— Помогите ребенку полюбить процесс получения знаний, чтобы школа не стала конечным пунктом в его жизненном образовании.
— Если вы уже много раз пытались «продать» ребенку идею необходимости идти в школу и устали находить аргументы в ответ на его вопрос: «Почему я должен туда ходить?», отвечайте: «По закону Российской Федерации». В нашей стране это не личностный выбор, а закон.
— Главное помнить, что ребенок больше, чем ученик, школа — лишь часть жизни, а важные навыки и знания получают не только на уроках.