Путь Джима Джармуша

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Дарья Дьякова

Вызов общепринятым нормам, минимализм и философские темы — стиль Джима Джармуша изменил индустрию американского независимого кино и показал широкой аудитории то самое артхаусное кино.

29 февраля в кинотеатрах выйдет отреставрированная версия культового фильма «Пёс-призрак: Путь самурая». Рассказываем, как к этой дате познакомиться ближе с поэтом и мечтателем Джимом Джармушем.

Что послушать

В выпуске «Как Джим Джармуш превращает любимую музыку в кино»ведущие подкаста «Сиди и смотри» вместе с кинокритиком Васей Степановым исследуют феномен режиссера, разбирают интертекст и дают советы, как смотреть и понимать его фильмы. 

В подкасте расскажут про рабочие отношения Джармуша с известными актерами. Например, как режиссер находит индивидуальный подход к каждому: разговаривает с актером, обсуждает природу персонажа. Со временем у Джармуша даже появились любимчики, например, Билл Мюррей, Адам Драйвер, Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон — специально для них он писал и диалоги, и сценарии.

Однажды Джармуш сказал: «Когда я в депрессии, то думаю обо всей музыке, которую ещё не слышал. Представьте мир без музыки. В этом случае просто дайте мне пистолет». Звучит, конечно, иронично, но все же музыка решает для Джармуша очень многое: задает тон и усиливает эмоциональное воздействие. Поэтому режиссер всегда с особым внимание выбирает саундтрек, будь то Скримин Джей Хокинс, выкрикивающий «I Put A Spell On You» в «Более странно, чем в раю», джаз Джона Лури во «Вне закона» или электрогитара Нила Янга в «Мертвеце».

Наверняка Джармуш так трепетно относится к саундтрекам, потому что его музыкальная карьера началась ещё до кинематографа: в 1976 году, когда он от безденежья подрабатывал музыкантом. Дошло до того, что будущий режиссер основал авангардную рок-группу SQÜRL, которая изначально называлась Bad Rabbit. И вот, на их счету саундтрек к фильму «Выживут только любовники» в соавторстве с лютнистом Йозефом ван Виссемом, альбом Silver Haze и сингл Berlin.

Джармуш не только сочиняет музыку, но и разбирается в ее технических особенностях. В интервью каналу EarthQuakerDevices он рассказывает о подготовке к концерту и импровизирует соло на гитаре.

Дружил Джармуш не только с музыкантами, но и с операторами, например, с Робби Мюллером. Вместе они работали над фильмами: «Вне закона», «Таинственный поезд», «Мертвец», «Пёс-призрак: Путь самурая», «Кофе и сигареты». Джармуш написал музыку к документальному фильму про  Мюллера — «Проживая свет». А в начале 2020 года у группы SQÜRL вышел альбом под названием Some Music For Robby Müller — серия треков, изначально написанных для документального фильма, но не вошедшая в итоговую версию.

Что посмотреть

Андеграундные клипы

В начале 80-х начинающий режиссёр попал в андеграундную тусовку Нью-Йорка, подружился с Томом Уэйтсом, Игги Попом, Джо Стреммером и Джоном Лури. У всех было что-то общее: каждый из них выступал против коммерческого давления со стороны поп-культуры. Тот же бескомпромиссный дух Джармуш привнес в свое кино и клипы друзей. Джармуш режиссировал клипы на песни It’s Alright With Me Тома Уэйтса, Big Time, Нила Янга, Lady Don’t Mind группы Talking Heads и Steady, As She Goes группы The Raconteurs.

Документальное кино

Иногда Джармуш оказывается с обратной стороны камеры. Французский режиссёр Леа Ринальди сняла диптих о режиссере: «Путешествие в ночь с Джимом Джармушем» и «За кадром: Джим Джармуш». Про оригинальный, свободный и нестандартный взгляд на независимое авторское кино, на фигуру режиссера (кстати, он впервые позволил снимать себя за работой). Леа Ринальди показывает Джармуша в компании актёров Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона, Джона Хёрта и Исаака де Банколе, Мии Васиковской и оператора Кристофера Дойла. В другом доке — «Фрагменты рая» — Джармуш делится размышлениями о влиянии авангардного режиссера Йонаса Мекаса, который изменил облик кино и вдохновил поколение кинодеятелей.

Про кинематограф

Никто не расскажет о своих фильмах лучше, чем их автор. Предлагаем посмотреть два интервью: первое — про фундаментальное и подробное исследование творческого пути режиссера. Он с любовью вспоминает, как открыл для себя кинематограф, как снимал фильмы, с кем сотрудничал. Второе — о вдохновителях, о советах начинающим режиссерам и  кинематографическом наследии.

Видеоэссе «Как снимает Джим Джармуш»

У Джармуша особенный стиль — продуманный, запоминающийся и созерцательный. С дебютного фильма «Отпуск без конца» его стиль не менялся, потому что режиссер не позволяет фантазии управлять процессом. Творческий контроль всегда первостепенен. Проследить за визуальным языком режиссера можно в видеоэссе «Как снимает Джим Джармуш» — про ключевые приемы, особенности повествования, постоянные образы и типичного джармушевский героя-аутсайдера. 

В эссе Stranger/Things можно посмотреть, как сопоставляются подходы Джима Джармуша и Вима Вендерса (героя нашего материала «Идеальные дни Вима Вендерса»). На примере фильмов «Более странно, чем в раю» и «Положения вещей» увидим, как разные кинокартины говорят на схожем визуальном языке.

Что почитать

Тщательный анализ фильмографии режиссёра. Книга оформлена в виде рецензий и разбавлена интервью и стихами, посвященными режиссёру.

Как по-разному энергия мортидо (стремления человека к разрушению) и её образы встраиваются в режиссерские миры. Джармушу посвящена отдельная глава, связанная с поэзией выстрела.

Выпуск синефильского журнала ORNAMENT выдержан в гранжевой стилисике и построен по джармушевскому стилю — в виде роуд-путешествия по творчеству режиссера. В журнале легко, понятно и при этом интересно рассказывают про Джармуша, поэтому журнал подойдёт как начинающим зрителям, так и продвинутым синефилам.

В книге The Jarmusch Way профессор Джулиан Райс анализирует три фильма Джармуша: «Мертвец», «Пес-призрак: Путь самурая» и «Пределы контроля», а еще — их связь с восточной философией и отдельными произведениями западной литературы, живописи и кино.

Хуан Антонио Суарес углубляется во взаимосвязь режиссёра с панком, уличной фотографией, хип-хопом и нью-йоркским поп-авангардом конца 70-х годов. Анализирует творчество Джармуша с точки зрения независимого кинопроизводства с 80-х по настоящее время и постмодернистской политики.

Чем вдохновиться

Джармуша увлекается составлением коллажей: он собирает газетные вырезки и работает над фрагментами только в гостиничных номерах — в непростое время для съемок. В 2021 году Джармуш выпустил книгу, в которую вошли некоторые из коллажей. Режиссёр признался, что не планировал их публиковать, но потом решил поделиться, чтобы проверить, развеселят ли его коллажи кого-нибудь. Часть коллажей можно посмотреть в видео-обзоре Some Collages, а для преданных фанатов — приобрести на Amazon или поискать в букинистических лавках.

29 февраля в российский прокат выйдет культовая драма Джима Джармуша — «Пёс-призрак: Путь самурая». Фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля-1999. Главную роль исполняет — Форест Уитакер, обладатель премии «Оскар», а музыку написал рэпер RZA. 

Джармуш объединил в этом фильме постмодернистскую оптику на гангстерское кино, ироничный взгляд на закат мафиозной эпохи, воспетой авторами Нового Голливуда, и отсылки к американской хип-хоп культуре. Джармуш предлагает зрителям нетрадиционный взгляд на японскую философию и принципы самурая, перенесенные в городской сеттинг Нью-Джерси.

Читайте также:

Материал обновлен: 27-02-2024