Santa Maria: экспозиционный дизайн в церкви

церковь выставка
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Марина Юшкевич 
Фото: пресс-материалы

Известно, что одну и ту же историю можно рассказать совершенно по-разному: уныло и монотонно или так, что она станет одним из самых захватывающих повествований мире. Вопрос в даре рассказчика. Это относится и к архитектуре. Особенно если мы говорим про экспозиционный дизайн.

Церковка Санта-Мария-ду-Каштелу
в португальском Абрантише — внешне почти минимализм, правда XII века
(с перестрокой в XV веке): белые стены, скатная кровля, небольшая выразительная колокольня, портал да круглое окошко на фасаде. Ничего лишнего и ничего броского — легко пройти мимо, в Португалии таких церквей сотни. Внутри интереснее: здесь сохранились роскошные гробницы местных графов Алмейда — от ажурных готических до ренессансных, неожиданно нарядный, хоть и крошечный кусок старинной 
росписи, яркий фрагмент плитки азулежу, алтарь, чуток скульптур и внушительные каменные арки. По сути, краткая история португальского средневекового искусства в одном пространстве.

Совсем скоро мы будем праздновать Пасху. Готовимся заранее с нашим материалом: «Встречаем Пасху в стиле Seasons».

Но как сделать так, чтобы эта история стала интересной? А рассказ превратился в самостоятельное произведение, заслуживающее как минимум поездки в Абрантиш? Чтобы это был не еще один краеведческий музей с монотонными витринами, редкими посетителями и полным непониманием, куда смотреть и чем восхищаться, — а ведь именно такой церковь была совсем недавно.

Проект взял приз зрительских симпатий в международном конкурсе Loop Design Awards в 2022 году.

Ответ нашли архитекторы студии spaceworkers, соединив богатое прошлое интерьера с немногословным и тонким, почти эфемерным дизайном настоящего в выставочном проекте «Пантеон Алмейда».

В старинное каменное пространство церкви архитекторы встроили деревянный помост, словно парящий над историческим полом, из которого тут и там по пути движения посетителей вырастают разновеликие стеклянные стелы с информацией об экспонатах и захватывающими историями про знатный род Алмейда, прославивший Абрантиш. Стелы обрамлены тончайшими металлическими рамами, которые крепятся под деревянным настилом — для этого он и был нужен, — и подсвечены по периметру, словно сияющие порталы между прошлым и настоящим.

За счет того, что они почти полностью прозрачны, стенды не загромождают церковь, напротив, создают легкое текучее пространство. Кроме того, это позволяет создавать эффект наложения: сквозь некоторые стелы можно смотреть на исторические фрагменты, видеть их «дополненный образ».

Стеклянные стелы подсвечены по периметру, словно сияющие порталы между прошлым и настоящим.

Стелы разновеликие и расставлены часто поперек пространства церкви, что создает замечательный эффект: по небольшой в общем-то площади можно бродить довольно долго. Теперь это не быстрая прогулка от двери к алтарю и обратно, а сложно петляющий маршрут с эффектными паузами в нужных местах. Потому что без эффектных пауз что за рассказ?

Контраст истории и современности — почти всегда красивый прием. Здесь же немногословность фасада и сложность интерьера, величие надгробий и лаконичные сияющие порталы создают вместе необыкновенно цельный, сложный и тонкий образ уважения к прошлому, в который не страшно впустить немного современности.

Немногословность фасада и сложность интерьера, величие надгробий и лаконичные стелы создают образ уважения к прошлому.

Читайте также:

Материал обновлен: 15-04-2024