В раме — целый мир: гобелены художницы Кати Абламской

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Мария Жаворонкова
Фото: Надежда Мелкумова

Однажды Катя написала нам письмо в редакцию. Мы читали живой, звучащий текст и любовались ее работами: слышали в них запах моря, пение северных ветров, видели степные травы и выцветшие на солнце рыбацкие сети. Потом мы познакомились с Катей, пришли в ее московскую мастерскую и попросили сделать обложку для весеннего номера. Как‐то сразу было понятно, что Катя — наша родственная душа, человек Seasons.

Фото: Катерина Билалова

На обложке Seasons of Life №63 — подснежник, немного стаявшего снега, напитанная соками почва и нежный хрупкий цветок: кажется, у Кати волшебные нити — из самого сердца земли.

Она родилась в Крыму, с шести лет училась в художественной школе, потом переехала вместе со своей семьей в Москву, сейчас живет в Белграде. О том, чтобы стать текстильным художником, никогда не думала. Готовилась поступать на отделение живописи, потом решила попробовать себя в графическом дизайне. Но совершенно случайно на дне открытых дверей в Строгановке забрела на девятый этаж, на кафедру текстиля, и утонула с головой.

«Я как будто открыла параллельную вселенную, о которой никто не догадывался. Гобелены, работы с войлоком — все такое живое, тактильное, мягкое. И за месяц до поступления я твердо решила, что буду учиться только там. Меня все отговаривали — и друзья, и преподаватели, никому было не понятно, как «‎перспективный» графдизайн можно променять на текстиль.

Но за шесть лет учебы я ни разу о своем выборе не пожалела. В Строгановке нам говорили: «‎Текстиль нельзя любить наполовину». Это правда, если не твое, то бросишь, не станешь заниматься.

Краску с холста можно счистить мастихином, а в сотканном гобелене ничего не поправишь, можно только распустить его и начать заново.

А это долго, трудно, и поэтому, прежде чем начать работу, тебе нужно внутри создать очень ясный образ того, что должно получиться.

Почти все текстильные техники — очень древние, самые, что ни на есть традиционные. Вот ткачество — деревянная рама-станок, вертикальные нити, уток — ничего нового человечество не придумало. Но при этом техника восприимчива к экспериментам — современным материалам, новым смыслам.

Меня сейчас завораживает тема мира людей и машин, как мы тесно переплетены, не распутать. И в работе, которую я сейчас делаю, вместо шерстяных нитей я использую зарядные устройства от гаджетов, джутовые бечевки, нити из пластиковых бутылок.

Я не замечаю, как пролетает время: пришла в мастерскую утром, и надо же — уже девять часов вечера. Четная нить, нечетная, четная, нечетная — ряд за рядом вырастает гобелен. Почти медитация».

Серия «Другие планеты», с которой началось наше заочное знакомство с Катей, — текстильные панно из рыболовных сетей, натянутых на обручи, как на гигантские пяльца. «Я сама не знаю, как эту технику назвать, — смеется Катя. — Вышивка на рыболовных сетях сетями? Так можно сказать? Но это ведь и не важно. Материал же не самоцель, а средство, чтобы точнее передать то, что у тебя внутри. У меня дедушка рыбак, я много гуляла по керченским бухтам. Выброшенные на берег старые сети всегда меня завораживали — их и красить не надо, морские волны придают им такие сложные оттенки, фактуры. А еще они очень прочные и пластичные, поэтому я взяла их за основу, и получились круглые панно — планеты со своим характером, окна в другие миры».

Катя над этой серией работала долго, с большими перерывами и только тогда, когда возвращалась в родной Крым. «Планеты требуют от меня состояния умиротворенности, наполненности красотой природы и полного отстранения от других проектов».

Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 63. Архивные номера и новые выпуски ищите на Ozon, WB,  в нашем интернет-магазине или в студии на Петровке.

Читайте также:

Материал обновлен: 06-02-2024